Учебный план АООП обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с интеллектуальными нарушениями, (вариант 2) _с 5 по 12 классы_ на 2025-2026 учебный год

Утвержден
приказом ГБОУ «Екатеринбургская
школа «Эверест»
от 29.08.2025 № 95 -у

Учебный план
по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата с интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
5– 12 классы
2025-2026 учебный год
Классы
Количество часов в неделю
Предметные Учебные
6
7
11
12 Всего
5в
8в
9г
10г
(план)
(план)
(план)
(план)
факт
факт
факт
факт
области
предметы
I. Обязательная часть
Язык и речевая
практика
Математика

Речь и альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек
Домоводство
(Самообслуживание)
Окружающий
социальный мир
Музыка и движение

2

2

2

2

2

2

2

2

16

2

2

2

2

2

2

2

2

16

2

2

2

3

3

2

2

1

17

2

1

1

1

-

-

-

-

5

5

7

7

7

7

7

7

8

55

2

2

2

3

3

3

3

4

21

2

2

2

2

2

2

2

1

15

3

3

3

-

-

-

-

-

9

-

2

2

4

5

5

5

7

30

2

2

2

2

2

2

2

2

16

22

25

25

26

26

25

25

27

200

7

5

5

4

4

5

5

3

39

2

2

2

2

2

2

2

1

15

Предметно-практические действия

2

2

2

2

2

2

2

1

15

Мир, в котором мы живем

2

-

-

-

-

-

-

-

2

Окружающий социальный мир

1

1

-

-

-

-

1

1

4

30

30

239

Окружающий
мир

Искусство

Технология
Физическая
культура
Итого

Изобразительная
деятельность
Труд (технология)
Адаптивная физическая
культура

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Речевая практика

Окружающий природный мир
Предельно допустимая аудиторная
учебная нагрузка при 5-дн. учеб. неделе
Внеурочная деятельность:

коррекционно-развивающая
работа
(индивидуальные
и
групповые
коррекционно - развивающие занятия)
Двигательная коррекция (плавание)
Сенсорное развитие
Логопедия
другие
направления
внеурочной
деятельности

1
29

30

30

30

30

30

10

10

10

10

10

10

10

10

80

5

5

5

5

5

5

5

5

40

2
2
1

2
2
1

2
2
1

2
2
1

2
2
1

2
2
1

2
2
1

2
2
1

16
16
8

5

5

5

5

5

5

5

5

40

1

Пояснительная записка к учебному плану
по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата с интеллектуальными нарушениями
(вариант 2) с 5 по 12 классы
на 2025-2026 учебный год
Учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2) АООП УО фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения.
1 этап - 1 дополнительный, I - IV класс.
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1
дополнительном и в 1 классе и 34 учебных недель в году со 2 по 12 класс.
Сроки освоения АООП для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), зачисленных на обучение до 1 сентября 2016 года,
составляют 10 лет. В зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их
возрастных особенностей в образовательной организации допускается обучение в близко
возрастных классах (группах) по возрастающим ступеням обучения.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет
ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность. Кроме этого, с целью
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру
учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития разных
нозологических групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными
планами.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития
и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, представлена
следующими специальными курсами, имеющими коррекционную направленность:
- «Речевая практика»;
- «Предметно-практические действия»;
2

