Пресс-центр2024

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест»,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Принята на заседании

Утверждена

Педагогического совета от 29.08.2024 г.

Приказом по ГБОУ СО «Екатеринбургская

Протокол № 2

школа-интернат «Эверест» № 105-у
от 30.08.2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА «Школьный пресс-центр»

Направленность – социально-педагогическая
Уровень – базовый
Возраст обучающихся – 13-17 лет
Срок реализации – 2 года

Авторы-составители:
Бачурина Н.С.,
Праведникова О.В.,
педагоги дополнительного
образования

Пояснительная записка
Важной стороной жизнедеятельности социума является общение. Независимо от того,
какую специальность выберет ребёнок, он должен уметь выражать свои мысли. Если он
будет хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесёт ему удовлетворение и
радость, ребёнок сможет поделиться своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений.
Общению в детских учреждениях, как правило, уделяется мало внимания, так как
предполагается, что оно возникает само собой в совместной деятельности или просто во
времясовместного пребывания. Но это вынужденное, стихийное общение.
Динамика социальных процессов сегодня такова, что детям предстоит жить в мире,
существенно отличающемся от того, в котором живут их педагоги и воспитатели. На первый
план выходит не столько передача готового опыта, знаний, сколько формирование
способности к социальному творчеству, самостоятельному принятию решений.
Самостоятельную личность формирует самостоятельная творческая деятельность на основе
свободного выбора, без всяких искусственных ограничений.
Средства коммуникации – одно из направлений такой деятельности, где могут найти
себя самые разнообразные таланты: фотографы, корреспонденты, операторы, дикторы,
редакторыи т.д. Вместе с тем средства коммуникации помогают находить и развивать другие
виды деятельности, поддерживать личные и общественные начинания, так как содержание
журналистских материалов – это реальная жизнь каждого коллектива.
Средства коммуникации являются одной из форм общения, когда можно лучше узнать
друг друга, открыть для себя уникальность даже тех, кто не сразу может проявиться в
коллективе. Круг общения друг с другом ограничен, а средства информации помогают
узнать о том, что происходит в различных микрогруппах, в других коллективах. Средства
коммуникации способствуют становлению морально-нравственных норм, своеобразных
кодексов чести.
Кино и материал газетного издания - основное средство работы пресс-центра, всегда
содержат в себе огромное количество жизненных проблем. Во время просмотра фильма или
чтения статьи есть возможность со стороны наблюдать за действиями и поступками героев,
набираться жизненного опыта, следить за тем, как они решают свои жизненные трудности.
При создании собственных фильмов и написании статей учащиеся могут показать
собственное видение тех или иных проблем современности.
Программа «Школьный пресс-центр» разработана на основе следующих нормативных
документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. От 08.06.2020) «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р.;
- Порядок организации
и
осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН
2.4.4. 3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. № 41);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об

утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи от 18 ноября 2015 № 09-3242);
- Распоряжение правительства Свердловской области № 70-Д от 26.06.2019 об утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области
Актуальность Программы. Школьный пресс-центр должен информировать как
можно большее число учеников о всех событиях и мероприятиях, происходящих в школе.
Данная деятельность позволяет решить как межличностные проблемы обучающихся, так и
внутриличностные конкретного подростка. Эта работа связана с соотнесением собственного
замысла, творческого азарта с восприятием этого замысла другими, которыми являются и
сверстники, и старшеклассники, и взрослые (учителя, родители). Реализация каждого
замысла связана с исследованием и принятием решения.
Школьники получают возможность реализовать свои способности в самых
разнообразных видах деятельности: административно-организаторской, редакторской,
журналистской, комментаторской, в верстке газеты, съемках сюжетов, монтаже
видеороликов и т.д. Газета и телевидение не являются политическими и не пропагандируют
взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Тем не менее, в них есть свои
приоритеты. Школьные СМИ отражают события, явления, мнения с точки зрения
общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д.
Недопустимо использование ненормативной лексики. Отражение же неформального
общения той или иной возрастной группы допускается. Статьи и трансляции должны носить
жизнеутверждающий, оптимистичный характер.
Деятельность пресс-центра основана на самостоятельной деятельности школьников.
Развитие профессиональных умений и навыков и, как результат, качественный рост самого
издания газеты и телевизионных роликов невозможен без обеспечения освоения
теоретического курса основ журналистики и основ фото- и видеомонтажа. Однако форма, в
которой осуществляется образовательная составляющая кружка, принципиально отличается
от привычных школьных и вузовских подходов. Средства массовой информации не могут не
учитываться в качестве одного из важнейших компонентов образования, поскольку они
несут значительное количество информации, которую можно эффективно использовать в
системе образования школьников. В редакции газеты и телевизионной редакции обязательно
сформируется небольшая группа тех, кто будет рассматривать журналистику как свое
призвание. Им необходимо обеспечить условия для самообразования.
Посещая пресс-центр, дети могут получить не только опыт решения жизненных
проблем, но и развить коммуникативные навыки, завести новых друзей, повысить свой
культурный уровень. Искусство кинематографа является одной из наиболее доступных форм
воздействия на эмоциональный, интеллектуальный, духовный мир подростка, способствует
формированию мировоззренческих позиций человека. Средства киноискусства дают
возможность продвинуть в подростковую и молодежную среду не только качественный,
содержательный художественный продукт, способный заинтересовать своей проблематикой,
но и содействует развитию критического мышления.
Подростки, в семьях которых не занимаются воспитанием и контролем свободного
временем ребенка, часами смотрят телевизор или сидят у компьютера. Психологи сегодня
говорят об «экранном мышлении», «клиповом сознании». Потеря интереса к чтению у
многих подростков, в том числе из неблагополучных семей, ведет за собой ряд проблем,
которые серьезно отражаются на успеваемости в школе. Поэтому экранизация
художественной литературы может стимулировать подростка к чтению, научить разбирать
сюжетные линии, анализировать поступки главных героев.

3

Несмотря на все усилия заинтересованных лиц - учителей, родителей, да и самих
детей, год от года дети читают все меньше. Но плохо не только то, что они не интересуются
чтением, не становятся активными читателями, хотя в масштабе социума уже одно это
грозит настоящей культурной катастрофой в самом недалеком будущем. Еще хуже - другое,
у сегодняшних детей катастрофически падает уровень текстового мышления. Редакционноиздательский отдел пресс- центра позволит с помощью интересных тем и дискуссий
привлечь детей не только к чтению литературы, но и к написанию статейного материала.
Формирование личной нравственной позиции, представляется особенно актуальным в
подростковом возрасте т.к. умение сформулировать и высказать свою личную позицию
позволят подростку «принять» и усвоить нормы морали, правила поведения.
Необходимо учитывать мнения и предложения ребят. Это обстоятельство важно
учитывать, обсуждая с ребятами программу предстоящих кинопросмотров.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что, данная программа
рассматривает возможность развития творческих способностей, обучения организации
съемочного процесса, монтажу, навыкам журналиста по написанию информационного
материала для газет и журналов, а также этическим и эстетическим нормам поведения.
Коррекционно-развивающий потенциал Программы используется для решения
следующих коррекционных задач:
- развитие импрессивной и экспрессивной речи обучающихся с НОДА, направленной
на развитие всех ее функций, особенно коммуникативной и познавательной через создание
продуктов: интервью, опрос, видеоролик и т.д ;
- дальнейшее развитие и автоматизация графомоторного навыка, развитие мелкой
моторики рук;
- при отсутствии или выраженных ограничениях моторного навыка письма проведение
работы по совершенствованию навыка пользования различными клавиатурами, как
традиционными, так и виртуальными, в процессе создания материала для статей, фильмов,
видеороликов;
- развитие высших психических функций обучающихся с НОДА на основе работы над
различными творческими проектами.
- Содержание Программы должно обеспечивать связь приобретаемых филологических
знаний с практической деятельностью и повседневной жизнью учащихся через
использование различных практических упражнений, имеющих межпредметные связи, и
решение проблемных задач.
Необходимо отметить, что в ходе реализации программы «Школьный пресс-центр»
ребята получат знания по орфоэпии, научатся вести словарную работу, в результате чего
увеличитсясловарный запас у детей.
Новизна программы состоит в том, что
ребята, занимающиеся по программе
«Пресс-центр» приобретают навыки газетной журналистики посредством изучения
компьютерных программ с активным использованием компьютерных технологий. Создание
условий для активного включения обучающихся в окружающую среду является главным
направлением программы. По программе предусмотрено наибольшее количество часов для
практических занятий.

