программа здоровьесбережения

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Екатеринбургская школа – интернат «Эверест»,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 29.08.2023 г.

Утверждено
Приказом ГБОУ СО «Екатеринбургская
школа-интернат «Эверест»
от 31 августа 2023 г. № 105-у

Программа
здоровьесбережения
на 2023-2026 гг.
«Здоровье в наших руках»

1. Пояснительная записка
Программа по здоровьесбережению «Здоровье в наших руках» разработана в
соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в
некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по
вопросам воспитания обучающихся», Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г.
№ 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказом
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с
самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.
Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с
миром сегодня и в будущем.
Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно
больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни
У детей с НОДА нередко наблюдаются неполные представления о социальном
окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным
поручениям. Без подготовки им трудно вписываться в привычный для нас ход жизни.
Поэтому ведѐтся постоянная работа по социализации детей с НОДА и особо тщательная по социализации детей с НОДА и умственной отсталостью. В связи с этим возникла
необходимость разработать программу здоровьесбережения учащихся, позволяющую,
увидеть перспективу своей деятельности в этом направлении и представить эту деятельность
в системе, во взаимодействии всех ее элементов. Всем нам хочется видеть детей здоровыми,
жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребѐнок жил в ладу с самим собой, с
окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в
себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление
оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Но в современных условиях проблема сохранения
здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением
процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы.
Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной
среды, незнание своего организма. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь
и укреплять своѐ здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым
и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ
жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных
ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и
укрепления.
Одной из важнейших задач совершенствования образовательного процесса в школе
является организация двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный
отдых и удовлетворяющей их естественную потребность в движениях.
Организация двигательной активности обучающихся школы требует научно
обоснованного подхода, учитывающего возрастные особенности детей, состояние их
физического здоровья, возможности учреждения для проведения оздоровительноспортивных мероприятий, распределение интенсивности и продолжительности двигательной
нагрузки в течение дня и недели. Таким образом, для обеспечения качества образования
необходимо создание соответствующих условий, что должно быть зафиксировано в
документах образовательного учреждения. В нашей школе таким документом является
программа «Здоровье в наших руках».

Все школы имеют свои индивидуальные потребности, слабые и сильные стороны.
Опираясь на свои сильные стороны и используя творчество обучающихся, родителей,
учителей, можно открыть новые пути к укреплению здоровья. Именно это лежит в основе
программы «Здоровье в наших руках».
Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей
медикосоциальной задачей. Ежегодное проведение медицинских осмотров учеников 1-10
классов является обязательным, и результаты комплексной оценки состояния здоровья
школьников должны стать отправной точкой при планировании мероприятий по программе.
Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы, раздел
«Календарный план реализации программы» обновляется каждый учебный год.
2. Цели программы:
• создание в школе организационно-педагогических, материально-технических,
санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих
индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного
процесса;
• усиление контроля медицинского обслуживания участников образовательного
процесса;
• создание материально-технического,
содержательного и информационного
обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению
подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
• развитие организационного, программного и материально-технического обеспечения
дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их
отдыха, досуга;
• формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления
здоровья и навыков здорового образа жизни;
• обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом
особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
• формирование представления об основах экологической культуры на примере
экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и
окружающей среды.
3. Задачи программы:
• четкое следование СанПиН, отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
• гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима
дня обучающихся;
• освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения
школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
планомерная организация полноценного сбалансированного питания обучающихся;
• развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной
профилактики психологического и физического состояния учащихся;
• привлечение системы внеурочной деятельности, кружковой, внеклассной и
внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
• посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной
проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.
4. Нормативно-правовая база:
• Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. и
ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 г.
• Конституция РФ;
• Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской

Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
• Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
• Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 (ред. от 08.11.2022) "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
• Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями и дополнениями);
• Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
изменениями и дополнениями);
• Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего
образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе
достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на
территории Свердловской области»;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
• Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные основные
образовательные программы»
• Локальные акты образовательного учреждения.
5. Функции различных категорий работников школы
5.1. Функции медицинской службы школы:
• Организация диспансеризации обучающихся;
• Организация медосмотра обучающихся, определение уровня физического здоровья;
5.2. Функции администрации:
• общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
• общее руководство и контроль организации горячего питания обучющихся в школе;
• организация и контроль уроков адаптивной физической культуры;
• обеспечение работы спортивных залов во внеурочное время работы спортивных секций;
• разработка системы внеурочных мероприятий по укреплению физического здоровья
обучающихся и ее контроль;
• организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее
контроль;
• создание банка данных социально неблагополучных семей и обеспечение поддержки
детей из таких семей;
• организация работы психологической службы школы.
• организация работы школьной службы медиации
• организация работы ШПМПк
5.3. Функции классного руководителя:
• санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности в школе;
• организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике
частых заболеваний учащихся;
• организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике
детского травматизма на дорогах;
• организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике
наркомании, токсикомании, табакокурения;
• организация и проведение профилактических работ с родителями;

