Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Принята на заседании Педагогического совета от 29.08.2024 г. Протокол № 2 Утверждена Приказом по ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест» № 105-у от 30.08.2024 г. АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Ритмика. Праздник каждый день» Направленность – социально-педагогическая Уровень – базовый Возраст обучающихся – 9-12 лет Срок реализации – 1 год Автор-составитель: Пелевина О.В.., педагог дополнительного образования ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (общая характеристика программы) Курс «Ритмика. Праздник каждый день» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном, спортивно-оздоровительном и общекультурном развитии и воспитании младших школьников. Программа разработана на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. От 08.06.2020) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196); - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 № 09-3242); - Распоряжение правительства Свердловской области № 70-Д от 26.06.2019 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области Новизна программы заключается в интеграции образовательных областей: этнография и культурология (знакомство детей с типологией праздников, освоение элементов народных обрядов); эстетическое и физическое развитие (знакомство детей с классическими, современными и народными тенденциями различных танцевальных направлений); декоративно-прикладное искусство (знакомство с народными промыслами и освоение приемов художественного труда). Педагогическая целесообразность заключается в оптимальном сочетании педагогических условий, средств и методов обучения и воспитания в процессе реализации программы. Актуальность данной программы состоит в создании праздника, хорошего настроения, как себе, так и окружающим, приобретении должности, роли, даровании радости и успеха, заняв социально значимое положение в обществе. В младших классах - на первых ступенях получения обязательного образования - возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Вопрос организации досуга детей с НОДА каждый год встает особенно остро, а потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма. Социально-экономические, эпидемиологические и политические условия современного общества формируют запрос на личность свободную, инициативную и творческую. Возрастные, физиологические и интеллектуальные особенности детей младшего школьного возраста с НОДА способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребёнка (таких как: разносторонние интересы, любознательность, увлечённость, инициативность), которые не всегда удаётся рассмотреть и развить на уроке, содействуют развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы, пляски и игры способствуют гармоническому развитию личности. В младшем школьном возрасте дети уже понимают смысл разучивания и совершенствования отдельных движений и с удовольствием упражняются в них. В обучении музыкально - ритмическим движениям ярко прослеживается взаимосвязь всех педагогических методов обучения (наглядный, словесный, практический), а игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные движения. Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Систематические занятия детей школьного возраста ритмикой очень полезны для физического развития, улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки, совершенствуются движения. Постепенно дети начинают легче и грациознее двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, координацию, выразительность движений. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям ребят, всегда выступали как оздоровительные, и использование ритмики позволяет не только развивать творческие способности у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и в определённой мере улучшать психодинамические функции, таким образом воздействовать на продуктивность их учебнопознавательной деятельности. Все это требует известных усилий, но и доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях. Ритмика – исполнительный вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Основа ритмики – музыка, а движения используются как средство более глубокого ее восприятия и понимания. Программное содержание ритмики подводит детей к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует развитию творческого воображения. Во время танцевальных движений расслабляются мышцы, улучшается обмен веществ, кровообращение, развиваются оба полушария головного мозга (речь, внимание, воображение, фантазия, дыхание, ритмический слух, эмоции, чувства, правильная осанка), улучшаются коммуникативные качества, совершенствуются движения, пластика, нормализуется нервно-психическая деятельность, что актуально для детей с НОДА. У обучающихся с НОДА существуют 2 формы дефицита детских двигательных умений: движения детей либо скованны, либо разболтанны, хаотичны, а танцевальные упражнения помогают контролировать ребёнку своё тело. Ритмичные движения снимают мышечное напряжение, помогают избавиться от чувства неуверенности, повышают самооценку, развивают речь, воображение, правильное дыхание, улучшают физическое, эмоционально — психическое состояние. Занятия по ритмике несут не только развивающий, но и познавательный характер. Исполнение элементов танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей. Игровая творческая детская танцетерапия позволяет разглядеть и принять свои чувства, дать им выход. Игры служат прекрасным средством создания атмосферы радости, бодрости, удовольствия. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки. Танцевальная игра с одной стороны помогает: снять напряжение, выплеснуть энергию, переработать свою агрессию и страх, осознать себя в предлагаемых обстоятельствах, пробудить положительные эмоции. С другой стороны, развивает: коммуникативные качества, проявление инициативы, умение логически мыслить, фантазию и воображение, творческие способности. Танцевальная игра может быть сильным терапевтическим средством, которое способствует раскрытию личности. Танцевальная игра - это особая форма экспрессивного поведения ребенка, которая открывает «границы», в особенности тем, кто имеет проблемы в общении, кто отгорожен от мира. Программа внеурочной деятельности «Ритмика. Праздник каждый день» предназначена для детей младшего школьного возраста. Ведущая деятельность этого возраста – учение через игру, танец и ритмичные упражнения. Основополагающим в программе кружка «Ритмика. Праздник каждый день» является понимание искусства как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом. Искусство - не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное развитие личности ребенка, - но и духовный объект наслаждения, объект, в котором ребенок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия, гармонию и дисгармонию, правду и правдоподобие. Отличительная особенность программы состоит в том, что она может выступать как самостоятельной, так и составной частью любой образовательной программы, имеющей разделы организации, создания, оформления и проведения праздников. Программа «Ритмика. Праздник каждый день» предлагает каждому ребенку свободный выбор деятельности, возможность реализоваться в разнообразном творчестве, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности. Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности младших школьников, направленной на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей. В целом осуществляется опора на следующие педагогические подходы: Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности присваиваются человеком через совместную с другими людьми деятельность. Присвоение ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Присвоение ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека. Системно-деятельностный подход. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Развивающий подход определяет общую конструкцию данной программы. Основные педагогические принципы: принцип деятельности, когда на занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития обучающихся; принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе (здесь речь идёт и о личностном отношении детей к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности); принцип доступности, последовательности и систематичности обучения и воспитания: дети проходят путь от простого к сложному, новому, творческому уровню; принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов (этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления); принцип творчества (креативность) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Форма обучения: очная. Типы занятий: комбинированный, теоретический, практический, репетиционный и тренировочный. Формы проведения занятий: • беседа за круглым столом; • работа с атрибутами; • индивидуальная и групповая работа; • дискотеки; • коллективно творческая работа; • концерты; • репетиции, тренировки; • праздники; • презентации; • совместные мероприятия с родителями. Методы работы: Словесный – рассказ, беседа, объяснение, поощрение. Наглядный – показ, работа по образцу, прием, примеры. Практические – репетиции, организация, проведение, выступление. Режим занятий. Программа «Ритмика. Праздник каждый день» реализуется для обучающихся младшего школьного возраста (9-12 лет) из расчета 2 часа в неделю, 66 часов в год в течение 1 учебного года. Продолжительность занятия – 40 минут. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цели программы: • помочь участникам кружка в успешной социализации, построении гармоничных отношений с собой и окружающими; • предоставить ребенку возможности раскрытия и развития потенциальных возможностей своего внутреннего мира; выявление творческих способностей в области искусства танца, приобретение навыков музыкально-ритмического движения и ознакомление с жанровыми и стилистическими особенностями искусства танца; способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой, здоровой, творчески растущей личности. Задачи программы: • познакомить воспитанников с элементами сценической грамоты; • совершенствовать художественный вкус обучающихся; учить чувствовать и ценить красоту; • учить детей анализу явлений действительности, художественных произведений с позиций нравственно-этических норм, через активное личностное восприятие; • воспитывать нравственные и эстетические чувства детей; • развивать творческие способности школьников, их речевую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость; • формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику); • формировать навыки позитивного коммуникативного общения; • воспитывать трудолюбие, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы; • помочь в осознании ответственности за свои поступки, мысли; • формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); • стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность школьников; • учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности; • формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении; • развивать творческие способности в области искусства танца: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений. Учитывая психофизические особенности и особенности познавательной сферы детей с НОДА, дополнительно поставлены следующие коррекционные задачи: • коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии: нормализация мышечного тонуса, снятие неестественного напряжения мышц, формирование правильной осанки, формирование и развитие мышечной памяти; • развитие умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве; • развитие мелкой моторики; • развитие подвижности суставов и силы мышц всего тела; • развитие внимания; • формирование положительной мотивации. Учебные, лечебные, коррекционные задачи реализуются с учетом возраста, уровня восприятия материала, уровня физических возможностей ребенка. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Данный курс рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО социальнопедагогического направления. Можно выделить следующие разделы: школьные праздники, календарные праздники, семейные праздники, упражнения на ориентировку в пространстве, ритмико-гимнастические упражнения, игры под музыку. На каждом занятие осуществляется работа по всем разделам программы. И дети к концу учебного года должны научиться ориентироваться в пространстве, выполнять упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков, координации движений, создавать музыкально-двигательный образ, самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, инсценировать песни. Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. № п/п 1 Название Инструктаж для обучающихся. Введение в образовательную программу. Урок-игра «Давайте познакомимся». Всего 1 Количество часов Теория Практика Введение в предмет Музыкальные игры «Ритмика». «Делай как Я». Знакомство с основными видами хореографического искусства. 2 Танцевальная игра «Один плюс все!». 1 Знакомство с правилами игры. 3 Упражнения на ориентировку. Игра на внимание «Быстро по местам!». Ритмико- 1 Общеразвивающие упражнения. Объяснение правил выполнения. Проведение танцевальной игры «Один плюс все!». Строиться в круг, колонну, шеренгу Наклоны, выпрямление и гимнастические упражнения. Игра «Повтори!», «Потолок пол». 4 Ритмикогимнастические упражнения. Игра «Танцевальный паровоз!». 1 Общеразвивающие упражнения. Объяснение правил выполнения. 5 «Листопадник» (национальный русский праздник) 1 6 Обсуждение идеи, костюма и разучивание танца ко Дню учителя. Танцевальный этюд «Пяточка - носочек». 5 8 Перестроения. «Змейка» 2 Знакомство с традициями праздника осени, элементами народного танца. Обсуждение особенностей и важности профессии учитель. Знакомство с правилами игры, знакомство с танцевальными движениями Общеразвивающие упражнения. Объяснение правил выполнения. 9 Движения на развитие координации. 2 Объяснение значения координации, ее функции. 10 «Хоровод». Перекаты стопы 2 11 День народного единства Танцы народов РФ, их особенности и костюмы. Разучивание танца с флажками «Россия, вперёд». 1 Обсуждение идеи и 3 Показ видеоролика с выступлениями русских народных коллективов. Объяснение отличий хоровода от других видов русского танца. Просмотр видеороликов с исполнением танцев народным коллективом Игоря Моисеева Обсуждение важности любви к Родине. Просмотр презентации, видеороликов на тему «Россия». Закрепление знания государственных символов. Знакомство с новой игрой – 7 12 13 2 4 повороты головы, круговые движения плечами, руками. Наклоны и повороты туловища вправо, влево Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь. Отработка поворотов, подскоков. Музыкальная игра с листочками. Разучивание танца ко Дню Учителя Отработка элементов танцевального этюда Перестроение в быстром и медленном темпе, с остановками, на время под различную музыку. Прыжковые упражнений на развитие координации. Перестроение в быстром и медленном темпе, с остановками, на время под различную музыку. Основные ходы русского народного танца. Разучивание танца с флажками Разучивание игры - 14 разучивание основных движений игры - танца «Колёсики». Движения на развитие координации. Музыкальные игры танцем, объяснение правильности построения. 2 Общеразвивающие упражнения. Объяснение правильности выполнения. Композиция танца: экспозиция, завязка, развитие танца. Обсуждение идеи и подготовка танц.связки к новогоднему празднику Музыкальноритмическая игра: «Я и мир вокруг». 1 Объяснение с композицией танца, просмотр видеоролика. Объяснение новых движений, перестроений. 1 Знакомство с правилами игры, направленной на развитие артистизма, чувства ритма. 18 «Я – герой сказки». Любимый персонаж . 2 Объяснение понятия имитация, подражание, пантомима. 19 Жанры музыки: марш. 2 20 Обсуждение идеи, костюмов и подготовка танцевального номера к Дню Защитника Отечества Обсуждение идеи, 6 Прослушивание музыкальн ого материала в темпе марша, объяснение его особенностей и отличий от других танцевальных произведений. Просмотр видеоролика с исполнением марша. Просмотр видеороликов с танцевальными номерами к празднику День Защитника Отечества. 15 16 17 21 4 4 Знакомство с лирическими танца ко Дню Матери «Колёсики» Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами, руками. Наклоны и повороты туловища вправо, влево. Перестроение по отношению друг к другу, предмету. Самостоятельная задумка танца под разную музыку. Разучивание тан.связки к новогоднему празднику. Играют в музыкально – ритмическую игру с использованием различного музыкального материала Самостоятельная работа. Исполнение под музыку сочиненных на уроке подражательных пародий на любимых сказочных героев. Маршевый шаг, маршировка под музыку, построение и перестроение Разучивание танца – марша. Разучивание танца 22 костюмов и подготовка танцевального номера к Международному женскому дню. Танец с игрушкой. Танцевальная зарядка. Упражнения для рук. элементами танца, объяснение правильности выполнения. с игрушкой. 