2 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок комплектования и организацию деятельности групп продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностям здоровья (далее – ОВЗ), детей-инвалидов. 1.2. Настоящее Положение составлено в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; – Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; – ГОСТ Р 70190-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги по осуществлению развивающего ухода за детьми-инвалидами; – ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения; – ГОСТ Р 53874-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация и абилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных и абилитационных услуг; – ГОСТ Р 58258-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Система реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов; – Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; – Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 сентября 2014 г. № 08-1346 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня» (вместе с «Методическими рекомендациями но нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность но основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»); – Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. № 03-652 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по организации досуговой, спортивной, иной деятельности для обучающихся в группах продленного дня»); – Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 8 августа 2022 г. № 03-1142 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 3 2. Порядок комплектования и организация деятельности групп продленного дня (ГПД) 2.1. Группы продленного дня создаются в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в учении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ, инвалидностью. 2.2. Основными задачами ГПД классов для обучающихся с ОВЗ, инвалидностью являются: – помощь обучающимся с ОВЗ, инвалидностью в усвоении образовательных программ; – организация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся; – организация внеурочной деятельности, дополнительного образования во второй половине дня; – организация досуга во второй половине дня; – развитие интересов, способностей и индивидуальности обучающихся; – воспитание навыков здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей и самостоятельности в самообслуживании; – коррекция имеющихся отклонений в безнадзорности и правонарушений детей. развитии, социализации, профилактика 2.3. Основные направления работы ГПД в классах для обучающихся с ОВЗ, инвалидностью: образовательная, развивающая, воспитательная, спортивнооздоровительная деятельность. 2.4. ГПД открываются на основании приказа директора школы с указанием контингента обучающихся и педагогических работников, работающих с группой, определением специальных и игровых помещений, режима работы группы. Информация о функционировании ГПД размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. 2.5. Состав детей в группах продленного дня может быть как относительно однородным по составу (ученики автономных классов, обучающихся по одному варианту адаптированной основной общеобразовательной программы), так и смешанным, когда дети разных категорий ОВЗ находятся вместе со сверстниками. 2.6. Предельная наполняемость группы продленного дня для обучающихся с ОВЗ в однородных по составу группах, в соответствии с приказом Минпросвещения России от 11 февраля 2022 г № 69 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115», устанавливается в зависимости от нозологической группы: – для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 10 человек; – для обучающихся со сложными дефектами (с тяжелыми множественными нарушениями развития) – 5. 2.8. Фактическая максимальная наполняемость каждой группы определяется школой самостоятельно в зависимости от условий, созданных для осуществления образовательного процесса и с учетом санитарных норм (установление фактической максимальной наполняемости осуществляется на основе анализа площади учебного кабинета, закрепленного за группой, а также количества воспитанников, передвигающихся с помощью инвалидной коляски, которое возможно разместить на указанной площади учебного кабинета таким образом, чтобы для всех воспитанников были созданы комфортные условия). 4 2.9. Зачисление обучающихся в ГПД и их отчисление осуществляются по заявлению родителей (законных представителей). Форма заявления о зачислении (отчислении) в ГПД устанавливается образовательной организацией (Приложение 1.). 2.10. Алгоритмом комплектования ГПД в рамках осуществления присмотра и ухода за обучающимися с ОВЗ, инвалидностью включает следующие административные мероприятия: – ознакомление администрации, воспитателя ГПД и родителей (законных представителей) с результатами ПМПК и заключениями узких специалистов внутри образовательной организации; – консультация с родителями (законными представителями) с целью выявления склонностей и интересов обучающегося; – собеседование с обучающимся с целью выяснения его интересов и желаний; – ознакомление родителей (законных представителей) с возможными курсами дополнительного образования и мероприятиями в рамках ГПД в самой образовательной организации и с привлечением социальных партнеров; – отслеживание посещаемости и результатов, изучение обратной связи, при необходимости внесение коррективов. 2.11. Деятельность групп продленного дня регламентируется планом внутришкольного руководства и контроля, планом работы воспитателя и режимом дня. 2.12. Недельная предельно допустимая нагрузка воспитателя в группе продленного дня не более 25 часов при пятидневной рабочей неделе. 3. Организация образовательного процесса в группе продленного дня 3.1. Режим работы ГПД устанавливается индивидуально для каждой группы в соответствии с расписанием учебных занятий обучающихся, утверждается директором школы и доводится до сведения родителей. Период пребывания детей в ГПД согласуется с родителями. 3.2. При осуществлении присмотра и ухода за обучающимися с ОВЗ и с инвалидностью в группах продленного дня оказываются следующие услуги по присмотру и уходу за детьми: – организация питания; – хозяйственно-бытовое обслуживание обучающихся (соблюдение требований к санитарному содержанию помещения ГПД: ежедневная влажная уборка, дезинфекция, проветривание помещения и т.п.); – обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня, включающее в себя: • организацию прогулок, спортивного часа и отдыха детей; • возможность организации дневного сна (для обучающихся 1 класса 1-го года обучения) и зон для отдыха; • организацию самоподготовки (приготовление домашних заданий); • организацию занятий по интересам, физкультурно-оздоровительные мероприятия. 