•
•
•

организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов,
работниками ГИБДД, ТКДН, медицинскими работниками.
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции,
конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний обучающимися
правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

6. Участники программы:
• обучающиеся 1-10 классов
• педагогическое сообщество
• родители
• социальные партнеры:
- ГАУ СО «САШ»;
- Региональная физкультурно-спортивная общественная организация "Федерация футбола
лиц с заболеванием церебральным параличом Свердловской области" (РФСОО
«ФФЦПСО»;
- Региональная общественная организация «Федерация спорта лиц с поражением опорнодвигательного аппарата «РОО «ФСЛСПОДАСО»,
- ГАУК СО «Музей истории камнерезного и ювелирного искусства»;
- МБУК «Муниципальное объединение библиотек г.Екатеринбурга»;
- Местная Октябрьская районная организация ВОИ (МОРО г.Екатеринбурга ВОИ);
- Волонтерский отряд «Лучи добра» МБОУ «Лицей № 159» г.Екатеринбурга
- Свердловское областное отделение Российского детского фонда (РДФ)
- Социально-благотворительный фонд «Детство»
- МБОУ ВО «Екатеринбургская академия современного искусства»
- МБУК «Екатеринбургский зоопарк»
- Фонд «Золотое сечение»
7. Сроки и этапы реализации программы:
1 этап – подготовительный (2023 – 2024 гг.):
• анализ
уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным
привычкам;
• изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
• разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
2 этап – апробационный (2024 – 2025 гг.):
• внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее
эффективных;
• систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
• выполнение оздоровительных мероприятий.
3 этап - контрольно-обобщающий (2025 – 2026 гг.):
• сбор и анализ результатов выполнения программы;
• коррекция деятельности.
8. Модель личности ученика
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их
исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть
получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение
здоровьесбережения детей и подростков.
Для этого создана прогнозируемая модель личности ученика:

модель выпускника первой
ступени обучения (1-4 кл.)

модель выпускника второй
ступени обучения (5-8 кл.)

модель выпускника третьей
ступени обучения (9-10 кл)

- знание основ личной
гигиены, выполнение
правил гигиены;

- знание основ личной
гигиены, выполнение
правил гигиены;
- владение основами личной
гигиены и здорового образа
жизни.
- знание основ строения и
функционирования
организма человека;
- умение поддерживать
здоровый образ жизни.
- знание о влиянии алкоголя,
курения, наркомании на
здоровье человека;

- физическое
совершенствование и
забота о своем здоровье;

- владение основами
личнойгигиены и здорового
образа жизни.

- понимание пагубности для
здоровья вредных привычек;
- знание оздоровительных
систем;
- умение поддерживать
здоровый образ жизни.
- планирование занятий
физическими упражнениями
в режиме дня, организация
отдыха и досуга.

- поддержание физической
формы.
9. Ожидаемые конечные результаты программы:
• повышение функциональных возможностей организма обучающихся, развитие
физического потенциала школьников;
• рост
уровня
физического
развития
и
физической
подготовленности
школьников;
• повышение приоритета здорового образа жизни;
• повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
• повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
• повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в
сохранении и укреплении, как здоровья школьников, так и своего здоровья.

•

10. Реализация программы направлена на формирование у обучающихся культуры
отношения к своему здоровью, что включает в себя:
• культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и
наращивать резервные мощности организма);
• культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными
движениями);
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями).
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
• формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового
образа жизни;
• формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
• формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими
упражнениями, различными видами спорта;
• формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи
себе и другому человеку.
11. Методы контроля реализации программы:
• проведение заседаний методического объединения классных руководителей;

•
•
•
•
•

посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОЖ;
создание методической копилки опыта;
мониторинг состояния здоровья обучающихся и морально-психологического климата
в школе.
сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
контроль организации учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом
домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью обучающихся в
свете формирования здорового образа жизни.

12. Основные направления деятельности программы:
12.1. Медицинское направление предполагает:
• создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и
обучения детей и формирование их здоровья:
• составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
• проведение физкультминуток;
• гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом
школьного расписания, режима дня;
• четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
• планомерную организацию питания учащихся;
• обязательное медицинское обследование;
12.2. Просветительское направление предполагает:
• организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения,
алкоголизма, наркомании;
• организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения,
алкоголизма, наркомании;
• пропаганду здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции,
познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные
акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних
дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;
пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки окружающего
мира, биологии, географии, ОБЖ, физической культуры).
12.3. Психолого-педагогическое направление предполагает:
• использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации
учебной деятельности;
• предупреждение проблем развития ребенка;
• обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
• развитие познавательной и учебной мотивации;
• формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
• совершенствование деятельности психолого-медико-педагогической службы школы
для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния
учащихся и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения;
• организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся с
НОДА специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, врачи
– педиатр, невролог, ортопед, психиатр).
12.4. Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
• организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и
приобщение к здоровому досугу;
• привлечение системы внеурочной деятельности к формированию здорового образа
жизни обучающихся;

