Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Утверждено приказом № 105-у от 31 августа 2024 г. ПЛАН внеурочной деятельности ФГОС НОО и ООО ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» на 2024-2025 учебный год Екатеринбург 2024 г. I. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПЛАНА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ План внеурочной деятельности ФГОС НОО, ООО и СОО на 2022-2023 учебный год обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – общеобразовательные организации), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами (далее – ФООП) План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов: - Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон); - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (далее – ФГОС НОО- 2009); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (далее – ФГОС НОО-2021); - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 12 пункт 6.1. науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее – ФГОС ООО-2010); - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (далее – ФГОС ООО-2021); - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (далее – ФГОС СОО-2012) (для 11(12) классов общеобразовательных организаций); - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской - - - Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (далее – ФГОС СОО-2022) (для 10 классов общеобразовательных организаций); Федеральная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 372 (далее ФОП НОО); Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370 (далее ФОП ООО); Федеральная образовательная программа среднего общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371 (далее - ФОП СОО); Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СП 2.4.3648-20); Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее – СанПиН 1.2.3685- 21); Устава ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест»; Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест»; Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест»; Адаптированной основной образовательной программы среднего общего образования ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест». II. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПЛАНА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основной целью образовательной деятельности школы является формирование разносторонне развитого, ответственного гражданина России, уважающего ее культурные традиции и ценности гражданского общества, способного реализовать свой духовный, интеллектуальный и творческий потенциал в динамичных социальноэкономических условиях в личных и общественных интересах. Для достижения поставленной цели школа решает комплекс задач, выделяя в качестве приоритетных, следующие: - создание максимально благоприятных условий для выявления и полноценного развития интеллектуальных и творческих способностей каждого обучающегося; - формирование у обучающихся современной общенаучной картины мира как целостной системы представлений и ее общих свойствах и закономерностях; - сохранение здоровья обучающихся, формирование активной жизненной позиции, привитие основ здорового образа жизни; - обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; - индивидуализированное психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося по формированию базового уровня и перспективного уровня развития; - создание условия для самореализации и самоактуализации обучающихся; - координация деятельности всех участников образовательного процесса в целях достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; - обеспечение развития учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников в разных сферах содержания образования; План внеурочной деятельности школы является инструментом в управлении качеством образования. Основополагающими принципами построения плана внеурочной деятельности являются: - включение программ общеинтеллектуальной направленности; - преемственность структуры и содержания начального, основного и среднего (полного) общего образования; - вариативность, обеспечивающая индивидуальные потребности в образовании; дифференциация с целью реализации возрастных особенностей обучающихся; интегративность содержания образования на основе психофизиологических особенностей восприятия обучающимися окружающего мира; - расширение спектра образовательных услуг с учетом потенциальных ресурсов школы и социальных запросов населения; - индивидуализация, позволяющая учитывать интересы, склонности и способности обучающихся; - добровольность выбора курсов внеурочной деятельности; - учет потребностей обучающихся и их родителей; - разнообразие форм организации внеурочной деятельности. III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модель организации внеурочной деятельности ГБОУ СО «Екатеринбургская школаинтернат «Эверест» – оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники школы (учителя, воспитатели, педагоги-психологи, логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы, библиотекарь и др.). Координирующую роль выполняет классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в школе, в содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования целесообразно при формировании плана внеурочной деятельности предусмотреть часть, рекомендуемую для всех обучающихся: 1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" (понедельник, первый урок); 1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); 1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства) в рамках курса внеурочной деятельности "Россия – мои горизонты". Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности целесообразно включить: до 5 часов в неделю – на коррекционные занятия, связанные с реализацией особых потребностей обучающихся с ОВЗ (индивидуальные и групповые занятия по логопедии, по психологической коррекции, по двигательной коррекции, а также занятия, направленные на развитие осознания, ощущений, ориентировки в пространстве и на плоскости); 1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах и т.п.); 1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся. 3.1 Механизм конструирования оптимизационной модели Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: - взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; - организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; - организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся; - ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности. Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие основные принципы организации внеурочной деятельности: 1. Принцип учета потребностей, обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения. 2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самореализации, самоутверждения. 3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов, 4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. 5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе. 6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательной организации ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрируется с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. 3.2 Направления организации внеурочной деятельности Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: Спортивно-оздоровительное (адаптивно-спортивное) направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре. Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике. Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность. Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. Внеурочная деятельность организуется через следующие виды и формы: Виды внеурочной деятельности Игровая деятельность Познавательная деятельность Проблемно- ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность Художественное творчество Социальное творчество Трудовая деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность Формы внеурочной деятельности Кружок Студия Секция Клуб Объединение Научное общество Практика Соревнование Поход Олимпиады Конкурсы Фестивали Поисковые и научные исследования Общественно-полезные практики 3.3. Характеристика плана внеурочной деятельности Обучающиеся могут выбрать занятия в первой и второй половине дня. Группы для занятий могут формироваться из учащихся разных классов. Виды деятельности охватывают разные направления по содержанию и формам организации: кружки, студии, экскурсии, подвижные игры, исследовательская деятельность, общественный труд, социальные акции, коллективный проект. Основной принцип – добровольность выбора учеником сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов. Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Технология портфолио является наиболее удачной для накопления достижений обучающегося. В рамках спортивно-оздоровительного направления предусмотрено увеличение двигательной активности и спортивно-оздоровительной работы за счет ресурсов внеклассной деятельности: кружки, секции, дни здоровья, динамические паузы (подвижные игры), соревнования, подвижные перемены. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность школьника, от степени удовлетворения которой зависит его здоровье и общее развитие. Введена динамическая игровая перемена, реализуются программы курсов внеурочной деятельности по ОФП и ЛФК, программы «Легкая атлетика», «Футбол», «Следж-хоккей» Формы организации занятий в рамках данных курсов внеурочной деятельности разнообразны. Это игры, соревнования, эксперименты, наблюдения, коллективные групповые и индивидуальные тренировки, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов физической культуры и спорта, беседы. В рамках общекультурного направления реализуются программы «КераМир», «Школьный театр», «Театр моды», «Школьный музей», «Умелые ручки» и программа «Я так вижу». Целью данных курсов являются раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека, формирование навыков культурного общения в социуме. Педагоги осуществляют свою работу в форме интерактивных занятий, конкурсов, выставок, творческих мастерских, ярмарок достижений. В рамках общеинтеллектуального направления реализуются курсы внеурочной деятельности: «Основы журналистики», «Предметно-практическая деятельность в игре», «Веб-дизайн», дополнительное изучение учебных предметов (учебно-исследовательская и проектная деятельность, региональный/этнокультурный компонент и др.) Формы организации внеурочных занятий разнообразны: беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ. Внеурочные занятия по предметам основной образовательной