РП История Отечества 7-8 кл.(вариант 1)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные
общеобразовательные программы»

Принято
педагогическим советом
«Екатеринбургская
Протокол № 1
от 29 августа 2023 года

Утверждено
приказом ГБОУ СО
школа-интернат «Эверест»
от 31 августа 2023 года № 105-у

Рабочая программа общего образования
обучающихся с нарушениями опорно - двигательного
аппарата и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
учебного предмета «История Отечества»
(7-8 классы)
Вариант 1

г. Екатеринбург, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе
обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «История Отечества» относится к образовательной
области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного
плана. В соответствии с учебным планом, рабочая программа по учебному
предмету «История Отечества»: в 7 классе рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю); в 8 классе рассчитана
на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа определяет цели и задачи учебного предмета «История
Отечества».
Цели обучения:
 формирование нравственного сознания развивающейся личности
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов
на основе понимания исторического опыта своей страны;
 развитие умения применять исторические знания в учебной и
социальной деятельности;
 развитие нарушенных при умственной отсталости высших
психических функций.
Задачи обучения:
 овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и
деятелях отечественной истории;
 формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде
людей в разные исторические эпохи;

 формирование представлений о развитии российской культуры, ее
выдающихся достижениях, памятниках;
 формирование представлений о постоянном развитии общества,
связи прошлого и настоящего;
 усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых
необходимо для понимания хода развития истории;
 формирование интереса к истории как части общечеловеческой
культуры, средству познания мира и самопознания;
 формирование у обучающихся умений применять исторические
знания для осмысления сущности современных общественных явлений в
общении с другими людьми, в современном поликультурном,
полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
 воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству;
 воспитание гражданственности и толерантности;
 коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в 7
классе определяет следующие задачи:
 формирование представлений о предмете «История Отечества»;
 овладение представлениями об историческом пути России с V по
XVII века;
 формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде
людей в данное время;
 знакомство
обучающихся
с
историческими
личностями, важнейшими датами и событиями данного периода истории
России;
 усвоение доступных для обучающихся исторических понятий,
понимание некоторых закономерностей общественного развития;
 выработка умений и навыков самостоятельной работы с
историческим материалом;
 воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству.
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в 8
классе определяет следующие задачи:
 овладение представлениями об историческом пути России с конца
XVII по XX век;

2

 формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде
людей в данное время;
 знакомство
обучающихся
с
историческими
личностями, важнейшими датами и событиями данного периода
истории России;
 усвоение доступных для обучающихся исторических понятий,
понимание некоторых закономерностей общественного развития;
 выработка умений и навыков самостоятельной работы с
историческим материалом;
 воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В 7 классе начинается системное изучение истории Отечества.
Происходит преобразование первичных представлений и понятий,
полученных в 6 классе. Программа «История Отечества» для 7 класса
хронологически охватывает период с V по XVII век.
В 8 классе продолжается системное изучение истории Отечества.
Происходит преобразование первичных представлений и понятий,
полученных в 7 классе. Программа «История Отечества» для 8 класса
хронологически охватывает период с конца XVII по XX век.
В
программе
основным
принципом
является
принцип
коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся у обучающихся специфических нарушений.
Реализация программы учебного предмета «История Отечества»
предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных
уроков и обобщающих уроков. Основными организационными формами
работы на уроках истории являются: фронтальная, групповая,
коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении
уроков предполагается использование методических средств и приёмов,
необходимых для формирования осознанного усвоения учебного
материала.
Работа с учебником: комментированное чтение учебника или
дополнительного материала; чтение вслух отрывков, отдельных абзацев,
устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника на
вопросы учителя. Работа с учебником проводится в сочетании с

3

наглядными методами обучения (иллюстрации, макеты, схемы, таблицы,
видеосюжеты).
Работа с наглядно-дидактическими материалами: используются
иллюстрации в учебнике, репродукции, опорные схемы, таблицы,
маркерные рисунки на доске, макеты. Эта деятельность способствует
развитию воображения; умению элементарно разбирать изучаемые
события, составлять вопросы, развёрнутые ответы; используя зрительную
опору, воспроизводить изученный материал.
Работа с исторической картой: является одной из форм
деятельностного подхода и позволяет формировать у обучающихся
пространственные представления.
Словарная работа: рассматривается как обязательный вид
деятельности на каждом уроке, где обучающиеся знакомятся с новыми
терминами и понятиями, учатся их объяснять, выделять, находить в тексте
учебника, употреблять новые слова в ответе. За счёт многократного,
вариативного повторения новых терминов формируется активный и
пассивный исторический словарь обучающихся.
Для развитие критического мышления на уроках истории
эффективным приёмом является применение кластеров. Обучающиеся
наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. Кластеры помогают структурировать полученные знания
и лучше запомнить изученный материал.
Проектная
деятельность: обеспечивает
активную
учебнопознавательную деятельность обучающихся; развитие исследовательских и
творческих способностей. Способствует воспитанию информационной
культуры обучающихся; развитие познавательных интересов, умений в
работе с компьютером, самоконтроля; формирование умения излагать
свою точку зрения.