•

широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к
физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
12.5. Диагностическое направление предполагает: проведение мониторинга состояния
здоровья, в ходе которого выявляются:
- общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
- текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 23дня находится дома под наблюдением родителей);
- режим дня, бытовые условия;
- внешкольная занятость дополнительными занятиями.
13. Здоровьесберегающие образовательные технологии:
• здоровьесберегающие медицинские технологии;
• здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
• здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
• здоровьесберегающие
экологические
технологии, направленные
на
создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и
деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой (обустройство
пришкольной территории, зеленые растения в классах, рекреациях, участие в
природоохранных мероприятиях);
• здоровьеформирующие
образовательные
технологии,
т.е.
все
те
психологопедагогические технологии, программы, методы, которые направлены на
воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих
его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
14. Реализация основных направлений программы:
1. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим
труда и отдыха школьника.
2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети
выполняемой работы в классе.
4. Контроль смены видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует
удобное расписание уроков.
5. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах,
озеленение классных помещений комнатными растениями.
6. Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
7. Обеспечение каждого обучающегося горячим питанием в столовой.
8. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
9. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях,
действующих в школе, и вне неё.
10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение
бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением
родителей и социальных партнеров.
11. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных
отношений всех участников образовательного процесса.
12. Обучение обучающихся оказанию первой медицинской помощи.
15. Применение разнообразных форм работы:
15.1. Учет состояния детей:
• анализ медицинских карт;
• определение группы здоровья;
• учет посещаемости занятий;

•

контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

15.2. Физическая и психологическая разгрузка обучающихся:

•
•
•
•
•
•
•

организация работы
спортивных секций,
кружков,
клубов,
проведение дополнительных уроков физической культуры;
динамические паузы;
индивидуальные занятия;
организация спортивных, танцевальных и рефлексивных перемен;
дни здоровья;
физкульминутка, зрительная гимнастика для учащихся;
организация при школе летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

15. 3.Урочная и внеурочная работа:
• открытые уроки физической культуры, ОБЖ;
• открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной
направленности;
• спортивные кружки и секции: легкая атлетика, футбол, следж-хоккей, ОФП.

16. Реализация программы через курсы внеурочной деятельности в начальной школе
1-4 классы
Основные
направления
программы

Виды деятельности

Формы занятий с обучающимися
Курсы внеурочной
Ключевые мероприятия
деятельности
«Школа здоровья»
Классные часы «В здоровом теле

Получают первоначальные
представления о здоровье
здоровый дух», «Вредныепривычки»;
человекакак абсолютной
презентации учебно Здоровье
ценности, его значении для исследовательских и
сберегающее полноценнойчеловеческой просветительских проектов по
направлениям здоровье,
воспитание жизни, о физическом,
духовном и нравственном
здоровый образ жизни,
здоровье, о природных
физическая культура и спорт.
возможностях организма
Конкурс плакатов и рисунков
человека, о неразрывной
«Мы за здоровый образжизни»
связи здоровья человека с его Беседы о компьютерной
образом жизни;
безопасности, классные часы
участвуют в пропаганде
«Безопасный интернет»,
здоровогообраза жизни;
«Полезные и вредныепривычки»
учатся организовывать
Игровой тренинг «Умение сказать
правильный режим занятий «Нет», профилактические беседы с
физической культурой,
педагогом-психологом,
спортом, туризмом,рацион медицинскими работниками,
здорового питания, режим представителями ТКДН и ЗП,
дня, учебы и отдыха;
профилактическая игра
получают элементарные
«Здоровая планета в твоихруках»
представления о первой
Дни здоровья и спорта, походыСдача
доврачебной помощи
норм ГТО;
пострадавшим; получают
Соревнования «Весёлыестарты»
представление о возможном Участие в легкоатлетическом
негативном влиянии
забеге «Кросс наций» и лижных
компьютерных
гонках «Лыжня России».
игр, телевидения, рекламы на Участие в городских, областных,
здоровье человека, в том
всероссийских соревнованиях по
числе, к аддиктивным
легкой атлетике, футболу, следжпроявлениям различного
хоккею, настольному теннису,
рода - наркозависимость,
плаванию, бочче и др.
игромания,табакокурение,
интернет-зависимость,
алкоголизм и др, как
факторам, ограничивающим
свободу личности;
получают элементарные
знания и умения
противостоять негативному
влиянию открытой и скрытой
рекламы ПАВ, алкоголя,
табакокурения; регулярно
занимаются физической
культурой и спортом,
активно участвуют в
школьных спортивных
мероприятиях,
соревнованиях.

