Положение о ГПД

2
1. Общие положения

1.1.

Настоящее Положение устанавливает порядок комплектования
и организацию
деятельности групп продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностям
здоровья (далее – ОВЗ), детей-инвалидов.
1.2. Настоящее Положение составлено в соответствии со следующими нормативными
правовыми актами:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

– Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;

– ГОСТ Р 70190-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги по
осуществлению развивающего ухода за детьми-инвалидами;

– ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное
обслуживание населения;

– ГОСТ Р 53874-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация и
абилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных и абилитационных услуг;

– ГОСТ Р 58258-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация
инвалидов. Система реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов;

– Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;

– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 сентября 2014 г.
№ 08-1346 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому
регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах
продленного дня» (вместе с «Методическими рекомендациями но нормативно-правовому
регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах
продленного дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность но
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»);

– Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. № 03-652
«О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по организации досуговой,
спортивной, иной деятельности для обучающихся в группах продленного дня»);

– Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 8 августа 2022 г. № 03-1142
«О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию
предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».

3
2. Порядок комплектования и организация деятельности групп продленного дня (ГПД)

2.1.

Группы продленного дня создаются в целях оказания всесторонней помощи семье в
обучении навыкам самостоятельности в учении, воспитании и развитии обучающихся с
ОВЗ, инвалидностью.
2.2. Основными задачами ГПД классов для обучающихся с ОВЗ, инвалидностью являются:
– помощь обучающимся с ОВЗ, инвалидностью в усвоении образовательных программ;

– организация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья
обучающихся;
– организация внеурочной деятельности, дополнительного образования во второй половине
дня;

– организация досуга во второй половине дня;
– развитие интересов, способностей и индивидуальности обучающихся;
– воспитание навыков здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей и
самостоятельности в самообслуживании;
– коррекция имеющихся отклонений в
безнадзорности и правонарушений детей.

развитии,

социализации,

профилактика

2.3.

Основные направления работы ГПД в классах для обучающихся
с ОВЗ,
инвалидностью:
образовательная,
развивающая,
воспитательная,
спортивнооздоровительная деятельность.

2.4.

ГПД открываются на основании приказа директора школы с указанием контингента
обучающихся и педагогических работников, работающих с группой, определением
специальных и игровых помещений, режима работы группы. Информация
о
функционировании ГПД размещается на официальном сайте образовательной организации
в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

2.5.

Состав детей в группах продленного дня может быть как относительно однородным по
составу (ученики автономных классов, обучающихся по одному варианту адаптированной
основной общеобразовательной программы), так и смешанным, когда дети разных
категорий ОВЗ находятся вместе со сверстниками.

2.6.

Предельная наполняемость группы продленного дня для обучающихся с ОВЗ в
однородных по составу группах, в соответствии с приказом Минпросвещения России от 11
февраля 2022 г № 69 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115», устанавливается в зависимости от нозологической группы:
– для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 10 человек;
– для обучающихся со сложными дефектами (с тяжелыми множественными нарушениями
развития) – 5.

2.8. Фактическая максимальная наполняемость каждой группы определяется

школой
самостоятельно в зависимости от условий, созданных для осуществления
образовательного процесса и с учетом санитарных норм (установление фактической
максимальной наполняемости осуществляется на основе анализа площади учебного
кабинета, закрепленного за группой, а также количества воспитанников, передвигающихся
с помощью инвалидной коляски, которое возможно разместить на указанной площади
учебного кабинета таким образом, чтобы для всех воспитанников были созданы
комфортные условия).

4

2.9.