Цель и задачи программы
Цель программы: раскрыть потенциальные возможности обучающихся, помочь им
раскрыть свой творческий потенциал, адаптироваться в современных жизненных условиях и
самоопределиться в выборе жизненного пути, повысить речевую культуру и культуру
общения детей и подростков.
- формировать учащегося-юнкора, способного к полноценному восприятию духовной
культуры подготовки к самостоятельной работе над словом.

4

Задачи юнкоровского образования определены его целью и связаны как с
познавательной деятельностью школьников, так и с практической функцией:

Формирование представления о журналистике, занимающей специфическое место
в жизни как общества в целом, так и отдельного человека, - осмысление журналистики как
особой формы освоения информационного пространства.

Формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии
искусства (живописи, театра, музыки); - формирование эмоциональной культуры личности в
отношении к миру и искусству.

Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью
(сбор материала в беседах с людьми и подача его в газету в определённом жанре).
Формирование основных этических понятий как условия восприятия, анализа, оценки
культурных событий и художественных произведений.
Задачей педагога является создание благоприятных условий для организации досуга и
творческой деятельности детей, в том числе находящихся трудной жизненной ситуации,
развития их внутреннего потенциала на основе включения в разнообразную, общественно
значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательного общения и
межличностных отношений в разновозрастном коллективе.
Адресат программы - В коллективе занимаются дети среднего (13-14 лет) и старшего
(15-17 лет) школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности и
психофизические особенности.
Характеристика особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА
 необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том
числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих
реализацию «обходных путей» обучения;
 практико-ориентированный характер обучения русскому языку и упрощение системы
учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
 специальное обучение «переносу» сформированных филологических знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации
на уроках русского языка, используя различные способы дополнительной альтернативной
коммуникации;
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды,
с использованием двигательного и охранительного педагогического режимов;
 необходимость использования алгоритмов выполнения различных видов языкового
анализа для конкретизации действий при самостоятельной работе.
Первый год обучения включает знакомство с практической деятельностью, дети сами
снимают передачи, сами пишут сценарии программы и взаимодействуют с респондентами.
Набор детей в коллектив идёт свободно, любой может быть записан в объединение. Состав
группы разновозрастной. Ожидаемое минимальное число детей, обучающееся в одной
группе - 10 чел
Программа разработана для детей, увлекающихся творческой деятельностью, в том
числедля детей, находящихся трудной жизненной ситуации.
Данная программа позволит:
- организовать досуг ребёнка, чтобы в свободное от уроков время он не был предоставлен
сам себе и улице;
- вовлечь в коллективную деятельность, помочь в приобретении новых друзей, нового
круга общения;
- повысить самооценку, помочь приобрести положительный опыт жизнедеятельности.
Все это способствует социализации ребенка в обществе, выявлению скрытых ресурсов
развития личности ребенка.

5

В основу развития и воспитания личности для детей, в том числе находящихся в
труднойжизненной ситуации, положены следующие принципы:
- гуманизма, т.е. готовность прийти на помощь ребёнку, способствовать его социальному
благополучию, формировать у ребёнка способность общаться с людьми на основе взаимного
уважения, принятия, доверия;
- индивидуальный подход, т.е. учёт социальных, психологических характеристик ребёнка;
стимулирование ребёнка к саморазвитию;
- формирование воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и
подростков со своим ближайшим окружением.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- групповая;
- индивидуальная;
- индивидуально-групповая.
- общие занятия всем составом коллектива для постановки игровых программ илипроведение
праздничных мероприятий
- репетиционные занятия
В зависимости от учебных задач, занятия делятся на следующие виды:
- приобретение новых знаний (педагог сообщает учащимся теоретические сведения), с
занятий такого типа дети начинают изучение новых тем;
- занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность ребёнкапод
руководством педагога);
- повторение (определяют качество усвоения материала и овладения умениями инавыками)
подобные занятия являются заключительными;
- комбинированные занятия (решение сразу нескольких учебных задач).
Формы проведения занятий.
При проведении занятий используются различные формы подачи материала: игра, тест,
беседа, дискуссия, круглые столы, репетиция, экскурсия, конкурс, викторина, творческая
встреча, концерт, праздник - соответствующие возрасту, интересам и потребностям
учащихся.
Методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- Словесные методы обучения (беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание)
- Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение
педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.)
- Практические методы обучения (тренинг, упражнения, творческие задания и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
- Объяснительно – иллюстративные методы обучения. При таком методе обучения дети
воспринимают и усваивают готовую информацию.
- Репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности.
- Частично – поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске.
- Исследовательские методы обучения. Овладение учащимися методами научного
познания,самостоятельной творческой работы.
Методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- стимулирование;
- мотивация.
Педагогические технологии:
- группового обучения;
- коллективного взаимообучения;