«Ритмика»
ШСК «Эверест»
Секции следжхоккея, футбола,
легкой атлетики

культура
получают элементарные
безопасности представления об
информационной
безопасности, о девиантном
и делинквентном поведении,
овлиянии на безопасность
детей отдельных
молодежныхсубкультур;
получают первоначальные
представления о правилах
безопасного поведения в
школе, семье, на улице,
общественных местах.

Беседы, классные часы «Я – ученик «Школа здоровья»
(правила поведения обучающихся)»,
«Правила общения», «Моя семья»,
«Правила поведения в своем доме, на
улице и общественном месте»,
«Вредные привычки»;
Классные часы, посвященные дню
толерантности, дню правовой
помощи детям, единый урок
ШСК
безопасностидорожного движения, «Эверест»
беседы о безопасном поведении, о
компьютерной безопасности,
классные часы «Безопасный
интернет»;
Составление безопасного маршрута
«Дом-школа-дом»
Участие в конкурсах творческих
работ по правилам дорожного
движения,электробезопасности,
пожарной безопасности;
Викторина «Путешествие в страну
дорожных знаков» с приглашением
представителейГИБДД;
Конкурс рисунков на асфальте
«Безопасность в нашей жизни»
Участие в акциях «Внимание,
дети!»

Реализация программы через курсы внеурочной деятельности в основной школе
5-10 классы
Основные
направления
Формирование
мотивационноценностных
отношений
обучающегося в
сфере ЗОЖ

Формы занятий
Воспитательные мероприятия

Дни здоровья (походы, экскурсии, выходы на природу,
классные часы на тему «В здоровом теле здоровый дух»). ОБЖ и защита
Участие в городском празднике, посвященном Дню
Родины
здоровья. «Кросс наций», «Лыжня России»
Соревнования по легкой атлетике, по лыжным гонкам.
ШСК «Эверест»
Соревнования по спортивному ориентированию, футболу,
следж-хоккею.
Секции следжСоревнования по настольному теннису, плаванию, бочче. хоккея, футбола,
Проведение утренних зарядок, флеш-мобов, динамических легкой атлетики
пауз во время перемен;
Военно-спортивная игра «Зарница».
Спортивные состязания в рамках праздников школьного
двора «Осенняя ярмарка», «Широкая масленица».
Классные часы «Безопасность на дороге»
«Компьютерная безопасность».
Конкурс плакатов по правилам безопасного поведения
«Предупреждён, значит, вооружен».
Всероссийский урок безопасности школьников в сети
Интернет.
Единый урок по безопасности дорожногодвижения.
Конкурс детского творчества «Дорогаглазами детей».
Классный час «Планирование собственной безопасности
(5 шагов к безопасности).
Творческие конкурсы по пожарной безопасности и
электробезопасности.
Тематические классные часы «Разговор оправильном
питании», «Быть здоровым – это модно», «Как себе не
навредить», «Мы за здоровый образ жизни».
Конкурс рисунков «Спорт-это здорово!».
Профилактические беседы инспектора поделам
несовершеннолетних с учащимися на тему:
«Ответственность за уголовные и административные
правонарушения».
Проведение бесед социального педагога ипедагогапсихолога с учащимися 7-9 классов
на
тему:
«Ответственное поведение. Жестокость», «Мои права и
мои обязанности», «Каким я вижу свое будущее».
Работа школьной службы примирения с применением
восстановительных и медиативных практик.
Викторина, круглый стол по профилактике вредных
привычек.

17. Мероприятия по реализации программы





Курсы внеурочной деятельности

Медико-профилактическая работа
организация медицинского обеспечения детей;
первичная профилактика;
питание обучающихся;








физическое воспитание;
трудовое обучение и профессиональная ориентация;
гигиеническое воспитание школьников;
иммунопрофилактика;
мероприятия по обеспечению адаптации детей к школе;
ежегодный медицинский осмотр обучающихся и работников школы;




анализсостояния здоровья детей по критериям и тестам.

№ п/п
Наименование мероприятий
1 Проведение профилактических медицинских
осмотров школьников
2 Определение группы занятий по физкультуре

Сроки
Ежегодно
Постоянно

Исполнитель
ГАУЗ СО «Детская
городская больница №13
ГАУЗ СО «Детская
городская больница №13
ГАУЗ СО «Детская
городская больница №13

3

Обеспечение школы препаратами, необходимыми Постоянно
для оказания неотложной и лечебнопрофилактической помощи
обучающимся

4
5

Контроль уроков адаптивной физической
Ежемесячно
культуры и плавания
Организация работы по профилактике нарушения Постоянно
зрения (внедрение обязательныхфизкультминуток
с элементами корригирующей гимнастики для
глаз) и осанки

Заместитель директора по
УВР
Учителя-предметники

6

Проведение иммунопрофилактики

Ежегодно

7

Организация отдыха
учащихся
в период
летних каникул
Контроль
составления расписания уроков,
расписания работы кружков и секций, работы
спортивного зала
Проверка соблюдения санитарно-гигиенических
норм при организации образовательного процесса,
в том числе, при организации работы
групп продленного дня