4

Содержание разделов
7 класс
№
п/п

Название раздела, темы

Количество
часов

Контрольные
работы

1.

Введение в историю

6

-

2.

История нашей страны древнейшего периода

8

1

3.

Русь в IX – I половине XII века

10

1

4.

Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями
ХII-ХIII века

14

2

5.

Начало объединения русских земель XIV - XV века

13

2

6.

Россия в XVI - XVII веках

17

1

68

7

Всего

8 класс
№

Название раздела

Количество
часов

Контрольные
работы

1.

Россия в конце XVII века

3

-

2.

Россия в XVIII веке

31

2

3.

Россия в первой половине XIX века

16

2

4.

Россия во второй половине XIX - начале XX века

16

2

5.

Россия в 1917 году

2

1

68

7

Итого

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 класс
Личностные:
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 приобщение к культурным ценностям своей социокультурной или
этнической группы;
 формирование чувства любви к Родине и гордости за
принадлежность к своему народу;
 формирование представления о государственно-политическом
устройстве России;
 формирование ответственного и добросовестного отношения к
труду, уважение людей-труда и бережное отношение к предметам
духовной и материальной культуры, созданным трудом человека.
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, обучающимися старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
 освоение гуманистических традиций и ценностей современного
общества;
 понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре
своего и других народов, толерантность.
Предметные:
Минимальный уровень:
 знать некоторые даты важнейших событий отечественной истории;
 знать некоторые основные факты исторических событий, явлений,
процессов;
 различать имена некоторых наиболее известных исторических
деятелей (князей, царей, полководцев, ученых, деятелей культуры);
 устанавливать по дате последовательность и длительность
исторических событий с помощью учителя;
 уметь пользоваться «Лентой времени»;
 узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях,
фотографиях;

6

 описывать события, исторических героев с опорой на наглядность,
составлять рассказы о них по вопросам учителя;
 находить и показывать на исторической карте основные изучаемые
объекты и события с помощью учителя;
 понимать смысловое значение основных исторических терминов и
понятий.
Достаточный уровень:
 определять хронологические рамки ключевых процессов;
 знать основные исторические даты истории отечества;
 соотносить дату с событием и личностью;
 знать некоторые основные исторические факты, события, явления,
процессы; их причины, участников, результаты и значение;
 уметь
составлять
рассказы
об
исторических
событиях,
формулировать выводы;
 знать места совершения основных исторических событий;
 знать некоторые имена известных исторических деятелей (князей,
царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
 уметь составлять краткую характеристику исторических личностей;
 понимать «легенду» исторической карты;
 уметь «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;
 объяснять основные термины;
 соотносить год с веком, устанавливать последовательность и
длительности исторических событий.
8 класс
Личностные:
 развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории
Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм
организации деятельности обучающихся;
 формирование нравственного сознания обучающихся на основе
приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории,
этнокультуры региона.
 умение изучать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;

7

 осмысление социально-нравственного опыта предшествующих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
 формирование чувства уважения к национальным святыням и
символам;
 знание государственных праздников, Дней воинской славы России;
 знание основ развития и становления России как государства, её
границ, знание особенностей культуры своей страны и своего региона,
географического положения, достижений страны в области литературы,
искусства, науки;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные:
Минимальный уровень:
 знать некоторые даты важнейших событий истории России (по
выбору);
 уметь пользоваться «Лентой времени»;
 устанавливать по датам последовательность и длительность
исторических событий с помощью учителя;
 знать некоторые имена великих исторических деятелей (царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
 устанавливать причинно-следственные связи с помощью учителя;
 описывать объекты, события, исторические героев с опорой на
наглядность, по наводящим вопросам учителя;
 находить, показывать на исторической карте территории, границы,
основные изучаемые объекты, события под контролем учителя;
 находить в словаре или в учебнике значение исторических терминов;
 узнавать и называть, изученные объекты на иллюстрациях,
фотографиях;
 выполнять несложные задания под контролем учителя;
 адекватно оценивать свою работу;
 осуществлять поиск информации в доступном источнике.
Достаточный уровень:
 - определять хронологические рамки ключевых процессов,
 знать основные исторические даты истории России;
 соотносить дату с событием и личностью;
8