программы по выбору обучающихся способствуют расширению предметных представлений в данной области, повышению эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формированию научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской, проектной деятельности. В рамках духовно-нравственного и социального направлений реализуется курс «Разговоры о важном», а также программы курсов внеурочной деятельности «Ритмика. Праздник круглый год», «Школьный пресс-центр», «Фото-видео студия», «Совет старшеклассников», элективных курсов «Финансовая грамотность» и «Профессиональное самоопределение». Цель – социализация обучающихся, вовлечение в социально-значимую деятельность, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, развитие позитивного отношения к базовым ценностям общества, привитие любви к Отчизне и малой Родине, развитие духовных качеств личности обучающегося, формирование гражданской позиции, воспитание патриотов, раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. Основная задача такой формы внеурочной деятельности – создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм работы по направлениям, формированию навыков функциональной грамотности, развитие коммуникативных качеств личности обучающихся. Социальные практики и благотворительные проекты по выбору обучающихся. Социальная практика – это форма внеурочной деятельности обучающихся. Практика проводится в форме непосредственного участия в процессе деятельности. Объектами активной практики могут быть следующие формы общественно значимой деятельности: - осуществление посильной помощи социально незащищенным слоям населения (престарелым, инвалидам и ветеранам в учреждениях социальной защиты населения и на дому, многодетным семьям, неполным семьям); - участие в мероприятиях по поддержанию и функционированию учреждений культуры и спорта, оказание помощи в работе музеев, библиотек, детских спортивных площадок и стадионов, памятников культуры; - участие в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного образования и начальной школы, практическая работа в детских и молодежных общественных объединениях и организациях по реализации их программ и инициатив, имеющих социально-значимую ценность. Спектр программ курсов внеурочной деятельности обеспечивает реализацию всех направлений. Внеурочная деятельность в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест» является неотъемлемой частью адаптированной образовательной программы, предполагает организацию внеурочной деятельности через: - курсы, программы внеурочной деятельности в каждом классе; - учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной); - дополнительные адаптированные образовательные программы (внутришкольная система дополнительного образования); - образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; - классное руководство (разговоры о важном, экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); - деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, педагогапсихолога, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, воспитателей ГПД и интерната) в соответствии с должностными обязанностями квалификационными характеристиками должностей работников образования; - инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности. Большинство программ курсов внеурочной деятельности имеют интегрированный характер и могут быть отнесены к нескольким направлениям, расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся Режим функционирования ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест» устанавливается в соответствии с СП 2.4. 3648-20 и Уставом школы. Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели – максимальная учебная нагрузка учащихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям СП 2.4. 3648-20 и осуществляется в соответствии с планом и расписанием занятий в количестве до 10 часов в неделю. Для обучающихся, посещающих занятия в отделениях дополнительного образования образовательной организации, организациях дополнительного образования, спортивных школах, школах искусств и других образовательных организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении родителями (законными представителями) обучающихся, справок указанных организаций. Внеурочная деятельность организуется в течение всей рабочей недели с понедельника по субботу. Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а так же с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней. 3.4. Системные и несистемные занятия внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет общеобразовательная организация. При организации внеурочной деятельности используются системные курсы внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) и несистемные занятия. Системные курсы реализуются по всем пяти направлениям, в соответствии с расписанием внеурочной деятельности. Несистемные занятия реализуются в рамках плана воспитательной работы классного руководителя и плана воспитательной работы школы. Несистемные занятия проводятся в свободной форме, с учётом основных направлений плана внеурочной деятельности и с учётом скользящего графика проведения мероприятий, конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. Возможно проведение занятий с группой учащихся, с учётом их интересов и