РП Финансовая грамотность 5-6 кл

1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные
общеобразовательные программы»

Принято
педагогическим советом
Протокол № 1
от 29 августа 2023 года

Утверждено
приказом ГБОУ СО «Екатеринбургская
школа-интернат «Эверест»
от 31 августа 2023 года № 105-у

Рабочая программа
основного общего образования
учебного курса «Финансовая грамотность»

для обучающихся с нарушениями
опорно - двигательного аппарата (5- 6 классы)
(вариант 6.2)

г. Екатеринбург, 2023

2

Одной из основных задач развития образования Российской Федерации
на современном этапе является формирование финансовой грамотности и
финансовой культуры населения страны. Именно поэтому в российской
системе образования сегодня уделяется существенное внимание
формированию функциональной грамотности обучающихся, а в её составе, и
финансовой грамотности. Принципиальное значение в настоящее время
приобретает в системе образования решение задачи формирования
надпредметных компетенций и «гибких» навыков. Поэтому в Программе
уделяется особое внимание не только содержательным — предметным
аспектам финансовой грамотности, но и развитию коммуникативных и
регулятивных универсальных учебных действий, решению творческих задач
и формированию критического мышления у обучающихся 5—6 классов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание программы способствует расширению знаний учащихся
по основным общественно-научным предметам. Для её успешной реализации
рекомендуется использование знаний по таким учебным предметам, как
математика и литература. Это позволит сформировать базовые компетенции
в сфере финансовой грамотности и финансовой культуры у обучающихся 5—
6 классов.
Рабочая программа (далее — программа) разработана на основе
требований федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования предметной
области «Общественно-научные предметы».
Программа включает пояснительную записку, цель изучения
финансовой грамотности, даётся общая характеристика курса, определяется
место учебного курса «Финансовая грамотность. 5—6 классы» в учебном
плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса,
характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по финансовой
грамотности на личностном, метапредметном и предметном уровнях,
содержание учебного курса «Финансовая грамотность. 5—6 классы».
Программа определяет содержание учебного курса, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся.
Цели и задачи изучения учебного курса «Финансовая грамотность.
5—6 классы»
Целью курса является формирование у обучающихся 5—6 классов
финансовой культуры, рационального финансового поведения и
ответственного потребления финансовых услуг, с учётом их возрастных
особенностей и способностей.
Задачи изучения учебного курса «Финансовая грамотность. 5—6
классы»:
 формирование понимания значимости для себя лично финансовых

3

проблем, которые решаются на индивидуальном и семейном
уровнях и сказываются на личном и семейном благополучии;
 формирование понимания необходимости давать личную оценку
действиям субъектов финансовых отношений, так как человек
вступает с ними во взаимодействие для решения своих задач;
 формирование понимания необходимости выявления причинноследственных связей между семейными и личными финансовыми
возможностями, и потребностями членов семьи;
 формирование собственного понимания изучаемых финансовых
вопросов на основе анализа и оценки финансовых ситуаций, с
которыми человек может столкнуться лично;
 формирование способности инициировать сотрудничество в
команде при работе с творческими заданиями;
 формирование понимания наличия альтернативных решений
финансовых задач на личном и семейном уровне, их оценки с
позиции имеющихся финансовых возможностей, ограничений,
потребностей, необходимости выбора из имеющихся выявленных
альтернатив;
 формирование понимания необходимости вносить изменения в
план и способ действий субъектов финансовых отношений, так
как появляются новые возможности, ограничения и потребности;
 формирование понимания содержания
различных
видов
семейных доходов и расходов, их изменения, сравнения, анализа,
количественной оценки и выбора варианта балансирования при
разработке бюджета.
Общая характеристика учебного курса «Финансовая
грамотность. 5—6 классы»
Курс по финансовой грамотности отражает современные тенденции
общего и дополнительного образования и интегрирует возможности
следующих учебных предметов: обществознание, история, математика,
литература.
Курс по финансовой грамотности изучается в рамках предметной
области «Общественно-научные предметы». Содержание направлено на
расширение знаний обучающихся по обществознанию, за счет изучаемых
вопросов финансовой грамотности.
По ряду финансовых вопросов учебный курс «Финансовая
грамотность. 5—6 классы» имеет пропедевтический характер, т. к. позволяет
подготовить обучающихся к изучению раздела «Человек в экономических
отношениях», предусмотренного рабочей программой основного общего
образования «Обществознание» (для 6—9 классов образовательных
организаций) в 8 классе. Это в частности вопросы доходов и расходов семьи,
сбережений, личного финансового планирования и др.
Обучение финансовой грамотности происходит с использованием
математических инструментов и финансовых ситуаций, описанных в
литературных произведениях. Таким образом, знания положений
математики и литературы имеют вспомогательный характер для лучшего
понимания и усвоения учащимися финансовых знаний и формирования

