РП Индивидуальный проект 11 кл

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные
общеобразовательные программы»

Принято
педагогическим советом
Протокол № 1
от 29 августа 2023 года

Утверждено
приказом ГБОУ СО «Екатеринбургская
школа-интернат «Эверест»
от 31 августа 2023 года № 105-у

Рабочая программа
среднего общего образования
элективного курса «Индивидуальный проект»

для обучающихся с нарушениями
опорно - двигательного аппарата (11 класс)
Составитель: Тришкалюк Л.А.

г. Екатеринбург, 2023

Пояснительная записка
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно
под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной
области
деятельности
(познавательной,
практической,
учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой и др.).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного
или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным
планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого,
социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского,
инженерного.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и
общественной презентации обучающимися результатов исследования
индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и
(или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
— реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы;
— формирование у обучающихся системных представлений и опыта
применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных
результатов образования;
— повышение
эффективности освоения обучающимися основной
образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Общая характеристика курса. Содержание программы в основном
сфокусировано на процессах исследования и проектирования (в соответствии
с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам
деятельности. При этом программа предполагает практические задания на
освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном
виде и в их возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать
представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами
исследования и проектирования, в соответствии с существующими
культурными нормами. С помощью данного курса предполагается
адаптирование этих норм для понимания и активного использования
школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из
нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом
в общей структуре курса. Логика чередования модулей выстроена таким
образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть
теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого.
Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы в

общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение
собственных замыслов, идей, ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен
на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу
деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один модуль за
другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою идею,
затем
проработать
её,
предъявить
одноклассникам
и
другим
заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания,
и успешно защитить свою работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного использования
при прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных
работах могут предлагаться индивидуальные «дорожные карты»
старшеклассника или рабочих команд.
Количество часов на самостоятельную работу над проектом и
исследованием можно также варьировать с учётом индивидуальной
готовности обучающихся. Для самостоятельной работы важны умения,
полученные в том числе на предыдущих этапах обучения, а именно умения
искать, анализировать и оценивать необходимую для работы информацию.
Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать
пользоваться научными и научно-популярными изданиями в библиотечных
фондах. Для этого также должны выделяться специальные часы, а
проведённая работа — учитываться и оцениваться.
Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и
выполнения проекта или исследования, следует специально подготавливать и
сценировать. Для этого необходимо заранее продумывать, как будет
происходить процесс коммуникации, а именно:
—
что будет предметом доклада или сообщения участников события;
—
каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт
вопросы на понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные
варианты и т. д.;
—
какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей
дискуссией, первоначальное обсуждение в группах или парах, распределение
ролей и подготовка шаблонов обсуждения или спонтанные оценки
сообщений;
—
кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий
(регулирующий) этот курс, или привлечённый специалист, владеющий
способностью выстраивать содержательное обсуждение, процессом
проблематизации и способами выхода в позитивное продолжение работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе
эксперта.
Для
старшеклассников,
занимающихся
проектами
и
исследованиями, чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная среда, в
которой их работа могла бы быть проанализирована с разных точек зрения.
Регулярное сопровождение процесса работы над проектом или
исследованием ведёт ответственный за это педагог. В дополнение
обязательно нужны публичные слушания, во время которых проявляются и
проверяются многие метапредметные и личностные результаты обучения в