 знать некоторые основные исторические факты, события, явления,
процессы; их причины, участников, результаты и значение;
 уметь
составлять
рассказы
об
исторических
событиях,
формулировать выводы;
 знать места совершения основных исторических событий;
 знать имена известных исторических деятелей (князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
 составлять исторические портреты с опорой на иллюстративный,
текстовый материал;
 понимать «легенду» исторической карты, «читать» историческую
карту с опорой на ее «легенду»;
 объяснять значение основных терминов, понятий;
 соотносить год с веком, устанавливать последовательность и
длительности исторических событий;
 сравнивать, разбирать, обобщать исторические факты;
 осуществлять поиск информации в доступных источниках;
 раскрывать причинно-следственные связи между историческими
событиями и явлениями;
 участвовать в беседе по содержанию, изученных тем;
 выполнять доступные задания без текущего контроля учителя.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных результатов учитывается уровень самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
9

Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 понимает материал; владеет пересказом по предложенному плану;
 устанавливает хронологию событий;
 самостоятельно формулирует ответы на вопросы;
 допускает единичные ошибки и сам исправляет
 правильно устанавливает причинно-следственные связи;
 умеет выражать свои суждения о действиях, поступках участников
исторических событий.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 воссоздавать в речи изучаемое событие и объяснять его причины;
 самостоятельно формулирует ответы; частично владеет пересказом
по предложенному плану;
 допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и
исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки);
 преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 частично понимает материал;
 излагает материал недостаточно полно и последовательно;
 допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и
исправляет их с помощью учителя (3-4 ошибки);
 затрудняется самостоятельно ответить на вопросы;
 нуждается в постоянной помощи учителя;
 смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет
 действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи.
Оценка «2» - не ставится.

10

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ п/п

Тема

Раздел
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Раздел
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Древняя Русь

19.
20.
21.
Раздел
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Происхождение славян.
В каких местах селились славяне.
Славяне и соседние народы.
Облик славян и черты их характера.
Торговый путь «из варяг в греки».
Хозяйство и уклад жизни восточных славян.
Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.
Языческие традиции восточных славян.
Обобщающий урок по теме «Древняя Русь».
Древнерусское государство
Как возникло Древнерусское государство.
О чём рассказывает древняя летопись.
Об Аскольде, Дире и их походах в Византию.
Князь Олег. Правление Олега в Киевской Руси.
Князь Игорь из рода Рюриковичей. Походы Игоря в Византию.
Предание о гибели князя Игоря.
Обобщение пройденного материала.
Княгиня Ольга отомстила древлянам.
Ольга наводит порядок на Руси. Посольство Ольги в Византию.
Сын князя Игоря и Ольги – Святослав. Война Святослава с
хазарами.
Битва Святослава на Балканах. Гибель Святослава.
Обобщающий урок по теме «Древнерусское государство Киевская
Русь».
Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства.
Сыновья князя Святослава. Возвращение Владимира на Русь.
Князь Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси.
Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства.
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром.
Русская Правда Ярослава Мудрого.
Русь после смерти Ярослава Мудрого.
Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в
истории Руси.
Распад Руси на отдельные княжества в XII веке.
Новгородская республика. Господин Великий Новгород.
Занятия и торговые пути новгородцев.
Ростово-Суздальское княжество в XII веке.
История возникновения Москвы.
Культура Руси в X-XIII веках.
Обобщающий урок по теме «Крещение Киевской Руси. Расцвет
Русского государства».

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11

Раздел
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46-47.
48.
49.
50-51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66-67.
68.

Русь в борьбе с завоевателями
Образование монгольского государства. Чингисхан и его армия.
Битва на реке Калке.
Нашествие монголов на Русь.
Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска.
Походы Батыя на южнорусские земли.
Новгородский князь Александр Невский.
Ледовое побоище.
Власть Золотой Орды над русскими князьями.
Русские княжества в XIII-XIV веках. Борьба Москвы с Тверью.
Московский князь Иван Калита. Наследники Калиты.
Изменения в Золотой Орде.
Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389). Благословение
Сергия Радонежского.
Куликовская битва.
Поход Тохтамыша на Москву в 1382 году. Наследники Дмитрия
Донского. Василий III Тёмный (1425-1462).
Собирание Руси Иваном III (1462-1505). Покорение Новгорода.
Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный.
Начало правления Ивана IV. Близкое окружение царя.
Земский собор, реформы Избранной рады.
Войны Ивана Грозного.
Опричнина.
Покорение Сибири.
Россия после Ивана Грозного. Правление Бориса Годунова.
Лжедмитрий I – самозванец. Лжедмитрий II. Семибоярщина.
Русская православная церковь в Смутное время. Минин и
Пожарский: за веру и Отечество.
Воцарение династиии Романовых. Царь Алексей Михайлович
Романов.
Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина.
Раскол в русской православной церкви.
Развитие России в XVII веке.
Культура России в XVI-XVII веках.
Обобщение пройденного за год.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