Ежегодно

ГАУЗ СО «Детская
городская больница №13
Родители обучающихся

Май - август
ежегодно

Заместители директора
по УВР и ВР

Май - август
ежегодно

Зам. директора по АХР и
ВР

Проверка соблюдения санитарно-гигиенических
норм при оборудовании учебных кабинетов, в
особенности, специализированных кабинетов
(химия, физика, информатика, мастерские)
Контроль проведения генеральных уборок
помещений школы

Май - август
ежегодно

Зам. директора по АХР

Май - август
ежегодно

Зам. директора по АХР

13

Контроль организации спортивно-массовой и
физкультурно-оздоровительной работы

Май - август
ежегодно

Зам. директора по ВР

14

Проведение бесед о здоровом образе жизни с
учащимися
Проведение бесед с родителями о режиме дня и
охране здоровья обучающихся
Организация работы по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма

Май - август
ежегодно
Май - август
ежегодно
Май - август
ежегодно

Классные руководители,
воспитатели
Классные руководители,
воспитатели
Ответственный по ПДД,
классные руководители,
воспитатели

8

10

11

12

15
16

17

Проведение расследований несчастных случаев и Май - август
травм с учащимися, а также поиск мер по
ежегодно
предотвращению несчастных случаев в
дальнейшем

Инженер по ОТ




Психологическое здоровье
Мероприятия, позволяющие решать задачи укрепления психологического здоровья:

создание психологического комфорта для учащихся в школе;

организация психологической консультативной помощи учителям, детям и их
родителям;

формирование положительной мотивации к ведению здорового образа жизни, умение
управлять своим здоровьем, корректировать своё психическое состояние, привитие
чувства ответственности за своё здоровье.
№
п/п
1

2
3
4

5

6

Наименование мероприятий

Сроки

Исполнитель

Помощь в решении проблем взаимоотношений
между участниками учебно-воспитательного
процесса (консультирование, беседы)

Постоянно

Зам. директора по ВР

Оказание помощи в разрешении конфликтных
ситуаций, переживаемых детьми
Диагностика отклоняющегося поведения

Постоянно

Зам. директора по ВР

Постоянно

Педагог-психолог

Выявление неблагоприятных факторов
воздействия со стороны окружения, приводящих к
нарушению поведения.
Организация работы «Школы для родителей» по
вопросам общения с ребенком

Постоянно

Зам.директора по ВР,
педагог-психолог

Цикл лекций по теме «Психология здоровья»:
Психическое здоровье. Секрет нервной системы.
Эмоции человека и здоровье.
Нервное истощение, нервная депрессия, нервное
напряжение, развитие неврастении.Способы
создания мощной нервной силы.
Формирование индивидуального способа
саморегуляции.
Духовно-нравственное здоровье человека и его
взаимосвязь с другими компонентами здоровья.
Отношение к себе, окружающим людям и здоровье.
Кризисные состояния у подростков.
Тренинг по разрешению конфликтныхситуаций в
школе, в семье.
Правила общения.

Ежегодно

педагог-психолог,
классные
руководители
По графику Классные руководители

Социальное здоровье
Основные задачи мероприятий сохранения социального здоровья:
 оказание помощи детям из малообеспеченных и неблагополучных семей:
 патронаж учащихся, которые находятся под опекой.
№
Наименование мероприятий
Сроки
Исполнитель
п/п
1 Медико-социальный патронаж детей-инвалидов,
Ежемесячно Учителя домашнего
обучающихся на дому
обучения
2 Патронаж учащихся, которые находятся под опекой Ежеквартально Классныеруководители,
с целью обследования жилищных условий
зам.директора по ВР
3 Обследование детей из неблагополучных семей с
1 раз в месяц Классные руководители
целью выявления негативного воспитательного
влияния на детей и его устранения.
4 Выявление детей «группы риска»
Постоянно
классные руководители
5
6

Помощь в разрешении конфликтных ситуаций,
переживаемых детьми
Меры по выявлению новых возможностей по
жизнеобеспечению детей из малоимущих семей

Постоянно
Постоянно

Педагог-психолог, зам.
директора по ВР
классные руководители

Физкультурно-спортивная деятельность
Включает в себя мероприятия, позволяющие решать задачи:

укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности
участников образовательного процесса;

развитие основных двигательных качеств;

воспитание у школьников нравственных качеств личности;

внедрение технологий педагогики сотрудничества и личностно-ориентированной
педагогики.
Большинство мероприятий физкультурно-спортивной деятельности проводятся в школе
традиционно, например:
Всероссийский урок ОБЖ;
Спортивные мероприятия:
- Областной спортивный фестиваль для детей-инвалидов
- «В здоровом теле – здоровый дух»,
- «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- «Зимние забавы»,
- Конкурс «Весёлые старты»;
- «День здоровья»
- соревнования различного уровня по разным видам спорта
№
Наименование мероприятий
Ответственный
п/п
1 Организация уроков адаптивной физической культуры с Заместитель директора по
учётом мониторинга уровня физического здоровья и
УВР, учителя АФК и
индивидуальных особенностей учащихся
плавания
2 Методическая консультация «Методика проведения
Учителя АФК и плавания
гимнастики до занятий, игр на переменах и способы
внедрения утренней гимнастики в быт каждого
школьника»
3 Оформление школьного сайта с размещением
Администратор
информации о спортивных и иных достижениях в жизни школьного сайта
школы