школе, достигнутые к моменту её окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники
школы — студенты вузов, представители власти, бизнеса, государственных
структур, так или иначе связанных с тематикой и проблематикой работ
старшеклассников. При этом важно понимать, что необходимо
предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной
стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или ошибочные
подходы в рассуждениях ученика, а с другой — непременно обозначать пути
возможных решений, рекомендовать источники необходимой информации,
дополнительные методики, с тем, чтобы у автора идеи не опустились руки и
не пропало желание продолжить работу.
Программа, по сути, является метапредметной, поскольку предполагает
освоение ряда понятий, способов действия и организаторских навыков,
стоящих «над» предметными способами работы ученика. К ним относятся
постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и
использование знаков и символов, организация рефлексии, сценирование
события. Несмотря на то, что программа называется «Индивидуальный
учебный проект», значительная часть занятий предусматривает групповую и
коллективную работу.
Основные идеи курса:
—
единство материального мира;
—
внутри- и межпредметная интеграция;
—
взаимосвязь науки и практики;
—
взаимосвязь человека и окружающей среды.
Учебно-методическое обеспечение курса включает в себя учебное
пособие для учащихся и программу элективного курса. Учебное пособие для
учащихся обеспечивает содержательную часть курса. Содержание пособия
разбито на параграфы, включает дидактический материал (вопросы,
упражнения, задачи, домашний эксперимент), практические работы.
Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты
по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебноисследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде научнопрактической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады
учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть
представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.
Принципы и подходы к реализации
При реализации принципа дифференцированного (индивидуального)
подхода в обучении математике учащихся с НОДА необходимо учитывать
уровень развития их мелкой моторики. Так же в процессе обучения
математике, учителю необходимо учитывать уровень и качество развитие
устной речи учащихся. При недостаточном уровне ее развития необходимо
использовать такие методы текущего и промежуточного контроля знаний
учащихся, которые бы объективно показывали результативность их
обучения.
Включения
обучающихся
в
проектную
и
учебноисследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов,

в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования,
цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение
местонахождения, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуальнонаглядных моделей, и коллекций основных математических объектов.
Дети с двигательными нарушениями испытывают ряд трудностей в
процессе обучения математике. Моторные нарушения ограничивают
способность к освоению предметно практической деятельности. Это
приводит к тому, что формирующиеся знания и навыки являются
непрочными, поверхностными, фрагментарными, не связанными в единую
систему.
Одной из особенностей работы с учащимися с НОДА является то, что
им необходимо больше времени для выполнения заданий, чем здоровым
детям,
Характеристика особых образовательных потребностей
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а
также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую
логику построения учебного процесса. Наряду с этим можно выделить
особые по своему характеру потребности в обучении, свойственные всем
обучающимся с НОДА:
 необходимо использование специальных методов, приёмов и
средств обучения (в том числе специализированных
компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих
реализацию «обходных путей» обучения; использование
виртуальной математической лаборатории.
 наглядно-действенный,
предметно-практический
характер
обучения математике и упрощение системы учебнопознавательных задач, решаемых в процессе обучения;
 специальное
обучение
«переносу»
сформированных
математических знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
 специальная помощь в развитии возможностей вербальной и
невербальной коммуникации на уроках математики;
 коррекция произносительной стороны речи; освоение умения
использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;
 обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды;
 максимальное расширение образовательного пространства –
выход за пределы образовательного учреждения при решении
математических задач и выполнении проектных работ.
 - использовать алгоритмы действий при решении обучающими с
НОДА определенных типов математических задач, в том числе в
процессе выполнения самостоятельных работ.

Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
Знакомство с современными научными представлениями о нормах
проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже
реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в
области
проектирования:
проект;
технологические,
социальные,
экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа
обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала
из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных
ранее (истории, биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его
отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А.
Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной
идеи с системой аргументации до полной его реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор
понятий:
проектно-конструкторская
деятельность,
конструирование,
техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить
социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании
учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских
проектов:
социокультурные,
информационно-консультативные,
экологические.
Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение
социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и
реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей ITтехнологий для решения практических задач в разных сферах
деятельности человека.
Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской
деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и
субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами
проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить
своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности

темы для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование
результатов проекта.
Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с
понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование,
прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий:
кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы,
долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок,
краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность
использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над
проектом, проектная команда, роли и функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение
понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия),
эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и
преодоления.
Раздел 5.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5. Практическое занятие по анализу региональных проектов
школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Дополнительные возможности улучшения проекта
Раздел 6.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение
понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.
Раздел 6.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 6.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования.
Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос,
генеральная совокупность, выборка респондентов.
Раздел 6.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов.
Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и
возможности продвижения проектов в социальных сетях.
Раздел 6.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для про-

движения проекта.
Раздел 6.6. Оформление и предъявление результатов проектной и
исследовательской деятельности.
Модуль 7. Презентация и защита индивидуального проекта
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/
исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению.
Тематическое планирование
Курс рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю). Итоговое занятие проходит в
форме научно-практической конференции. Предлагаемое планирование
является примерным: учитель может корректировать содержание уроков и
распределение часов на изучение материала в соответствии с уровнем
подготовки обучающихся и сферой их интересов.
№

Тема

Модуль
1

Культура исследования и
проектирования

1.

2.

3.

4.

5.

Основное содержание

Что такое проект и почему
Понятие проекта. Происхождение
реализация проекта — это сложно, понятия. Цели проектов. Проекты,
но интересно
оказавшие влияние на жизнь
большей части человечества.
Отечественные и зарубежные
масштабные проекты.
Непредсказуемые последствия
проектов
Учимся анализировать проекты
Замысел проекта. Реализация
проекта. Основные видимые
признаки проекта. Сложности
понимания и осуществления
проектных идей
Выдвижение проектной идеи как
Конечный результат проекта.
формирование образа будущего
Логика работы проектировщика.
Отличие проектирования от
занятий искусством, математикой
и других профессиональных
занятий. Реальное и
воображаемое в проектировании
«Сто двадцать лет на службе
Понятие
о
сторонниках
и
стране» — проект П. А.
противниках
проекта.
Столыпина
Необходимость
аргументации
своей
позиции
при
проектировании. Сопоставление
различных аргументов
Техническое проектирование и
Понятие «техносфера».
конструирование как типы
Искусственная среда.
деятельности
Конструирование и конструкции.
Анализ и синтез вариантов
конструкции. Функция

Колво
часов
1

1

1

1

1

конструкции. Личное действие в
проекте. Отчуждаемый продукт

6.

7.

8.

9.

Модуль
2

10.

11.

12.

Социальное проектирование: как
сделать лучше общество, в
котором мы живём

Отличие проекта от дела.
Социальное проектирование.
Старт социального проекта.
Отношения, ценности и нормы в
социальном проекте.
Проектирование ценности.
Проектирование способов
деятельности. Мероприятия
проекта
Волонтёрские проекты и
Личная ответственность за
сообщества
происходящее вокруг нас. 2018
год — год добровольца
(волонтёра) в РФ. Организация
«Добровольцы России»
Анализируем проекты
Математическое моделирование,
сверстников: возможности ITкомпьютерное
моделирование,
технологий для
программное
обеспечение,
междисциплинарных проектов
агроинженерия
Исследование как элемент проекта Цель и результат исследования.
и как тип деятельности
Исследования фундаментальные и
прикладные.
Монодисциплинарные и
междисциплинарные
исследования. Гипотеза и метод
исследования. Способ и методика
исследования
Самоопределение

1

Проекты и технологии: выбираем Приоритетные направления
сферы деятельности
развития: транспорт, связь, новые
материалы, здоровое питание,
агробиотехнологии, «умные дома»
и «умные города»
Создаём элементы образа
Позитивный образ будущего для
будущего: что мы хотим изменить себя и для других. Понятие
своим проектом
качества жизни

1

Формируем отношение к
проблемам: препятствие или
побуждение к действию?

Проблемы практические, научные,
мировоззренческие. Проблемы
глобальные, национальные,
региональные, локальные.
Комплексные проблемы

1

1

1

1
1

13.

Модуль
3
14.

15.

16.

17.

18.

19.

Модуль
4
20.

21.

22.

23.