3.3. Отдых на свежем воздухе организуется воспитателями ГПД после окончания учебных занятий для восстановления работоспособности обучающихся с ОВЗ, инвалидностью перед выполнением домашних заданий не менее 1 часа. Прогулки должны сопровождаться спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. В непогоду подвижные игры переносятся в спортивные и игровые помещения школы. 3.4. При осуществлении присмотра и ухода за обучающимися с ОВЗ, инвалидностью в группах продленного дня в образовательной организации должно быть предусмотрено питание в соответствии с режимом работы ГПД. Режим питания и кратность приема пищи устанавливаются в зависимости от времени пребывания обучающегося в образовательной 5 организации. При этом интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5–4 часов. 3.5. При выполнении обучающимися 2–4-х классов домашних заданий (самоподготовка) ограничивается длительность их выполнения во 2–3-х классах до 1,5 часа, в 4-м классе – до 2 часов. Во время самоподготовки проводятся физкультурные минутки длительностью 1–2 минуты. Для учащихся 1-го класса воспитателем организуется работа, направленная на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы, продолжительностью 30 минут. 3.6. Воспитатели приучают обучающихся во время самоподготовки к определенному порядку приготовления уроков, рациональному и эффективному использованию времени, их четкому, аккуратному выполнению, умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время выполнять домашнее задание, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. 3.7. К проведению с воспитанниками ГПД коррекционно-развивающей работы привлекаются учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-предметники, тьюторы, ассистенты, к дополнительному образованию в ГПД – педагоги дополнительного образования. 3.8. Каждый организованный выход детей группы продленного дня за пределы территории школы разрешается приказом директора школы с установлением ответственного за жизнь и здоровье воспитанников. Маршруты прогулок, экскурсий за пределы территории школы утверждаются директором школы (его заместителем). 3.9 Функционирование ГПД осуществляется в течение учебного года в соответствии с графиком распределения учебного времени. В период школьных каникул (осенних, зимних, весенних, летних) ГПД не функционирует, обучающиеся, зачисленные в ГПД, группу не посещают, питание не предоставляется. 4. Права и обязанности 4.1. Администрация школы несет ответственность за создание необходимых условий работы групп продленного дня для учащихся с ОВЗ, инвалидностью, организацию в них учебно-воспитательного процесса, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся с ОВЗ, инвалидностью, утверждает режим работы ГПД, календарно-тематическое планирование, организует методическую работу воспитателей, осуществляет контроль состояния работы ГПД. 4.2. Воспитатель ГПД назначается и освобождается от занимаемой должности директором школы. 4.3. Общее руководство ГПД осуществляет заместитель директора по воспитательной работе в соответствии с приказом директора школы. 4.4. Заместитель директора по воспитательной работе осуществляет контроль работы воспитателей, ведением документации ГПД в соответствии с планом внутренней оценки системы качества образования на учебный год. 4.5. Воспитатель ГПД обязан: – организовать учебно-воспитательный процесс с учетом специфики детей с ОВЗ, инвалидностью и требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ; – осуществлять контроль выполнения домашних заданий и оказывать необходимую помощь обучающимся; – своевременно оформлять необходимую документацию по учебно-воспитательной работе в ГПД; 6 – соблюдать режим дня и правила техники безопасности учебно-воспитательного процесса в ГПД; – присутствовать и принимать участие в заседаниях школьного методического объединения учителей, совещаниях, педсоветах и т.п.; – координировать свою деятельность с работой логопедической, психологической служб; – обеспечивать уход обучающихся из группы только с родителями (законными представителями) или по их письменному заявлению в сопровождении указанных лиц или самостоятельно. 4.6. Обучающиеся обязаны: – соблюдать при проведении занятий, посещении столовой, на прогулке правила поведения; – выполнять требования воспитателя, касающиеся организации самоподготовки и дисциплины при любых видах деятельности; – не выходить без разрешения из учебного кабинета, столовой, здания и с территории школы, не покидать специально отведенное для прогулки место; – быть внимательными к одногруппникам, избегать резких движений, способных причинить вред им и себе; – соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место. 4.7. Обучающиеся имеют право на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, уважение человеческого достоинства. 5. Документы ГПД 1. Приказ о формировании ГПД на новый учебный год. 2. Списки воспитанников ГПД. 3. Заявление родителей (законных представителей) о зачислении в ГПД. 4. Режим работы ГПД. 5. Календарно-тематическое планирование, составленное на учебную четверть. 6. Ежедневное планирование работы воспитателя. 7. Журнал посещаемости ГПД учащимися. 7 Приложение 1. БЛАНК ЗАЯВЛЕНИЯ НА ГПД Директору ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест» Е.А.Сальниковой ________________________________ (Ф.И.О. родителя) _______________________________________________ проживающего(ей): _______________ _________________________________ _________________________________ Тел._______________________________ ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу разрешить моему сыну (дочери) ___________________________________________ (фамилия, имя, класс ребенка) _______________________________________________________________________________________________________ посещение ГПД* до ___________________________________________________________ (указать время и дни недели) С «Положением о группе продленного дня школы-интерната «Эверест» ознакомлен(а). Способ доставки ребенка из школы _______________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________ (указать один из способов – самостоятельно** или - будут забирать родители/родственники (указать, кто) ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ «___»______________ 202__ г. Подпись _____________________________ *в случае невозможности регулярного ежедневного посещения ГПД с пн по пт по уважительной причине (занятия в музыкальной школе, спортивных секциях, на курсах, с репетитором и т.п.) указывать конкретные дни и время пребывания. **самостоятельный уход из школы возможен только при достижении ребенком возраста 14 лет, в случае выбора данного способа доставки родитель дополнительно указывает в заявлении «Ответственность за жизнь и здоровье сына/дочери по пути из школы беру на себя. С правилами дорожного движения ознакомлен».