6

- проблемного обучения;
- проектной деятельности;
- игровой деятельности;
- коллективной творческой деятельности;
-здоровьесберегающая технология;
-информационно – коммуникативные.
Алгоритм учебного занятия зависит от темы занятия.
Режим занятий. Обучающиеся делятся на две группы (с учетом возраста: 13-14 лет,
15-17 лет и возможности посещения). Программа реализуется из расчета по 2 часа в неделю
для каждой группы, 68 часов в 1-й год обучения; и по 3 часа в неделю для каждой группы,
102 часа во 2-й год обучения. Продолжительность занятия – 40 минут.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
1) поиск информации, интервьюирование;
2) создание заметки, интервью, статьи;
3) понимание важной роли СМИ в современной жизни;
4) умение оценивать актуальность темы;
5) умение высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать;
6) знание системных элементов и основных жанров журналистских текстов, их особенности;
7) умение создавать видео-презентации, видеоролики;
8) умение работать в группах социальной сети (VK и др.).
9) знание способов эффективной работы в команде;
10) приобретение опыта коллективной разработки проекта;
11) обладать знаниями в области СМИ;
12) знание основ журналистики.
Метапредметные результаты:
1) способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность —
учебную, общественную и др.;
2) овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы,
конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные
источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
3) способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности;
4) готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
5) активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в
повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной
сфере и социуме.
Личностные результаты:
1) осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
2) освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение
прав и свобод человека;
3) осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе;
4) понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и

7

других народов, толерантность;
5) освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия,
анализа и оценки событий окружающей жизни;
6) формирование активной жизненной позиции.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание Программы представлено двумя модулями:
 1-ый год обучения;
 2-ой год обучения
Планируемые результаты реализации программы

По окончании обучения по данной программе воспитанники приобретают не только
теоретические знания, но и практические навыки работы журналиста, актера, оратора,
режиссера, монтажера.
МОДУЛЬ 1. 1-ый год обучения
В результате освоения 1 модуля программы учащиеся должны знать:
- нормы правильного произношения;
- историю, методы и приемы ораторского искусства;
- этические принципы и нормы поведения в обществе;
- виды видео и статейного материала.
В результате освоения 1 модуля программы учащиеся должны уметь:
- владеть методами и приемами ораторского искусства;
- монтировать короткометражные ролики;
- писать статейные работы.
МОДУЛЬ 2. 2-ой год обучения
В результате освоения 2 модуля программы учащиеся должны знать:
- нормы правильного произношения;
- историю, методы и приемы ораторского искусства;
- виды видео и статейного материала;
- приемы и правила написания статейного материала и съемки короткометражного кино;
- технологию и упражнения по тренировке дыхания, интонации во время разговора,
правильность произношения слов;
- принципы правильности выбора одежды, стиля, цветового сочетания различных оттенков;
- навыки фотомастерства.
В результате освоения 2 модуля программы учащиеся должны уметь:
- владеть методами и приемами ораторского искусства;
- монтировать короткометражные ролики;
- писать статейные работы, писать материалы для газеты;
- делать монтаж программ и фильмов;
- отбирать и отличать важность новостного материала;
- развивать навыки решения проблем посредством просмотра фильмов;
- вести дискуссии;
- принимать участие в обсуждении просмотренных кинокартин;
- предметно фотографировать съемочный процесс.
В результате освоения 2 модуля программы учащиеся должны приобрести навыки:
- работы с программным обеспечением монтажа видео;
-- работы с программами верстки газетного материала;
- моделирования проблемной ситуации по средствам киноискусства.

