Федеральные государственные
образовательные стандарты
Федеральные
государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность
требований, обязательных при реализации основных образовательных программ.
Стандарты
включают в себя требования:
- к результатам освоения основной
образовательной программы;
- к структуре основной образовательной
программы, в том числе требования к соотношению частей основной
образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной
части основной образовательной программы и части, формируемой участниками
образовательных отношений;
- к условиям реализации основной
образовательной программы, в том числе к кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям.
Требования
к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной
программы учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
при получении образования, включая образовательные потребности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость общего
образования для дальнейшего развития обучающихся.
Стандарты являются
основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную
программу, независимо от формы получения образования и формы обучения.
Государственные
образовательные стандарты
Основное общее образование
Федеральный компонент государственного
стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в
соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок
устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и
самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую
очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет
повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени
реализовать способности, возможности, потребности и интересы
ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени
связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.
Федеральный компонент направлен на
реализацию следующих основных целей:
- формирование целостного
представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях,
навыках и способах деятельности;
- приобретение
опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной),
опыта познания и самопознания;
- подготовка к
осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или
профессиональной траектории.
Одной из важнейших задач основной школы
является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному
выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой
задачи является последовательная индивидуализация обучения на
завершающем этапе обучения в основной школе.
В основной школе обучающиеся должны
научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения,
использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за
рамками учебного процесса.
В результате освоения содержания основного
общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить
круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Среднее общее образование
Среднее общее образование – завершающий
уровень общего образования.
Федеральный компонент направлен на
реализацию следующих основных целей:
- формирование у
обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания,
духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к
успешной социализации в обществе;
- дифференциация обучения
с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками
индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями,
склонностями и потребностями;
- обеспечение обучающимся
равных возможностей для их последующего профессионального образования и
профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей
рынка труда.