-

«Мир, в котором мы живем».
В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений,
входят также дополнительные часы на изучение учебного предмета «Окружающий социальный
мир», «Окружающий природный мир» в 5 - 12 классах.
Учебный курс «Речевая практика» изучается с 5 по 12 классы и обеспечивает обучающимся
возможность овладеть навыками письменной и устной речи в доступном для них объеме.
Содержание данного курса способствует развитию у школьников с ТМНР мелкой моторики,
зрительно-моторной координации, графомоторных навыков.
Учебный курс «Мир, в котором мы живем» изучается с 5 классе в объеме 68 часов в год (2
раз в неделю) и обеспечивает практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду,
направлен на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на
повышение уровня общего развития учащихся, совершенствование сформированных навыков
самообслуживания.
АООП ИН (вариант 2) может включать как один, так и несколько учебных планов.
Специальная
индивидуальная
программа
развития
(СИПР),
разрабатываемая
образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план
(далее - ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые
соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного
обучающегося. Общий объем нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем,
предусмотренный учебным планом АООП.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации АООП образования определяет образовательная
организация.
При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка
обучающегося может варьироваться.
Так, с учетом федерального учебного плана организация, реализующая вариант 2
АООП, составляет ИУП для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный
набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки.
Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных
потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В
индивидуальных учебных планах обучающихся с наиболее тяжелыми нарушениями
развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности. У
обучающихся с менее выраженными нарушениями развития больший объем учебной
нагрузки распределится на предметные области. Для обучающихся, особые образовательные
потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана
АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается
количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно - развивающих
занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом.
Некоторые обучающиеся, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в
группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также
лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Педагогический работник
проводит урок для состава всего класса или для группы обучающихся, а также
индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков.
Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин., фронтальных,
групповых и подгрупповых занятий - не более 40 минут.
Коррекционно-развивающая направленность обучения по АООП ИН (вариант 2)
обеспечивается за счет реализации специальных курсов внеурочной деятельности «Сенсорное
развитие», «Логопедия», «Двигательная коррекция(плавание)», а также проведения
индивидуальных и подгрупповых занятий со специалистами службы психолого-педагогического
и социального сопровождения. *Индивидуальные логопедические и дефектологические занятия
назначаются обучающимся при необходимости по решению психолого-педагогического
консилиума, поэтому данный вид занятий не включается в расчет общей недельной нагрузки в
рамках внеурочной деятельности.
3

Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается
при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при
определении объемов финансирования.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий.
Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и
групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной
организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной
отсталостью и на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы
реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом
психофизического состояния обучающегося до 25 минут.
Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках внеурочной
деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является также
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Направления внеурочной деятельности:
«Разговоры о важном»
«Творческая мастерская»
«В мире сказок»
«КераМир»
«Упражнения с Дарами Фребеля».
Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающегося средствами
физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение
контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с
обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и СИПР
определяет образовательная организация.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП.
По причине системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории обучающихся показан
индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Все обучающиеся, вне
зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы
организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы
учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и
воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными
потребностями обучающегося.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР - АООП УО (вариант 2) - принципиально отличаются от требований к
итоговым достижениям обучающихся с легкой умственной отсталостью - АООП ИН (вариант
1). Они определяются индивидуальными возможностями обучающегося и тем, что его
образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение
знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях ("академический"
компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения
задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания,
бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений
и умений в собственную деятельность (компонент "жизненной компетенции") готовят
обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной
жизни в семье и обществе.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация
его жизни: привычный и необходимый для подавляющего большинства людей образ жизни
(жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную
трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь
4

возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность). Общим
результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих
соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать
задачи, направленные на нормализацию его жизни.
На основе АООП ИН (вариант 2) ГБОУ СО «Екатеринбургская школа «Эверест»
разрабатывает СИПР, результаты которого за полугодие выступают в качестве текущей
аттестации обучающихся. В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка
результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам
учебного года. Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной
группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов,
осуществляющих процесс образования и развития обучающегося. К процессу аттестации
обучающегося привлекаются (по возможности) члены его семьи. Задачей экспертной группы
является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных
компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его
личности. Результаты анализа представляются в удобной и понятной всем членам группы
форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам
освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая
характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных
компетенций.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы
образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки
освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы
образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение
результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года
обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация
осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за
выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и
оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать
затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных
областей, которые не должны рассматриваться как показатель не успешности их обучения и
развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического,
неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление
результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития
обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий,
графических работ. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся
оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и
жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям. При
оценке
результативности
достижений
учитывается
степень
самостоятельности
обучающегося.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях,
основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной
или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной
физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».