8

Критерии оценивания практических навыков и умений
Оцениваемые
параметры

Оценка
Отлично

Умение
подготовиться
к действию

Умеет самостоятельно
подготовиться к выполнению
предстоящей задачи

Алгоритм
проведения
действия

Последовательность действий
отработана. Порядок действия
выполняется аккуратно;
тщательно; в оптимальном
временном режиме. Видна
нацеленность на конечный
результат

Действияпрактические
навыки
и
умения,
ожидаемые при
освоении
программы
Результат
Результат не требует
действия
исправлений

Хорошо

Удовлетворительно

Умеет
самостоятельно подготовиться
к выполнению предстоящей
задачи, но не учитывает всех
нюансов её выполнения
Для активизации памяти
самостоятельно используются
алгоритмические подсказки.

Подготовительные действия
носят сумбурный характер,
имеют ряд упущений, но в
целом направлены на
предстоящую деятельность
Порядок действий
напоминается педагогом.
Порядок действия выполняется

Порядок действия выполняется
аккуратно, видна нацеленность
на конечный результат

аккуратно, но нацелено на
промежуточный результат

Результат требует
незначительной корректировки

Результат в целом получен, но
требует серьёзной доработки

Критерии оценивания выполнения учебно-исследовательской работы (проектная деятельность)
Оцениваемые
параметры
Постановка цели
и задач
исследования

Выбор методики

План исследования

Работа с
литературой

Сбор материала

Обработка и
анализ
материала

Выводы

Текст работы

Оценка
Отлично

Хорошо

Формулировки цели и задач
Цель и задачи сфортребуют незначительной
мулированы при участии
коррекции научного
научного руководителя или
руководителя или
консультанта
консультанта
Методы исследования выбраны Выбранные методы
самостоятельно и верно
исследования требуют
коррекции
Разработан самостоятельно.
Требует незначительной
коррекции
Более 50 % литературы по
проблеме подобрано
самостоятельно. Ссылки на
использованную литературу
сделаны правильно
Собранный материал
соответствует задачам
исследования. Материала
достаточно для выполнения
работы в запланированном
объеме
Самостоятельный анализ
материала, выполнение таблиц,
графиков и т.д. Применение
статистических методов,
коэффициентов и т.п.

Выводы обоснованы и
соответствуют задачам
исследования
Текст написан с соблюдением
рубрикации принятой для
научных работ. Требует
незначительной правки
научного руководителя

Разработан самостоятельно.
Требует значительной
коррекции
Основная литература
предложена руководителем.
Ссылки на использованную
литературу сделаны правильно

Удовлетворительно
Цель и задачи
сформулированы при
значительном участии
научного руководителя или
консультанта
Выбранные методы позволяют
решить поставленные задачи
лишь частично
Разработан при
непосредственном участии
научного руководителя или
консультанта
Основная литература
предложена руководителем.
Ошибки в ссылках на
использованную литературу

Собранный материал
соответствует задачам
исследования, но его объем по
ряду направлений
недостаточен

Материал собран хаотично, его
не достаточно для решения
поставленных задач

Осмысление материала при
участии научного
руководителя или
консультанта. Самостоятельная обработка,
требующая незначительной
коррекции
Выводы недостаточно
корректны

Осмысление и обработка
материала при значительном
участии научного
руководителя или
консультанта

Структурами смысловая часть
текста требует значительной
коррекции научного
руководителя

Текст серьезно
корректировался научным
руководителем более двух раз

9

Выводы не соответствуют
задачам исследования

Критерии оценивания развития личностных характеристик учащегося
Оцениваемые
параметры

Оценка
Выражены хорошо

Выражены средне

Выражены слабо

Коммуникабельность

Легко общается и знакомится с
людьми. Способен
договориться с другим
человеком, объяснить свои
претензии без ссоры

Легко знакомится и общается с
людьми, но договориться
самостоятельно не может. При
спорной ситуации скандалит и
обвиняет во всем других

Стеснительный, обидчивый.
Хочет общаться, но не знает,
как завязать разговор. При
конфликтных ситуациях
обижается, вместе того, чтобы
выяснить отношения

Лидерские качества

Способен взять на себя
руководство группой младших
учащихся в отсутствие
руководителя, объяснить, что
непонятно, ответить на
некоторые вопросы детей.
Может взять на себя
ответственность в
нестандартной ситуации, если
такая случится