4

соответствующих умений и навыков.
Финансовая сфера современного общества восприимчива к
изменениям, происходящим в обществе, что особенно актуально в
условиях
цифровизации
экономики.
Соответственно
субъектам
финансовых отношений приходится учитывать такие изменения. Это
обстоятельство требует соответствующей подготовки школьников к
принятию решений и корректировке уже принятых решений. В этой связи
актуально обучение учащихся 5—6 классов вопросам, касающимся
семейных финансов.
Принимая финансовые решения в современном мире, субъектам
следует иметь в виду необходимость учёта различных аспектов
финансовой безопасности. В финансовом мире существует множество
угроз и рисков, негативно влияющих на финансовое благополучие семьи.
В условиях цифровой экономики участились случаи финансового мошенничества, которые проявляются в виде незаконных способов
обогащения за счёт денежных средств населения. Кроме того, постоянно
появляются новые способы финансового мошенничества. В создавшейся
ситуации учитель должен акцентировать внимание обучающихся на
проблему противостояния финансовым мошенникам и значимости
безопасного использования финансовых инструментов. В процессе
решения такой задачи требуется использование дополнительных
источников информации, в том числе Интернет-ресурсов, СМИ, где
приводятся примеры новых видов финансового мошенничества.
Современное общество нуждается в профессионалах, умеющих
работать в команде, поэтому предложены творческие задания, которые
рекомендуется выполнять группой учащихся. Командная работа
ориентирована на формирование умения вырабатывать коллективное
решение, идти на компромисс, учитывать мнения каждого члена команды.
Знакомство учащихся сосновными
финансовыми терминами,
закономерностями, вопросами, проблемами, альтернативными способами
их решения, практической значимостью для себя лично и семьи в целом
позволит принимать грамотные финансовые решения в условиях
динамично меняющегося мира финансов. Процесс обучения финансовой
грамотности направлен на формирование у учащихся компетенций,
соответствующих условиям современной действительности.
Место учебного курса «Финансовая грамотность. 5—6 классы» в
учебном плане
Программа учебного курса по финансовой грамотности является
общеобразовательной, предназначена для реализации на уровне основного
общего образования. Её реализация рассчитана на три года обучения (5—7
классы).
Учебный курс «Финансовая грамотность. 5—6классы» разработан
на основе требований к предметным результатам освоения основной
общеобразовательной
программы,
представленной
в
федеральном
государственном образовательном стандарте основного
общего

5

образования, и может реализовываться в разных вариантах, включая
работу в урочное время, во внеурочное время (второй половине дня), а также
в системе дополнительного образования:
 68 ч (из расчёта 1 ч в неделю в течение двух лет обучения).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Результаты изучения учебного курса «Финансовая грамотность. 5—6
классы» на уровне основного общего образования должны быть
ориентированы на применение знаний, умений и навыков в реальных
финансовых ситуациях.
Личностные результаты обучения отражаются в готовности
обучающихся к целенаправленной социально значимой деятельности;
отражают их готовность руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанность выбора и построения и построения жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей
посредством:
 формирования готовности обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению на основе
осознанного отношения к выбору и построению индивидуальной
траектории образования с учётом устойчивых познавательных
интересов и значимости для себя лично взаимосвязи между
образованием и финансовым благополучием;
 осознания ценности самостоятельности и инициативы с учетом
действующих правил поведения субъектов в финансовой сфере,
изучения
положений
нормативно-правовых
документов,
формирования ответственного отношения к процессу обучения
посредством понимания для себя лично содержания финансовых
отношений между различными субъектами, финансовых решений,
альтернативных возможностей их реализации, последствий
выполнения или невыполнения принятых решений;
 сформированности внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, осознания значения семьи в жизни
человека и общества, уважительного и заботливого отношения к
членам своей семьи, проявляющегося в учёте личных интересов
каждого члена семьи и семьи в целом при решении вопросов о
получении и распределении средств семейного бюджета;
 наличия мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности, в частности мотивации к обучению, познанию за счёт
понимания значимости для себя лично взаимосвязи между
профессиональной подготовкой человека и финансовыми
результатами его деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:

6

1.
Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности в процессе изучения финансовых вопросов через понимание
необходимости давать оценку существующих финансовых ситуаций и их
изменения. Обучающийся сможет:
 оценивать собственное понимание изученных финансовых
терминов;
 составлять
личный маршрут движения к финансовому
благополучию;
 оценивать
вероятность
мошенничества
в
финансовых
отношениях;
 ставить финансовые цели собственной деятельности.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения
финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и практических
финансовых задач. Обучающийся сможет:
 разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;
 оценивать структуру доходов и расходов семьи;
 определять необходимые действия в соответствии с учебной и
практической финансовой задачей и составлять этапы их
выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор альтернативных способов
решения финансовых задач;
 составлять план решения финансовой проблемы (написание эссе,
решение кейсов, выполнение квеста).
3.
Умение соотносить свои действия
с
планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата. Обучающийся сможет:
 вносить необходимые изменения в план и способ действий с
учётом изменившихся обстоятельств;
 оценивать состояние личных финансов до и после уплаты налогов;
 оценивать свою
деятельность,
аргументируя
причины
достижения или отсутствия планируемого результата;
 вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации
для
получения
запланированного
результата;
 оценивать варианты открытия депозита на различные сроки;
результаты выбора условий кредитования; результаты выбора
условий депозита; требования к недвижимому имуществу,
служащему для банка залогом;
 оценивать подходы субъектов к покупке дорогостоящих товаров,
исходя из финансовых возможностей их семей.
Познавательные универсальные учебные действия:
1.
Умение определять содержание понятий, создавать обобщения,
классифицировать,
устанавливать
аналогии,
проводить
анализ,
устанавливать причинно-следственные связи и
делать
выводы.

7

Обучающийся сможет:
 сравнивать способы получения доходов, альтернативные варианты
достижения финансовых целей, направления инвестирования,
условия кредитования и условия размещения денежных средств;
 устанавливать причинно-следственные связи между различными
финансовыми явлениями: доходами семьи и правом собственности
на имущество; индексацией и размерами денежных доходов
населения; размером доходов и риском; бизнес-планом и
действительностью; креативностью инвестиционного проекта и
доходами авторов;
 объяснять выгоды наличия прав собственности; признаки
финансовой пирамиды; особенности каждого слоя атмосферы
инвестирования; причины появления сверхновых источников
доходов;
 анализировать статистические данные о доходах населения;
положения статей ГК РФ по вопросу получения доходов от
интеллектуальной собственности; положения статей ТК РФ по
вопросу получения заработной платы; положения статей НК РФ по
вопросам налогообложения;
 классифицировать виды доходов, расходов, имущества, налогов,
шкал
налогообложения,
банковских
вкладов,
кредитных
организаций;
 выявлять
преимущества
и
недостатки
деятельности
микрофинансовых организаций, покупки товаров в рассрочку,
активных
и
пассивных
источников
дохода,
обладания
собственностью, банковской картой;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждая его собственной аргументацией, в том числе
математическими расчётами.
2. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 ориентироваться в содержании текста, понимать смысл текста,
структурировать текст, идентифицируя финансовые ситуации в
литературных произведениях;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте финансовых
событий в конкретной ситуации;
 критически оценивать финансовую ситуацию, описанную в
тексте;
 аргументировать собственную позицию по приведённой в тексте
финансовой ситуации.
3. Развитие мотивации к овладению культурой поиска источников
информации. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами, словарями;
 соотносить полученные результаты поиска информации с
условиями поставленных финансовых задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:

8

1.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность. Обучающийся сможет:
 инициировать сотрудничество в группе при обсуждении
ситуаций, при работе с творческими заданиями, при обсуждении
правил планирования семейного бюджета,
формирования
резервов и сбережений, постановки финансовых целей;
 выстраивать логическую цепь рассуждений при
анализе
финансовых ситуаций;
 задавать вопросы при обсуждении финансовых проблем.
2.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение
устной и письменной речью. Обучающийся сможет:
 соблюдать правила публичной речи и проведения дискуссии по
финансовой тематике;
 принимать решение в групповой работе, учитывая мнения
собеседников;
 создавать письменные тексты при выполнении творческих
заданий на финансовые темы;
 анализировать результаты коммуникации после её завершения в
ходе выполнения группового задания и представления его
решения.
Предметные результаты обучения.
 освоение и применение системы финансовых знаний, и их
необходимости для решения современных практических задач;
 умение классифицировать по разным признакам (в том числе
устанавливать существенный признак классификации) финансовые
объекты, явления, процессы, выявляя их существенные признаки,
элементы и основные функции;
 умение использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности, взаимосвязей финансовых явлений и
процессов; необходимости правомерного налогового поведения;
осмысления личного опыта принятия финансовых решений;
 умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические
задачи,
отражающие
процессы
постановки
финансовых целей, управления доходами и расходами,
формирования резервов и сбережений, принятия инвестиционных
решений;
 овладение смысловым чтением текстов финансовой тематики,
позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл
текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения
различных учебных задач, в том числе извлечений из нормативных
правовых актов; умение преобразовывать текстовую информацию в
модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать
предложенные модели в текст;
 умение
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать и критически оценивать статистическую
финансовую информацию, соотносить ее с собственными знаниями