Охрана труда и здоровья участников образовательного процесса
Этот раздел предусматривает:
- создание безопасных условий жизнедеятельности обучающихся и охрану труда
работников;
- содействие укреплению здоровья;
- сохранение жизни и здоровья участников образовательного процесса;
-- профилактику детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).
№ п/п
Наименование мероприятий
1 Соответствие режима работы школы Уставу
школы и гигиеническим требованиям
2 Проведение паспортизации учебных
кабинетов,мастерских, спортзала
3 Разработка и пересмотр инструкций по охране
труда работников и учащихся
4
5

Сроки
Постоянно

Ответственные
Администрация школы

По графику

Администрация школы,
зав.кабинетами
Инженер по ОТ и ТБ

1 раз в 5 лет

Своевременное проведение инструктажа по
1 раз в 6месяцев
технике безопасности обучающихся, педагогов
Соблюдение техники безопасности всеми
Постоянно
сотрудниками и учащимися школы при
организации учебно-воспитательного процесса

Инженер по ОТ и ТБ
Администрация школы

6

Обеспечение достаточной освещённости
искусственным светом всех учебных комнат

Постоянно

Зам. директора поАХР

7

Обеспечение оптимального воздушнотеплового режима
Обеспечение специализированных кабинетов
медицинскими аптечками
Осуществление образовательного процесса с
учётом специфики курса основ безопасности
жизнедеятельности
Использование технических средств
обучения с соблюдением правил их
эксплуатации
Проведение физкультминутки в ходе уроков

Постоянно

Зам. директора поАХР

Ежегодно

Зам. директора поАХР

Постоянно

Учитель ОБЖ и учителя
начальныхклассов

Постоянно

Педагоги

Постоянно

Учителя

Выполнение требований к организации
питания учащихся
Организация инструктивно-методических
занятий спедагогами по методике проведения
занятий с детьми по Правилам дорожного
движения
Организация изучения Правил дорожного
движения с детьми согласно программе
Проведение встреч с работниками ГИБДД

Постоянно

ответственный за
организацию питания
Общественный
инспектор по профилактике

Создание отрядов юных инспекторов
движения
Оформление уголка по безопасности
дорожного движения
Обсуждение на родительских собраниях
вопросов по профилактике ДДТТ

Ежегодно

8
9

10

11
12
13

14
15
15
16
17

Ежегодно

Постоянно
Постоянно

Ежегодно
Постоянно

Классные руководители,
воспитатели
Заместитель
директора по ВР
Заместитель
директора по ВР
Классные руководители
Классные руководители
Администрация школы

Валеологическое просвещение педагогического коллектива
Основные задачи мероприятий валеологического просвещения:
повышение квалификации педагогов в вопросах охраны здоровья;
рациональная организация учебного процесса;
применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Данный раздел предполагает:
знакомство с научно-методической
методической литературой по вопросам здоровья;
изучение, освоение и использование в работе учителя здоровьесберегающих
технологий позволяющих приспособить учебный процесс к индивидуальным
особенностям школьников;
организацию режима труда и отдыха школьников, обеспечивающих высокую
работоспособность учащихся во время учебных занятий;
организацию самообразования;
проведение семинаров, методических консультаций, методических дней на тему
«Валеологическая направленность учебных предметов».
№ п/п
Наименование мероприятий
1 Цикл лекций по саморегуляции:
Здоровый учитель - залог психологического комфорта науроке.
Взаимосвязь здоровья учителя и здоровья школьников.
Психологические аспекты профессионально-педагогического
общения.
Гуманистический стиль общения учителя как фактор здоровья
школьников.
Регуляция психического состояния и саморегуляция.
Управление своей работоспособностью
2
3
4
5
6

Ответственный
В перспективе

Тренинговые занятия
В перспективе
Организация самообразования учителей по вопросам
психофизического оздоровления обучающихся
Психологические консультации
В перспективе
Знакомство с новинками методической литературы по вопросам
Библиотекарь
здоровья
Проведение «круглых столов» по секциям на тему
Заместитель
«Валеологическая направленность учебных предметов»
директора по УВР

9

Проведение педсоветов: валеологизация учебноучебно
воспитательного процесса; использование в работе учителя
здоровьесберегающих технологий

Заместители
директора

10

Проведение методических консультаций: методика проведения
физкультминуток в 1-9--х классах; методика и организация
домашних заданий в соответствии с гигиеническими
требованиями;
требования к режиму работы группы продлённого дня;
физические упражнения и игры в группах продлённого дня;
физкультминутки во время выполнения домашних заданий;
физические упражнения и игры в часы отдыха; занятия в
группах корригирующей гимнастики; занятия в спортивных
секциях