Может ответить на вопросы
младших учащихся,
руководить их деятельностью,
если ситуация не требует
принятия решений

Не способен на принятие
самостоятельных решений, не
может руководить младшими
товарищами

Фантазирует, но не
замахивается на воплощение

Не фантазирует и не
рассказывает о своих мечтах,

своих фантазий
Хочет узнать многое, но не
представляет, как это сделать

боится, что будут ругать
Считает, что все знания
берутся исключительно из
книг, а как они туда попадают,
неизвестно

Ответственно относится к
порученному делу, но забывает
многое записать, надеется на
свою память. Путается в
собственных записях и
воспоминаниях

Не способен к самостоятельной деятельности без
стимуляции со стороны
руководителя, все теряет и
забывает

Расположенность
к творчеству

Не боится фантазировать и
воплощать свои фантазии.

Расположенность
к знаниям

Аккуратность и
дисциплинирован
ность

Может придумать, что нового
он хочет узнать об
интересующем его объекте и
спланировать опыт для
выяснения этого факта
Ответственно относится к
порученному делу, не путается
в собранном материале,
регулярно и без напоминаний
записывает все для себя новое

Механизм оценивания результатов реализации программы
Результативность освоения конкретных тем отслеживается с помощью текущего контроля:
опрос, тестирование, викторина и т.п. Развитие личностных качеств учащихся определяется методом
постоянного наблюдения, а их коррекция проводится с помощью индивидуальных бесед, конкретных
заданий и других мероприятий.

Методическое обеспечение
Форма обучения – очная

10

Учебный план (1-ый год обучения)
№ п/п

Наименование раздела, темы

всего

Количество часов
теория
практика

Нравственные, эстетические и
художественные проблемы журналистики

1
2
3

4
5
6

Введение в творческую деятельность
пресс-центра. ТБ
Информационные жанры
Говори правильно
Редакционно-издательская
деятельность
Подбор новостной
информации для
статейного материала
Написание статейного материала для
газеты
Подготовка фотоматериала для статьи

7 Выпуск газеты.

2

1

1

3
5

1
1

2
4

7

2

5

9
5

1
1

8
4

5

1

4

5

1

4

8

1

7

2

2

7

1

6

6
3

1
1

5
2

15

53

Видеоролик
8 Подбор материала для экранизации
9 Работа над сценарием экранного
произведения
10 Правила работы с организационной
Техникой с привлечением педагога
дополнительного образования по
направлению «Мой инструмент – компьютер»
11 Организация съемочного процесса
12