Первичное самоопределение.
Обоснование актуальности темы
для проекта или исследования
Замысел проекта

Варианты самоопределения при
выборе темы: актуальность,
желание осуществить изменения,
стремление обеспечить развитие,
получение новых знаний и др.

Понятия «проблема» и «позиция»
при осуществлении
проектирования
Формулирование цели проекта

1

Проблемная ситуация. Позиции
конструктора, учёного,
управленца, финансиста
Цели и ценности проекта. Личное
отношение к ситуации.
Соотнесение прогноза и идеала.
Постановка цели и принятие цели.
Заказчик проекта
Целеполагание
и
постановка Перевод проблемы и цели в
задач.
Прогнозирование задачи. Соотношение имеющихся
результатов проекта
и отсутствующих знаний и
ресурсов
Роль акции в реализации проекта
Понятие и сущность акции.
Отличие акции от проекта. Роль
акции в реализации проекта
Ресурсы и бюджет проекта
Ресурс для реализации проекта.
Средства достижения цели
проекта. Участники проекта.
Интересанты проекта
Поиск недостающей информации, Информационный
ресурс.
её обработка и анализ
Объективность
информации.
Экспертное знание. Совпадающие
и
различающиеся
позиции.
Выявление
оснований
расхождения мнений
Условия реализации проекта

1

Планирование действий — шаг за
шагом по пути к реализации
проекта

Понятие планирования. Основная
функция планирования.
Инструменты планирования.
Контрольные точки планируемых
работ
Понятие бюджета проекта.
Собственные средства.
Привлечённые средства.
Источники финансирования.
Венчурные фонды. Кредитование
Работа с разными позициями.
Противники проекта. Сторонники
проекта. Команда проекта

1

Контрольная точка. Ленточная
диаграмма (карта Ганта).
Дорожная карта

1

Источники финансирования
проекта

Сторонники и команда проекта:
как эффективно использовать
уникальный вклад каждого
участника
Модели управления проектами

1

1

1
1

1

1

1

Модуль
5

Трудности реализации проекта

24.

Переход от замысла к реализации
проекта

25.

Риски проекта

26.

27.

Модуль
6
28.

29.

30.

31.

32.

Модуль
7
33-34

Жизненный цикл проекта.
Жизненный цикл продукта.
Переосмысление замысла.
Несовпадение замысла и его
реализации
Возможные риски проекта.
Способы предупреждения рисков

Практическое занятие. Анализ Проблема. Цель проекта. Задачи
проектного замысла «Завод по проекта. План реализации проекта.
переработке пластика»
Результаты проекта. Средства
реализации проекта.
Вариативность средств.
Прорывные технологии и
фундаментальные знания
Практическое занятие. Анализ
Анализ ситуации. Критерии
проектного замысла «Превратим
сравнения проектных замыслов
мусор в ресурс». Сравнение
проектных замыслов
Дополнительные возможности
улучшения проекта
Технология как мост от идеи к
продукту

Изобретения. Технологии.
Технологические долины.
Наукограды. Использование
технологий для решения проблем
Видим за проектом
Инфраструктура.
Базовый
инфраструктуру
производственный
процесс.
Вспомогательные процессы и
структуры.
Свойства
инфраструктуры
Опросы как эффективный
Социологический опрос как метод
инструмент проектирования
исследования. Использование
опроса при проектировании и
реализации проекта. Интернетопросы. Понятие генеральной
совокупности
Возможности социальных сетей. Возможности сетей для поиска
Сетевые формы проектов
единомышленников и
продвижения проектов
Оформление и предъявление
Выстраивание структуры текста
результатов проектной и
для защиты. Основные пункты и
исследовательской деятельности
тезисы выступления. Наглядность,
ёмкость, информативность
выступления
Презентация и защита
индивидуального проекта
Презентация и защита
индивидуального проекта