Заместители
директора

Пропаганда здорового образа жизни
Основные задачи мероприятий этого раздела:
- повышение уровня знаний в вопросах охраны здоровья;
- воспитание разумного отношения к своему здоровью;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- формирование целостного понимания о здоровом образе жизни.
№
Тема лекции
п/п
1
Значение режима питания (1-4-е кл, 5-7-е кл, 8-10-е кл.)
2

3

4

5

6
7
8

9

10

Ответственные
Классные руководители

Возрастные особенности детей. Организация труда иотдыха Педагог-психолог, зам.
в семье (1-4 кл.). Укрепление здоровья, предупреждение
директора по ВР,
утомляемости, инфекционных заболеваний у подростков. классные руководители
Профилактика детского травматизма (5-7-е кл.).
Возрастные и психологические особенности старших
подростков (8-10-е кл.)
Режим дня. Организация свободного времени (1-4 кл, 5-10) Классный руководитель.
Соблюдение подростками правил личной и общественной Родители.
гигиены (8-10 кл.)
Профилактика простудных и инфекционных заболеваний. ГАУЗ СО «Детская
Курение, алкоголь, наркотики. Их отрицательное влияние городская больница №13
(7-10 кл.)
Соблюдение правил личной и общественной гигиены (1-4 Медработник
кл.) Соблюдение детьми правил личной и общественной
гигиены (5-10 кл.).
Физическая подготовка. Её необходимость в жизни
человека (8-10 кл.)
Физкультура и спорт. Значение занятий спортом для
Учителя физкультуры,
здоровья детей (1-4кл.). Здоровье и выбор профессии (8-10) медработник
Алкоголь - его отрицательное влияние на воспитание детей. Медработник
О вреде курения (1-4 кл.).
ГАУЗ СО «Детская
Возрастные особенности детей, и их учёт в семейном
городская больница №13
воспитании (5-10 кл.)
Здоровый образ жизни и его составляющие (5-7-е кл.).
Медработник ГАУЗ СО
Физическое воспитание старшеклассников в семье (8-10кл.) «Детская городская
больница № 13
Организация труда и отдыха в период летних каникул (1-4 Администрация
кл.). Организация труда и отдыха в период летних каникул
(5-10 кл.).
Целенаправленная организация свободного времени. Труд
и отдых в период летних каникул.

18. План деятельности по реализации программы
№
Мероприятие
Ответственные
Срок
п/п
исполнители
1. Медицинское направление
1.1. Медико-педагогическая
медицинский
ежегодно
работник
экспертиза:
- анализ основных
характеристик состояния
здоровья детей в школе;
- ведение строгого учета
детей по группам здоровья.
1.2. Проведение диспансеризации
медицинский
ежегодно
учащихся школы.
работник
1.3. Проведение
медицинского
медицинский
ежегодно
осмотра учащихся 10-х,12-х
работник
классов
1.4. Медосмотр
учащихся школы, медицинский
ежегодно
определение уровня физического работник
здоровья.
1.5.

1.6.

1.7.

Обеспечение и организация
профилактических прививок
обучающихся
Оформление медицинских карт и
листков здоровья в классных
журналах
Анализ случаев травматизма в
школе.

1.8.

Анализ посещаемости и
пропусков занятий по болезни.

1.9.

Контроль качества питания и
питьевого режима.

1.10. Смотр кабинетов, их соответствие

гигиеническимтребованиям:
проветривание; освещение;
отопление, вентиляция, уборка
1.11.

Рациональное расписание
уроков, не допускающее
перегрузок (соблюдение
требований СанПиН)
1.12 Постоянный контроль за
.
организацией питания.

2. Просветительское направление
2.1. Организация просветительской
работы с родителями по ЗОЖ
(лекторий).

Планируемый
рез ультат
медицинские
карты,листы
здоровья в
классных
журналах

план
медосмотров
план
медосмотров

медицинский
работник

ежегодно

план прививок

медицинский
работник

ежегодно

классные
журналы

медицинский
работник,
инженер ОТ и ТБ
Кл.руководитель

ежегодно

материалы
отчетов

ежегодно

материалы
отчетов

медицинский
работник

ежедневно

медицинский
работник,
учителя

ежедневно

заместитель
директора

ежегодно

медицинский
работник,
директор, члены
родительского
комитета

ежедневно

учителя,
заместитель
директора

ежегодно

справка по
оценке
расписания

график
проведения и
тематика
лектория

2.2. Разработка системы обучения
родителей и педагогов по
проблемам охраны, укрепленияи
сохранения здоровья детей
2.3. Вовлечение родителей и
педагогов в работу по
сохранению и укреплению
здоровья детей.
2.4. Подготовка и проведение
педагогического совета по теме
«Формирование здорового
образа жизни»
2.5. Организация просветительской
работы с учащимися