Монтаж и помещение материала на сайт

13 Написание
киноафиши
14 Резерв

кинокритики. Разработка

1

Итого

68

11

Содержание занятий
1. Организация киноклуба как направления работы пресс-центра
Тема 1. Введение в творческую деятельность пресс-центра
Деятельность пресс-центра, определение понятия журналистика, виды деятельности, образ
журналиста.
Тема 2. Специфика организации съемочного процесса. Речевая и мимическая разминка
Теория: Задачи деятельности журналиста. Понятие съемка, режиссер, съемочный процесс,
перебивки и т.д. Особенности речевого и мимического развития.
Практика: Организации программы съемочного процесса. Съемка, выстраивание
структуры программы. Упражнения для разминки мимики и речи.
Тема 3. Правила работы с организационной техникой
Теория: Основные понятия технических инструментов съемочного процесса.
Художественно- технические средства. План подготовки к съемке. Контактная группа.
Практика: Составление плана организации и съемки программы. Репетиция и постановка.
Тема 4. Подбор новостей и информации
Теория: Информация в журналистике - это сведения, которые собирает и использует в своей
работе журналист и которые может извлечь из его произведения слушатель, зритель, читатель.
Новость - оперативное информационное сообщение, которое представляет политический,
социальный или экономический интерес для аудитории в своей свежести, то есть сообщение о
событиях произошедших недавно или происходящих в данный момент.
Практика: Работа с наработанными материалами, подбор новостей и актуальной
информации. Работа с интернетом и телевидением.
Тема 5. Организация съемочного процесса
Теория: Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает
каждую сцену и диалоги персонажей.
Съемка - процесс создания кинематографического изображения на кинопленке или
цифровом носителе. Киносъемка является важнейшим этапом кинопроизводства. Поэтому он
требует максимально тщательного планирования и досконально продуманного подхода.
Правильная организация съемок и тщательная проработка их плана позволяют сократить
съемочный период до минимума. При планировании съемок важным моментом является
обеспечение их бесперебойности и исключение простоев группы.
Как правило, это связующее звено подготовительного периода и самого монтажа фильма.
Практика: Отработка и структурирование конечного сценария программы Практика.
Чтение текста, отработка дикции и мимики. Правила поведения во время съемки. Задачи
режиссера, оператора, ведущего, корреспондентов.
Тема 7. Монтаж и помещение программы на сайт
Теория: Монтаж - творческий и технический процесс в кинематографе, на телевидении или
звукозаписывающих студиях, позволяющий в результате соединения отдельных фрагментов
исходных записей получить единое, композиционно целое произведение.
Практика: Монтаж передачи, фильма, составления структурной целостности программы,
редакция, просмотр готового материала внутри творческой группы.
2. Создание редакционно-издательского отдела как направления работы прессцентра
Тема 1. Подбор новостной информации для статейного материала Теория: Подбор
новостей и актуальной информации.
Практика: Знакомство с новостным материалом. Отработка умений и навыков для выбора
необходимой информации.
Тема 2. Написание статейного материала для газеты
Теория: Выбор жанра статьи.
Практика: Написание плана работы. Выбор важных фактов. Оформление работы.
Тема 3. Подготовка фотоматериала для статьи Теория: Техника работы с
фотографией.
Практика: Редактирование фотографии, формулирование подписи.
Тема 4. Написание кинокритики. Разработка киноафиши
Теория: Кинокритика. Аналитический отчет в виде краткого рассказа каждого участника
киноклуба, либо небольшой статьи.
12

Практика: Рассуждение, дискуссия о выбранном фильме. Написание кинокритики.
Киноафиша. Групповое рисование (коллаж) афиши по следам просмотренного фильма с
последующими презентацией и комментарием.
Практика: Технология работы с коллажем. Выполнение работы.
Тема 5. Выпуск газеты
Теория: Правила и техника оформление газетного издания.
Практика: Вывод газеты на печать.
3. Проведение мастер-классов по формированию этических и эстетических ценностей
Тема 1. Говори правильно Теория: Знакомство с упражнениями по тренировке дыхания,
интонации во время разговора,
правильность произношения слов. Практика: Апробация упражнений и полученных знаний.
Тема 2. Уроки стиля
Теория: Рассказ о правильности выбора одежды, стиля цветов на фото и видео примерах.
Практика: Применение знаний на практике.
Тема 3. Экскурсионные часы
Практика: Посещение выставок, музеев, концертов, конкурсных и досуговых мероприятий,
выездные мероприятия в социальные центры.

Учебный план (2-ой год обучения)
№
п/п
I.
1.
2.
3.
4.
5
6
II
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Количество часов

Наименование раздела, темы
Киноклуб
Творческая деятельность пресс-центра. ТБ
Организация съемочного
процесса. Речевая и мимическая разминка
Работа с организационной техникой
Подбор новостей и информации
Организация съемочного процесса
Монтаж и помещение программы на сайт
Редакционно-издательская
деятельность
Подбор новостной информации для
статейного материала
Написание статейного материала для
газеты
Подготовка фотоматериала для статьи
Коллаж. Работа с коллажем
Написание кинокритики. Разработка
киноафиши
Выпуск газеты.

III

Нравственные, эстетические и
художественные проблемыжурналистики

1.
2
3.

Говори правильно
Уроки стиля
Экскурсионные часы
За курс 2-го года обучения
За 2 года обучения