3 Показ и объяснение педагогом позиции рук в хореографии. Разучивание и исполнение позиции рук в классической хореографии. Исполнение классом простейших танцевальный движений синхронно. Самостоятельное нахождение танцевальных точек в зале. Работа над координацией тела 23 Элементы диско-танца: массовый пляс. 2 Показ видеороликов с исполнением диско. Объяснением отличий от других видов танца 24 Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина. 2 Объяснение значения танцевальных точек в хореографии. Показ упражнений выполняемых по диагонали. 25 Игровые двигательные упражнения с предметами 4 26 4 Выполнение игровых двигательных упражнений с предметами Разучивание танца с лентами. 27 Обсуждение идеи, костюмов и подготовка танцевального номера к Дню Победы. Танец с лентами «Салют» Танцевальная зарядка Развитие двигательной активности. Объяснение игровых упражнений с предметом построенных на подражании. Показ видеоролика. Объяснение - почему салют является символом Победы. Повторение движений по кругу 28 Музыкальные игры 2 Общеразвивающие упражнения. Объяснение правильности выполнения. Знакомство с новыми муз.играми Итого: 1 Игры на свежем воздухе. 66 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальными компетенциями обучающихся по формированию творческих способностей являются: приобретение детьми знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе; к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об организации совместной деятельности с другими детьми; приобретение школьниками знаний о правилах групповой работы, представлений об актёрском мастерстве; развитие ценностного отношения обучающихся к культуре, труду, воспитание чувства сопереживания к товарищам. Личностными результатами обучающихся являются: рефлексивная самооценка как сравнение ребёнком своих достижений вчера и сегодня, умение фиксировать свои изменения, знание своих возможностей, умение определить границу этих возможностей, границу своего знания и незнания, умения и неумения; развитие потребности двигательной активности как основы здорового образа жизни; ориентация на выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе во внеучебных видах деятельности, выполнение требований школьной жизни; приобретение умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни; приобретение опыта публичного выступления. Метапредметными результатами обучающихся являются: приобретение учащимися представлений о темпе, ритме, амплитуде движений, способности выполнить определённые танцевальные движения; получение сведений о танцах разных народов и различных эпох и формирование позитивного отношения школьника к традициям других народов, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер; адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулирование собственного мнения и позиции; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. По итогам освоения программы, обучающиеся научатся: основам сценарного, актерского и танцевального мастерства; элементам народного и современного танца; особенностям культурно-досуговых оформлений; особенностям работы с аудиторией; основам искусства обаяния и создания имиджа; основным правилам хорошего тона народным традициям по организации и проведению праздника; приемам психологической устойчивости к неудачам и трудностям в создании, проведении праздника; изучат историю и виды праздников. Формы подведения итогов реализации программы: подготовка танцевальных номеров к школьным праздникам. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально – технического обеспечения: наличие специального зала; качественное освещение в дневное и вечернее время; музыкальная аппаратура, аудиозаписи; специальная форма и обувь для занятий; оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор); экранно-звуковые пособия: материалы на CD и DVD, флэш носителях; маски, костюмы, ножницы, клей, цветная бумага, картон и другие атрибуты. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Барышникова, Т.К. Азбука хореографии / Т.К.Барышникова. – СПб., 1996. 2. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000). 3. Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях». (-Киев:МузичнаУкраiна, 1985). 4. Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997). 5. «Внеурочная деятельность школьников» Д. В. Григорьев, П.В. Степанов «Просвещение», М., 2010 г. 6. «Внеклассные мероприятия»: «ВАКО», М., 2005 г. 7. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: 8. ВАКО, 2007). 9. Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (- М.: МГИУ, 2008). 10. «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград:Учитель, 2008) 11. Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981). 12. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009). 13. Михайлова, М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М.А.Михайлова, Е.В.Воронина. – Ярославль, 2000. 14. «Наши любимые праздники» М.В. Юдаева, РИО «Самовар 1990», 2006 г. 15. Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (-М.: ВЛАДОС, 2008) 16. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989) 17. «Сценарии общешкольных и клубных мероприятий» Г.Г. Кулинич «ВАКО», М., 2006 г. 18. «Современные праздники для школьников и родителей», кол. Авторов – М., «Глобус», 2006 г. 19. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009). 20. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008). 21. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. «Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие». (- СПб.: Детство, 2002г). Печатные пособия: энциклопедии, таблицы и технологические карты, предметные рисунки и др.