1

1
1

1

1

1

1

1
1

2





Специальные условия реализации дисциплины
В
случае
необходимости
(выраженные
двигательные
расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее
формированию графо-моторных навыков) рабочее место
обучающегося с НОДА должно быть специально организовано в
соответствии с особенностями ограничений его здоровья.
Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров,
технических
приспособлений
(специальная
клавиатура,
различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики,
трекболы, сенсорные планшеты).
Должны быть созданы условия для функционирования
современной
информационно-образовательной
среды,
включающей
электронные
информационные
ресурсы,
электронные
образовательные
ресурсы,
совокупность
информационных
технологий,
телекоммуникационных
технологий, соответствующих технических средств и технологий
(в том числе, флеш-тренажеров, инструментов Wiki, цифровых
видео материалов, виртуальных лабораторий и др.),
обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА
максимально возможных для него результатов обучения.
Например, использование современной образовательной средой в
обучении математике детей с НОДА являются ресурсы облачной
интернет-платформы
МЭШ
(РЭШ), которые
содержат
необходимые образовательные материалы, инструменты для их
создания и редактирования, виртуальные лаборатории.

Планируемые результаты освоения курса
В результате прохождения курса на уровне среднего общего
образования у учащихся будут достигнуты следующие предметные
результаты:
Учащийся научится:
— давать
определения понятиям: проблема, позиция, проект,
проектирование, исследование, конструирование, планирование, технология,
ресурс проекта, риски проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект
исследования, метод исследования, экспертное знание;
— раскрывать этапы цикла проекта;
— самостоятельно применять приобретённые знания в проектной
деятельности при решении различных задач с использованием знаний одного
или нескольких учебных предметов или предметных областей;
—
владеть методами поиска, анализа и использования научной
информации;

—

публично излагать результаты проектной работы.

Средства обучения и воспитания
Половкова М.В.Индивидуальный проект. Учебное пособие. 10-11 класс.
Список литературы
1.
Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление /
Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115.
2.
Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10—11
классы/ Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и др.; под ред. Л. Н.
Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017.
3.
Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития
образования / Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития
образования, 1996.
4.
Интеграция детей с ограниченными возможностями в
образователь- ный процесс. Начальная школа / авт.-сост. Л. В.
Годовникова, И. В. Возняк. — Волгоград: Учитель, 2011.
5.
Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. —
Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
6.
Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа
школьников. 5—11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В.
Леон- товича. — М.: ВАКО, 2014.
7.
Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И.
Пе- рельман. — М.: Аванта+, 2013.
8.
Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга
пе- дагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Кова- лев,
А. В. Захарова и др.; под ред. М. С. Староверовой. — М.: Вла- дос, 2014.
9.
Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия… Полное
собрание ре- чей в Государственной думе и Государственном совете. 1906—
1911 / П. А. Столыпин. — М.: Молодая гвардия, 1991.
10.
Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. —
М.: НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Пушкинский институт, 2011.
Интернет-ресурсы
1.
Официальный информационный сайт строительства Крымского
мо- ста (http://www.most.life/).
2.
Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
3.
Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).
4. Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
5.
Сайт
организации
«Добровольцы
России»
(https://добровольцырос- сии.рф/ organizations/55619/info).
6.
Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/
activities/).
7. Проект
Smart-теплицы

(http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
8. IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
9.
Объект и предмет исследования — в чём разница? (https://
nauchniestati.ru/blog/ obekt-i-predmet-issledovaniya/).
10.
Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https://
konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
11. Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).
12. Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).
13. Понятие
«цель»
(http://vslovare.info/slovo/filosofskiijslovar/tzel/47217).
14. Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://
startupnetwork.ru/startups/).
15.
Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/
mini-pererabotka-plastika).
16.
Робот,
который
ищет
мусор
(https://deti.mail.ru/news/12letnyaya- devoch-ka-postroila-robota-kotoryy/).
17. Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.
ru/forum/view/1257990).
18. Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/
psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method).
19. Проведение опросов (http://anketolog.ru).
20. Федеральная
служба
государственной
статистики
(http://www.gks.ru/).
21. Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).
22.
Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-montazha-video).
23. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от
01.05.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве
(волонтёрстве)» (http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fzo/).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».