всего

теория

практика

2

1

1

1

4

1
2
1
1

4
4
4
4

8

1

7

20

4

16

7
6

1
1

6
5

5

2

3

10

2

7

2
5
6
102
170

1
1

1
4
6
82
135

5
5
7
7
7

13

20
35

Содержание занятий
Организация киноклуба как направления работы пресс-центра
Тема 1. Введение в творческую деятельность пресс-центра
Деятельность пресс-центра, определение понятия журналистика, виды деятельности, образ
журналиста.
Тема 2. Специфика организации съемочного процесса. Речевая и мимическая разминка
Теория: Задачи деятельности журналиста. Понятие съемка, режиссер, съемочный процесс,
перебивки и т.д. Особенности речевого и мимического развития.
Практика: Организации программы съемочного процесса. Съемка, выстраивание
структуры программы. Упражнения для разминки мимики и речи.
Тема 3. Правила работы с организационной техникой
Теория: Основные понятия технических инструментов съемочного процесса.
Художественно- технические средства. План подготовки к съемке. Контактная группа.
Практика: Составление плана организации и съемки программы. Репетиция и постановка.
Тема 4. Подбор новостей и информации
Теория: Информация в журналистике - это сведения, которые собирает и использует в своей
работе журналист и которые может извлечь из его произведения слушатель, зритель, читатель,
новость - оперативное информационное сообщение, которое представляет политический,
социальный или экономический интерес для аудитории в своей свежести, то есть сообщение о
событиях произошедших недавно или происходящих в данный момент.
Практика: Работа с наработанными материалами, подбор новостей и актуальной
информации. Работа с интернетом и телевидением.
Тема 5. Организация съемочного процесса
Теория: Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает
каждую сцену и диалоги персонажей.
Съемка - процесс создания кинематографического изображения на кинопленке или
цифровом носителе. Киносъемка является важнейшим этапом кинопроизводства. Поэтому он
требует максимально тщательного планирования и досконально продуманного подхода.
Правильная организация съемок и тщательная проработка их плана позволяют сократить
съемочный период до минимума. При планировании съемок важным моментом является
обеспечение их бесперебойности и исключение простоев группы.
Как правило, это связующее звено подготовительного периода и самого монтажа фильма.
Практика: Отработка и структурирование конечного сценария программы Практика.
Чтение текста, отработка дикции и мимики. Правила поведения во время съемки. Задачи
режиссера, оператора, ведущего, корреспондентов.
Тема 7. Монтаж и помещение программы на сайт
Теория: Монтаж - творческий и технический процесс в кинематографе, на телевидении или
звукозаписывающих студиях, позволяющий в результате соединения отдельных фрагментов
исходных записей получить единое, композиционно целое произведение.
Практика: Монтаж передачи, фильма, составления структурной целостности программы,
редакция, просмотр готового материала внутри творческой группы.
1.

2. Создание редакционно-издательского отдела как направления работы прессцентра Тема 1. Подбор новостной информации для статейного материала Теория: Подбор
новостей и актуальной информации.
Практика: Знакомство с новостным материалом. Отработка умений и навыков для выбора
необходимой информации.
Тема 2. Написание статейного материала для газеты
Теория: Выбор жанра статьи.
Практика: Написание плана работы. Выбор важных фактов. Оформление работы.
Тема 3. Подготовка фото материала для статьи Теория: Техника работы с
фотографией.
Практика: Редактирование фотографии, формулирование подписи.
Тема 4. Написание кинокритики. Разработка киноафиши
Теория: Кинокритика. Аналитический отчет в виде краткого рассказа каждого участника
киноклуба, либо небольшой статьи.
14

Практика: Рассуждение, дискуссия о выбранном фильме. Написание кинокритики.
Киноафиша. Групповое рисование (коллаж) афиши по следам просмотренного фильма с
последующими презентацией и комментарием.
Практика: Технология работы с коллажем. Выполнение работы.
Тема 5. Выпуск газеты
Теория: Правила и техника оформление газетного издания.
Практика: Вывод газеты на печать.
3. Проведение мастер-классов по формированию этических и эстетических ценностей
Тема 1. Говори правильно Теория: Знакомство с упражнениями по тренировке дыхания,
интонации во время разговора, правильность произношения слов.
Практика: Апробация упражнений и полученных знаний.
Тема 2. Уроки стиля
Теория: Рассказ о правильности выбора одежды, стиля цветов на фото и видео примерах.
Практика: Применение знаний на практике.
Тема 3. Экскурсионные часы
Практика: Посещение выставок, музеев, концертов, конкурсных и досуговых мероприятий,
выездные мероприятия в социальные центры.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебный кабинет
Учебные столы, стулья
Проектор
Экран
Ноутбуки
Периодические издания
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Свидерская Елена Вадимовна. Дополнительная общеразвивающая программа социально-

педагогической направленности «ПРЕСС-ЦЕНТР». Нижний Тагил.2020.
2. edu.of.ru

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».