администрация
школы

ежегодно

план работы

администрация
школы

ежегодно

план работы

заместители
директора

классные
руководители,
воспитатели,
медицинский
работник
заместитель
директора

2.6. Совместная работа школы с
учреждениями
здравоохранения и органами
внутренних дел по профилактике
токсикомании,наркомании,
курения и алкоголизма.
2.7. Пропаганда физической
учителя культуры и здорового образа
предметники
жизни через уроки биологии,
географии, химии, экологии,
ОБЖ, физической культуры.
3. Психолого-педагогическое направление
3.1. Организация психологоадминистрация
педагогического сопровождения школы, педагог
учебно-воспитательного процесса. - психолог

протокол
педсовета

ежегодно

план работы

ежегодно

план работы

в течениегода

планы уроков

ежегодно

план работы

ежегодно

диагностические
исследования

педагог –
психолог,
специалисты,
учителя, члены
ПМПк
3.4. Конференция по
теме
заместитель
«Здоровьесберегающие технологии директора
обучения детей с НОДА»

ежегодно

план работы

3.5. Использование
Учителя
здоровьесберегающих технологий, предметники
форм и методов в организации
учебной деятельности.

ежегодно

3.2. Отслеживание
работоспособности, тревожности и
других психических показателей
учащихся:
-определение влиянияучебной
нагрузки на психическое здоровье
детей;
-изучение психологических
возможностей и готовности
детей к школе.
3.3. Организация психолого-медикопедагогической и коррекционной
помощи учащимся.

педагог –
психолог,
классные
руководители

материалы
конференции
планы уроков

3.6. Выявление группы риска по
социальной дезадаптации,
устранения негативного
влияния.

Классный
руководитель,
педагог психолог

4. Спортивно-оздоровительное направление
4.1. Организация спортивных
учителя
мероприятий.
физической
культуры
4.2. Разработка системы
заместитель
дополнительного
директора
образования, внеурочной
деятельности, внеклассной и
внешкольной работы по
формированию здоровогообраза
жизни обучающихся
4.3. Привлечение учащихся,
заместитель
родителей, социальных
директора
партнёров
школы к занятиям
физической культурой и спортом,
различным формам
оздоровительной работы.
4.4. Организация урока физической
культуры с учётом мониторинга
уровня физического здоровья и
индивидуальных особенностей
обучающихся
5 Диагностическое направление
5.1. Мониторинг состояния здоровья
детей.

заместитель
директора,
учителя
физической
культуры
председатель
МС

ежегодно

план работы

ежегодно

план работы

ежегодно

Расписание
внеурочной
деятельности план
работы
кружков и секций

ежегодно

план работы

ежегодно

планы уроков

ежегодно

результаты
мониторинга

Приложение 1
к программе здоровьесбережения
«Здоровье в наших руках»

Модель формирования здоровьесберегающей среды в школе
с учетом индивидуального подхода к обучающимся
Обучающийся

СУБЪЕКТЫ
Члены семьи обучающегося

Педагоги

Привлеченные
специалисты и
организации

ЦЕННОСТИ
Осознание причин Осмысление мотивов,
Открытие
системы
Достижение
своих личностных, и потребностей, устремлений, ценностей
подростка соответствия между
других переживаний, установок,отношений,
внутреннего происхождения декларируемыми и
особенностей
особенностей поведения и
реально действующи
формирования
эмоционального
ми ценностями
межличностных
реагирования ребенка
отношений
ЦЕЛЬ - сохранение и укрепление здоровья обучающихся
ЗАДАЧИ
Осознание ценности
Удовлетворение
Сохранение и развитие
Формирование
здоровья и активно потребностей обучающегося здоровья обучающегося при
доминантной
познавательное
в здоровомобразе жизни,
его оптимальной
установки на
стремление к его формирование потребностив трудоспособности и
восприятие
совершенствованию,
соблюдении
социальной активности,
позитивных сторон
индивидуальная
элементарных
формирование системы реальностии защиту
информированность и
гигиенических норм и
умений
и
от негативных
способностьпринимать
правил, выведение
здоровьеформирующих
влияний среды.
ответственные
подростка в режим
технологий и стратегий
эффективные решения,
саморазвития,
определяющие
самовоспитания
структуру и
качество жизни
ФУНКЦИИ
Самореализации
Эстетически познавательная Психофизиологическая Психотерапевтическая
АСПЕКТЫ
Личностный
Командный
Образовательный
Деятельностный
ФОРМЫ
Консультации,беседы,
инструктажи, тренинги, семинары-практикумы,
дни открытых
конференции
дверей,
РЕЗУЛЬТАТЫ
(с позиции трех уровней отношения обучающегося к своему здоровью)
Когнитивный
Эмоциональный
Поведенческий
Позитивное
Формирование дифференцированных обобщенных
Включенность в
отношение
знаний о себе в процессе деятельности и общения с
культурно-оздоровит
обучающегося к
окружающими
ельную деятельность
себе, самоуважение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».