12

8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Тема урока
Российское государство в конце 17 - начале 18 века. Наше Отечество Россия в 17 веке.
1
Отношения России с другими странами.
1
Детство и юность Петра 1. Как обучали Петра 1.
1
Семейные раздоры, борьба за власть. Итоги правления Софьи.
1
Воцарение Петра 1.Строительство флота. Азовские походы.
1
Великое посольство (1697 -1698)
1
Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра 1 в Москву.
1
Северная война. Основание Петербурга. Поражение под Нарвой.
1
Первые победы над шведами.
1
Основание Петербурга.
1
Продолжение Северной войны.
1
Завершение Северной войны.
1
Заслуги Петра Великого в истории России. Промышленность и сельское
хозяйство.
1
Изменения в управлении государством. Указ о единонаследии.
1
Образование и культура при Петре 1.
1
Личность Петра 1. Семья Петра Великого.
1
Обобщающий урок по теме "Российское государство в конце 17 - начале
18 века.
1
Екатерина 1 и Пётр 11.
1
Конец правления Петра 11.
1
Анна Иоанновна и Иван 6 их правление.
1
Наследники Анны Иоанновна. Конец бироновщины.
1
Царствование Елизаветы Петровны (1741-1761)
1
Окружение Елизаветы. Возвращение к порядкам Петра 1.
1
Войны России в период правления Елизаветы Петровны.
1
Воцарение Петра 111.
1
Россия в эпоху Екатерины Великой (1762-1796) Начало царствования
Екатерины 11.
1
Близкое окружение и помощники Екатерины 11.
1
Война России с Турцией (1768-1774)
1
Присоединение Крыма. Русско-турецкая война (1787-1791)
1

Кол-во
час

30
31
32
33

Как управляла Россией Екатерина 11.
1
Восстание Пугачёва.
1
Развитие образования при Екатерине 11.
1
Конец правления Екатерины Великой.
1
Российская империя в первой половине 19 века. Отношения России со
странами Европы в конце 18 - начале 19 в. Наполеон Бонапарт (1769 34 1821)
1
13

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Великий князь Павел Петрович (1754-1801) Участие России против
войск Наполеона.
1
Переход Суворова через Альпы.
1
Правление Павла 1. Обобщающий урок по теме .
1
Император Александр 1 (1801-1825) Реформы Александра 1.
1
Аракчеевщина.
1
Вторжение армии Наполеона в Россию
1
Западная граница России: план Александра 1, план Наполеона.
1
Битва за Смоленск. Обобщающий урок по теме:" Правление императора
Александра 1"
1
Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.
1
Наполеон в Москве.
1
Александр 1 и Наполеон. Окончание войны. Поход русской армии в
Европу. В 1813-1814 годах.
1
Россия после войны с Наполеоном.
1
Император Николай 1 (1825-1855)
1
Восстание декабристов. Реформы Николая 1.
1
Войны России на Кавказе.
1
Отношения России с другими странами при Николае 1.
1
Крымская война. Оборона Севастополя.
1
Обобщающий урок по теме"Российская империя в 1 половине 19 века" 1
Россия в конце 19 века- начале 20 века. Царь -освободитель Александр
11 (155-1881)
1
Отмена крепостного права. Реформы Александра 2.
1
Международные отношения России при Александре 2.
1
Россия и Средняя Азия. Русско-турецкая война 1877-1878 годов.
1
Революционные организации в России в конце 19 века.
1
Обобщающий урок по теме: "Правление Алесандра 2"
1
Царь Александр 3 Миротворец (1881-1894) Укрепление самодержавия
Александром 3.
1
Российсское государство в период правления Александра 3.
1
Отношения Росссии с европейскими странами, конец правления
Александра 3.
1
Последний Российский император - Николай 2 (1894-1917)
1
Россия в начале царствования Николая 2.
1
Обострение международных отношений. Война с Японией.
1
Обобщающий урок по теме "Правление императора Николая 2"
1
Революционные выступления 1905-1907 годов.
1
Россия перед Первой мировой войной (1908-1914)
1
Февральская революция 1917 года. Обречение Николая 2.
1

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».