индивидуальных особенностей. Образовательная нагрузка несистемных занятий распределяется в рамках четвертей. Для оптимизации занятий внеурочной деятельности и с учётом требований норм СанПиН 2.4.2.2821-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» эти занятия отсутствуют в сетке расписания занятий внеурочной деятельности. Реализация плана внеурочной деятельности начального общего и основного общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента последующего обучения, в том числе: - развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; - приобретения социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; - формирования позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; - получения опыта самостоятельного социального действия; - приобщения к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям: - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности; - формирования социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др; - воспитания толерантности, навыков здорового образа жизни; - формирования чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; - достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования в них принимаемой обществом системы ценностей; - достижения метапредметных результатов; - формирования универсальных учебных действий; - формирования познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности с обществом и окружающими людьми; - увеличение числа детей, охваченных организованным досугом. 3.5. Внеурочная деятельность, реализуемая через социокультурные связи школы Внеурочная деятельность организуется также в сотрудничестве с организациями, местным сообществом, социальными партнерами школы, с учреждениями культуры, общественными организациями. Социокультурное взаимодействие ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест» № Учреждения дополнительного образования, культуры и спорта Формы взаимодействия ГАУ ДО «Спортивная адаптивная школа (САШ ПСР)» спортивная секция легкой атлетики 2 РФСОО «Федерация футбола лиц с заболеванием церебральным параличом Свердловской области (ФФЦПСО)» спортивная секция футбола 3 Музей истории камнерезного и ювелирного искусства музейные уроки тематические мастер-классы 4 Екатеринбургский зоопарк учебные и познавательные экскурсии 5 Екатеринбургская академия современного искусства тематические мастер-классы профориентационная работа Объединенный музей писателей Урала учебные и познавательные экскурсии тематические мастер-классы и мероприятия 7 МБУК «Муниципальное объединение библиотек г.Екатеринбурга» тематические мастер-классы, праздники и мероприятия 8 МБУК ДО «ЕДМШ № 16» проект «Музыка в подарок» - проведение концертов, творческих мероприятий 9 Местная Октябрьская районная организация ВОИ (МОРО г.Екатеринбурга ВОИ) посещение театров, концертов, представлений 10 Волонтерский отряд «Лучи добра» МБОУ «Лицей № 159» г.Екатеринбурга совместные творческие мероприятия, игровые и развлекательные проекты 11 Социально-благотворительный фонд «Детство» творческие мероприятия и проекты 12 АНО «Белая трость» организация инклюзивных мероприятий для обучающихся с НОДА 13 Благотворительный фонд «Фонд по 1 6 спортивные праздники и мероприятия поддержке спорта в Свердловской области А.В. Шипулина» 14 Свердловское областное отделение Российского детского фонда (РДФ) волонтерская деятельность 3.6. Обеспечение плана внеурочной деятельности План внеурочной деятельности на 2024-2025 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», и предусматривает организацию внеурочной деятельности в 1-4, 5-9, 10 классах, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Школа-интернат «Эверест» укомплектована педагогическими кадрами и обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно данному плану внеурочной деятельности. Программы внеурочной деятельности реализуются в соответствии с запросом обучающихся, их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной деятельности осуществляются при наличии рабочих программ. 3.7. Промежуточная аттестация и образовательные результаты внеурочной деятельности Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты. Результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, действии для людей и на людях, которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему лицу, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком. Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности обучающихся: 1-й уровень – знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень –ценит общественную жизнь; 3-й уровень –самостоятельно действует в общественной жизни. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности обучающихся; - формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др. IV. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГОС НОО И ООО 4.1. План внеурочной деятельности начального общего образования обучающихся с НОДА (вариант 6.2.) 