Зачисление обучающихся в ГПД и их отчисление осуществляются по заявлению
родителей (законных представителей). Форма заявления о зачислении (отчислении) в ГПД
устанавливается образовательной организацией (Приложение 1.).
2.10. Алгоритмом комплектования ГПД в рамках осуществления присмотра и ухода за
обучающимися с ОВЗ, инвалидностью включает следующие административные
мероприятия:
– ознакомление администрации, воспитателя ГПД и родителей (законных представителей) с
результатами ПМПК и заключениями узких специалистов внутри образовательной
организации;
– консультация с родителями (законными представителями) с целью выявления склонностей
и интересов обучающегося;
– собеседование с обучающимся с целью выяснения его интересов и желаний;
– ознакомление родителей (законных представителей) с возможными курсами
дополнительного образования и мероприятиями в рамках ГПД в самой образовательной
организации и с привлечением социальных партнеров;
– отслеживание посещаемости и результатов, изучение обратной связи, при необходимости
внесение коррективов.
2.11. Деятельность групп продленного дня регламентируется планом внутришкольного
руководства и контроля, планом работы воспитателя и режимом дня.

2.12. Недельная предельно допустимая нагрузка воспитателя в группе продленного дня не
более 25 часов при пятидневной рабочей неделе.

3. Организация образовательного процесса в группе продленного дня
3.1.

Режим работы ГПД устанавливается индивидуально для каждой группы в соответствии
с расписанием учебных занятий обучающихся, утверждается директором школы и
доводится до сведения родителей. Период пребывания детей в ГПД согласуется с
родителями.
3.2. При осуществлении присмотра и ухода за обучающимися с ОВЗ и с инвалидностью в
группах продленного дня оказываются следующие услуги по присмотру и уходу за детьми:
– организация питания;
– хозяйственно-бытовое обслуживание обучающихся (соблюдение требований к
санитарному содержанию помещения ГПД: ежедневная влажная уборка, дезинфекция,
проветривание помещения и т.п.);
– обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня, включающее в себя:
• организацию прогулок, спортивного часа и отдыха детей;
• возможность организации дневного сна (для обучающихся 1 класса 1-го года обучения) и
зон для отдыха;
• организацию самоподготовки (приготовление домашних заданий);
• организацию занятий по интересам, физкультурно-оздоровительные мероприятия.
3.3. Отдых на свежем воздухе организуется воспитателями ГПД после окончания учебных
занятий для восстановления работоспособности обучающихся с ОВЗ, инвалидностью перед
выполнением домашних заданий не менее 1 часа. Прогулки должны сопровождаться
спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. В непогоду подвижные
игры переносятся в спортивные и игровые помещения школы.
3.4. При осуществлении присмотра и ухода за обучающимися с ОВЗ, инвалидностью в
группах продленного дня в образовательной организации должно быть предусмотрено
питание в соответствии с режимом работы ГПД. Режим питания и кратность приема пищи
устанавливаются в зависимости от времени пребывания обучающегося в образовательной

5
организации. При этом интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5–4
часов.
3.5. При выполнении обучающимися 2–4-х классов домашних заданий (самоподготовка)
ограничивается длительность их выполнения во 2–3-х классах до 1,5 часа, в 4-м классе – до
2 часов. Во время самоподготовки проводятся физкультурные минутки длительностью 1–2
минуты. Для учащихся 1-го класса воспитателем организуется работа, направленная на
коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы,
продолжительностью 30 минут.
3.6. Воспитатели приучают обучающихся во время самоподготовки к определенному
порядку приготовления уроков, рациональному и эффективному использованию времени,
их четкому, аккуратному выполнению, умению сосредоточенно, систематически, всегда в
установленное время выполнять домашнее задание, преодолевать трудности, доводить
начатое дело до конца.
3.7. К проведению с воспитанниками ГПД коррекционно-развивающей работы
привлекаются учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные
педагоги, учителя-предметники, тьюторы, ассистенты, к дополнительному образованию в
ГПД – педагоги дополнительного образования.

3.8.

Каждый организованный выход детей группы продленного дня за пределы территории
школы разрешается приказом директора школы с установлением ответственного за жизнь
и здоровье воспитанников. Маршруты прогулок, экскурсий за пределы территории школы
утверждаются директором школы (его заместителем).

3.9 Функционирование ГПД осуществляется в течение учебного года в соответствии с
графиком распределения учебного времени. В период школьных каникул (осенних,
зимних, весенних, летних) ГПД не функционирует, обучающиеся, зачисленные в ГПД,
группу не посещают, питание не предоставляется.