1 подготовительный - 4 классы Направление Духовнонравственное Название курса Формы организации Беседа, сообщение, обсуждение, просмотр видеоматериала встречи с интересными людьми Общеинтеллек Дополнительное изучение внеурочная туальное учебных предметов деятельность по (учебно-исследовательская предметам и проектная деятельность, региональный/этнокультур ный компонент и др.) Ритмика. Праздник кружок Социальное Количество часов в неделю 1а (подг) 1а 2а 3а 4а Всего 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 Разговоры о важном 1 3 круглый год Комплекс воспитательных мероприятий, удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся. Общекультурное Адаптивноспортивное экскурсии, проекты, лаборатории, общественнополезные практики, благотворитель ные проекты Профориентационная практикум, работа/ финансовая проект, грамотность эксперимент, деловая игра КераМир кружок Развитие личности и концерты, самореализация конкурсы, обучающихся (творческое фестивали, и физическое развитие и соревнования, др.) турниры Следж-хоккей секция ОФП/ЛФК спортивный клуб Легкая атлетика секция Футбол секция Всего 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 5 4 3 10 10 10 10 10 50 4.2. План внеурочной деятельности начального общего образования обучающихся с НОДА с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 6.3) 1 подготовительный - 4 классы Направление Духовнонравственное Социальное Название курса Разговоры о важном Формы организации Беседа, сообщение, обсуждение, просмотр видеоматериала, встречи с интересными людьми кружок Ритмика. Праздник круглый год Комплекс воспитательных экскурсии, проекты, мероприятий, удовлетворение лаборатории, социальных интересов и общественнопотребностей обучающихся. полезные практики, Количество часов в неделю 1б 1б (п) 1 1 1 1 4б всего 2б 3б 1 1 1 5 1 1 2 1 1 5 1 Общекультурное Адаптивноспортивное Я так вижу КераМир Умелые ручки Развитие личности и самореализация обучающихся (творческое и физическое развитие и др.) Следж-хоккей ОФП/ЛФК Футбол Легкая атлетика благотворительные проекты практикум кружок кружок концерты, конкурсы, фестивали, соревнования, турниры секция спортивный клуб секция секция Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 5 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 5 2 2 7 10 8 39 6 1 8 4.3. План внеурочной деятельности начального общего образования обучающихся с НОДА с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 6.4) 1 подготовительный - 4 классы Направление Духовнонравственное Социальное Общекультурное Адаптивноспортивное Всего Название курса Разговоры о важном Предметнопрактическая деятельность в игре Комплекс воспитательных мероприятий, удовлетворение социальных интересов и потребностей учащихся Я так вижу Умелые ручки КераМир ОФП/ЛФК Формы организации Количество часов в неделю 1в(п) 1в Всего 2в 3в 4в 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 практикум кружок кружок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 5 спортивный клуб 1 1 1 1 1 5 6 6 6 6 7 31 Беседа, сообщение, обсуждение, просмотр видеоматериала, встречи с интересными людьми 1 практикум экскурсии, общественнополезные практики 4.4. План внеурочной деятельности основного общего образования обучающихся с НОДА (в соответствии с ФГОС ООО) 5-10 классы Направление Название курса Духовнонравственное Разговоры о важном Формы организации Беседа, сообщение, обсуждение, просмотр видеоматериала, встречи с интересными людьми Общеинтеллек Дополнительное изучение внеурочная туальное учебных предметов деятельность (учебно-исследовательпо предметам ская и проектная деятельность, региональный/ этнокультурный компонент и др) Пресс-центр кружок Фото-видео студия кружок Веб-дизайн кружок Профориентационная практикум, работа/ предпринимапроект, тельство/ финансовая эксперимент, грамотность деловая игра Социальное Комплекс воспитательных экскурсии, мероприятий, удовлетвопроекты, рение социальных лаборатории, интересов и потребностей общественнообучающихся. полезные практики, благотворительные проекты ОбщеРазвитие личности и концерты, культурное самореализация обуконкурсы, чающихся (творческое и фестивали, физическое развитие и др) соревнования, турниры Театр моды кружок Школьный музей кружок АдаптивноСледж-хоккей секция спортивное ОФП/ЛФК спортивный клуб Легкая атлетика секция Футбол секция Плавание секция Количество часов в неделю 5а 6а 7а 7б 8а 9а 9б 10 всего 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 8 5 6 1 Всего 10 9 10 8 9 9 9 10 74 4.5. План внеурочной деятельности обучающихся с НОДА и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант – 1) 5– 9 классы Направление Название курса Духовнонравственное Социальное Общекультурное Адаптивноспортивное Формы организации Количество часов в неделю 5б 6б 7г 8б 9в Всего 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 5 Разговоры о важном Беседа, сообщение, обсуждение, просмотр видеоматериала, встречи с интересными людьми Комплекс воспитательных экскурсии, проекты, мероприятий, общественно-полезные удовлетворение социальных практики, интересов и потребностей благотворительные обучающихся. проекты Совет старшеклассников клуб Развитие личности и самореализация обучающихся (творческое и физическое развитие и др.) КераМир Следж-хоккей ОФП/ЛФК Легкая атлетика Футбол Плавание концерты, конкурсы, фестивали, соревнования, турниры кружок секция спортивный клуб секция секция 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 2 5 3 1 1 1 1 4 1 9 1 7 7 2 35 секция Всего 6 1 6 4.6. План внеурочной деятельности обучающихся с НОДА и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант-2) 5– 9 классы Направление Название курса Формы организации Количество часов в неделю 7в 8г Духовнонравственное Разговоры о важном Беседа, сообщение, обсуждение, просмотр видеоматериала, встречи с интересными людьми 1 1 9г Всего 1 3 Социальное Комплекс воспитательных экскурсии, общественномероприятий, удовлетворение полезные практики социальных интересов и потребностей учащихся. Общекультур- Я так вижу практикум ное КераМир кружок Адаптивноспортивное Всего ОФП/ЛФК 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 3 5 5 5 15 спортивный клуб V. МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательной организацией плана внеурочной деятельности ФГОС ООО и СОО выступают: 1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, профессиональной и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении. 3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. Диагностика воспитания и социализации складывается из общих (системных) показателей и частной диагностики (анализа и самоанализа). Системная диагностика осуществляется на основе индикаторов (показателей работы школы). Критерии выбраны по следующим принципам: 1. Критерий результативности (УУД, олимпиады, победы в конкурсах, динамика состоящих на учете, количества учеников в школе, текучесть кадров и т.п.) – помогает оценить результаты образовательного и воспитательного процесса в своем единстве в общих показателях. При неблагополучии в качестве общения участников ОП, будет ухудшаться мотивация к учению, к участию в урочной так и внеурочной жизни, что, несомненно, приведет к снижению показателей качества обучения и росту показателей дезадаптивной группы. 2. Критерий вовлеченности (сколько людей участвуют в чем-либо; все ли категории участников ОП принимают участие в жизни школы как воспитательной системы). Если нет мотивации находиться в школе – всем или каким-то отдельным участникам ОП, значит, не найдена необходимая тональность в предложениях школы – надо искать, может быть от чего-то отказываться. Если есть стабильность или рост вовлеченности, то это говорит о правильном направлении работы школы, соответствии ее предложения спросу (то, что предлагается – действительно интересно участникам ОП). 3. Критерий возможностей (сколько конкурсов, мероприятий, творческих объединений учителей, родителей; обновление материально-технической базы, и пр.; для всех ли групп достаточно возможностей для участия в жизни школы как воспитательной системы). Может быть, что все предложения школы хороши, но их слишком мало. Или наоборот предложений много, но мала вовлеченность и значит это не адекватные предложения. 4. Критерий качественной оценки (удовлетворенность всех участников ОП, мотивация к обучению, СМИ о школе и пр.). Этот показатель нуждается в углубленной разработке. Действительно по-настоящему оценить успешность развития воспитательной системы могут только качественные характеристики, но они трудно поддаются стандартизации. Частная диагностика состояния элементов внеурочной деятельности складывается из методов, позволяющих проанализировать качественные характеристики ее субъектов и параметры воспитывающей среды. Соответственно в структуре частной диагностики мы выделяем инструментарий для анализа и самоанализа работы педагогов (предметников и классных руководителей), воспитанности учащихся, а так же комфортности пребывания в школе участников образовательного процесса и здоровьесберегающую инфраструктуру школы. Диагностика воспитанности учащихся Диагностика воспитанности учащегося – диагностика степени сформированности необходимых для успешной жизненной адаптации компетенций в соответствии с образом выпускника на каждой ступени. Эта оценка осуществляется на основании: методов структурированного педагогического наблюдения по схеме образа выпускника; психологического обследования (тестирования и анкетирования); результативности в учебной деятельности; карты активности во внеурочной деятельности. Однако нас интересуют и отсроченные результаты своей работы: мы ведем мониторинг социальной успешности наших учеников. Перспективой является разработка минимума диагностического инструментария и его компьютеризация с целью полноценного анализа работы по внеурочной деятельности. Диагностика комфортности пребывания в школе участников образовательного процесса Методы: Блок анкет для изучения удовлетворенности участников ОП. Блок методик для изучения удовлетворенности ОП и анализа образовательного спроса в рамках внеурочной деятельности. Критериями эффективности реализации школой плана внеурочной деятельности является динамика основных показателей обучающихся: 1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательной организации. 3. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса работы по внеурочной деятельности обучающихся: Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический). Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический); Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса работы по внеурочной деятельности. VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Гражданское воспитание: - готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; - активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны; - неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; - понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; - представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; - представление о способах противодействия коррупции; - готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; - готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотическое воспитание: - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; - ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; - уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственное воспитание: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; - активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетическое воспитание: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; - понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; - стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: - осознание ценности жизни; - ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); - осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; - способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; - умение принимать себя и других, не осуждая; - умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудовое воспитание: - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; - осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; - готовность адаптироваться в профессиональной среде; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности; - осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологическое воспитание: - ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; - готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценность научного познания: - ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; - овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Приложение 1 Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы 2024 год - Год семьи, 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина 2025 год – 80-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Сентябрь: 1 сентября: День знаний; 3 сентября: День окончания Второй мировой войны;День солидарности в борьбе с терроризмом; 8 сентября: Международный день распространения грамотности; 10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма; 11сентября: День специалиста органов воспитательной работы (офицер-воспитатель); 21 сентября: День зарождения российской государственности (приурочен к открытию памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде императором Александром II 21 сентября 1862 г.) 27 сентября: День работника дошкольного образования, Всемирный день туризма 30 сентября: День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской Федерацией Октябрь: 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки 2 октября: Международный день социального педагога; 4 октября: День защиты животных; 5 октября: День Учителя; 20 октября (третье воскресенье октября) День отца 25 октября: Международный день школьных библиотек Ноябрь: 4 ноября: День народного единства 10 ноября: День сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации; 20 ноября: День начала Нюрнбергского процесса; 24 ноября (последнее воскресенье ноября) День матери в России; 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации. Декабрь: 1 декабря: День математика; 3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов; 5 декабря: Битва за Москву в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг; Международный день добровольцев; 9 декабря: День Героев Отечества; 10 декабря: День прав человека; 12 декабря: День Конституции Российской Федерации; 27 декабря: День спасателя Российской Федерации. Январь: 1 января: Новый год; 7 января: Рождество Христово; 25 января: День российского студенчества; 26 января: Международный день без Интернета; 27 января: День освобождения Ленинграда от фашистской блокады; День освобождения Красной Армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста. Февраль: 2 февраля: День воинской славы России; 7 февраля: Всемирный день балета; 8 февраля: День российской науки; 14 февраля: День книгодарения; 15 февраля: День памяти воинов-интернационалистов; 21 февраля: Международный день родного языка; 23 февраля: День защитника Отечества. Март: 8 марта: Международный женский день; 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией; 21 марта: Всемирный день поэзии; 25 марта: час Земли; 27 марта: Всемирный день театра. Апрель: 7 апреля: Всемирный день здоровья; 12 апреля: День космонавтики; 19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны; 22 апреля: Международный день Матери-Земли; 27 апреля: День российского парламентаризма. Май: 1 мая: Праздник Весны и Труда; 9 мая: День Победы; 18 мая: Международный день музеев; 19 мая: День детских общественных организаций России; 24 мая: День славянской письменности и культуры. Июнь: 1 июня: Международный день защиты детей; 5 июня: День эколога; 6 июня: День русского языка; 12 июня: День России; 22 июня: День памяти и скорби; 27 июня: День молодежи. Июль: 8 июля: День семьи, любви и верности; 27 июля (последнее воскресенье июля): День военно-морского флота. Август: 9 августа: День физкультурника; 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации; 25 августа: День воинской славы России; 27 августа: День российского кино.