4. Права и обязанности
4.1.

Администрация школы несет ответственность за создание необходимых условий
работы групп продленного дня для учащихся с ОВЗ, инвалидностью, организацию в них
учебно-воспитательного процесса, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся с
ОВЗ, инвалидностью, утверждает режим работы ГПД, календарно-тематическое
планирование, организует методическую работу воспитателей, осуществляет контроль
состояния работы ГПД.
4.2. Воспитатель ГПД назначается и освобождается от занимаемой должности директором
школы.
4.3. Общее руководство ГПД осуществляет заместитель директора по воспитательной
работе в соответствии с приказом директора школы.
4.4. Заместитель директора по воспитательной работе осуществляет контроль работы
воспитателей, ведением документации ГПД в соответствии с планом внутренней оценки
системы качества образования на учебный год.
4.5. Воспитатель ГПД обязан:
– организовать учебно-воспитательный процесс с учетом специфики детей с ОВЗ,
инвалидностью и требований федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;
– осуществлять контроль выполнения домашних заданий и оказывать необходимую
помощь обучающимся;
– своевременно оформлять необходимую документацию по учебно-воспитательной работе в
ГПД;

6

– соблюдать режим дня и правила техники безопасности учебно-воспитательного процесса в
ГПД;
– присутствовать и принимать участие в заседаниях школьного методического объединения
учителей, совещаниях, педсоветах и т.п.;
– координировать свою деятельность с работой логопедической, психологической служб;
– обеспечивать уход обучающихся из группы только с родителями (законными
представителями) или по их письменному заявлению в сопровождении указанных лиц или
самостоятельно.
4.6. Обучающиеся обязаны:
– соблюдать при проведении занятий, посещении столовой, на прогулке правила поведения;
– выполнять требования воспитателя, касающиеся организации
самоподготовки
и
дисциплины при любых видах деятельности;
– не выходить без разрешения из учебного кабинета, столовой, здания и с территории школы,
не покидать специально отведенное для прогулки место;
– быть внимательными к одногруппникам, избегать резких движений, способных причинить
вред им и себе;
– соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место.
4.7. Обучающиеся имеют право на свободное выражение собственных взглядов и убеждений,
уважение человеческого достоинства.
5. Документы ГПД

1. Приказ о формировании ГПД на новый учебный год.
2. Списки воспитанников ГПД.
3. Заявление родителей (законных представителей) о зачислении в ГПД.
4. Режим работы ГПД.
5. Календарно-тематическое планирование, составленное на учебную четверть.
6. Ежедневное планирование работы воспитателя.
7. Журнал посещаемости ГПД учащимися.

7
Приложение 1.
БЛАНК ЗАЯВЛЕНИЯ НА ГПД

Директору ГБОУ СО «Екатеринбургская
школа-интернат «Эверест»
Е.А.Сальниковой
________________________________
(Ф.И.О. родителя)
_______________________________________________

проживающего(ей): _______________
_________________________________
_________________________________
Тел._______________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу разрешить моему сыну (дочери) ___________________________________________
(фамилия, имя, класс ребенка)
_______________________________________________________________________________________________________

посещение ГПД* до ___________________________________________________________
(указать время и дни недели)

С «Положением о группе продленного дня школы-интерната «Эверест» ознакомлен(а).
Способ доставки ребенка из школы _______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
(указать один из способов – самостоятельно** или - будут забирать родители/родственники (указать, кто)
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________

«___»______________ 202__ г.
Подпись _____________________________

*в случае невозможности регулярного ежедневного посещения ГПД с пн по пт по уважительной причине (занятия в музыкальной школе,
спортивных секциях, на курсах, с репетитором и т.п.) указывать конкретные дни и время пребывания.
**самостоятельный уход из школы возможен только при достижении ребенком возраста 14 лет, в случае выбора данного способа доставки
родитель дополнительно указывает в заявлении «Ответственность за жизнь и здоровье сына/дочери по пути из школы беру на себя. С
правилами дорожного движения ознакомлен».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».