9

и опытом; формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
 умение оценивать собственные поступки и поведение других людей
с точки зрения финансово-экономических и правовых норм,
включая вопросы, связанные с личными финансами, финансовыми
рисками и угрозами финансового мошенничества; осознание
неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
 приобретение опыта использования полученных знаний по
финансовой грамотности в практической (индивидуальной и/или
групповой) деятельности: для составления личного финансового
плана; для принятия решений о приобретении финансовых услуг и
имущества; для приобретения опыта публичного представления
результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией
общения, особенностями аудитории и регламентом.
В результате обучения данному курсу, обучающиеся 5—6 смогут
сформировать следующие компетенции по финансовой грамотности:
 способность планировать свои доходы и расходы на основе
оценки имеющихся финансовых возможностей и ограничений,
избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
 способность формировать резервы и сбережения денежных
средств;
 способность
следить
за
состоянием
личных
финансов
посредством планирования личного бюджета;
 способность рационально выбирать
финансовые
услуги,
распознавая признаки финансового мошенничества, учитывая
информацию об имеющихся на рынке финансовых рисках;
 способность искать и использовать необходимую финансовую
информацию.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«Финансовая грамотность. 5—6 классы»
1. Как формируются финансовые возможности
Знание и понимание
Финансы как деньги в движении, которые, постоянно находясь в
обращении, способны создавать другие деньги. Необходимость оценивать
финансовые возможности в
определённый
момент
располагать
необходимой суммой денег. Наличие ограничений как пределов, границ,
за которые не должна выходить деятельность человека. Сущность доходов
как денег, получаемых человеком за осуществление определённой
деятельности. Сущность заработной платы как вознаграждения за труд в
зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества
и условий выполняемой работы. Возможность временного пользования
имуществом на основе договора аренды и внесения арендной платы.
Способы деятельности
 Анализ состава семейных финансов;

10







сравнение денежных и неденежных доходов семьи;
анализ выполнимых и невыполнимых желаний человека;
анализ видов регулярных денежных доходов;
ведение расчёта суммы средней заработной платы;
сравнение движимого и недвижимого имущества.

2. Финансовая цель: принципы постановки и пути достижения
Знание и понимание
Сущность финансовой цели как выраженного в денежной или
материальной форме предмета устремления человека, для получения
которого он прилагает сознательные усилия. Элементы, составляющие
принцип постановки финансовой цели КИЛО: конкретность, измеримость,
локальность, определённость во времени. Сущность резерва как запаса
денежных средств, который можно использовать в случае возникновения
непредвиденных ситуаций. Сущность сбережений как накапливаемой части
денежных доходов семьи, предназначенной для достижения финансовых
целей и удовлетворения потребностей в будущем. Порядок создания
сбережений. Связь между финансовой целью и формированием
сбережений.
Способы деятельности
 Определение личных финансовых целей с учётом принципа
КИЛО;
 систематизация информации, необходимой для постановки
финансовых целей;
 сравнение резервов и сбережений по основным критериям;
 анализ видов и источников сбережений;
 сравнение безопасных и опасных способов хранения денег.
3. От учета расходов к разработке бюджета
Знание и понимание
Сущность расходов семьи как денежных затрат, способствующих
удовлетворению потребностей членов семьи. Сущность и признаки
налогов. Сущность налогообложения как закреплённая действующим
законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов.
Сущность налога на доходы физических лиц (НДФЛ) как определённой
доли всех полученных гражданином доходов, которая изымается в пользу
государства. Сущность налога на добавленную стоимость (НДС) как
косвенного налога, сумму которого продавец удерживает у покупателя,
включая её в цену товаров. Сущность бюджета как плана доходов и
расходов на определённый период.
Способы деятельности:
 Систематизация расходов семьи по различным критериям;
 определение основных элементов налога;
 сравнение прямых и косвенных налогов;

11






проведение расчёта начисления и выделения НДС;
определение дефицита и профицита бюджета;
анализ структуры доходов и расходов бюджета;
проведение расчёта среднемесячного дохода на одного члена
семьи.

4. Человек и многообразие банковских услуг
Знание и понимание
Сущность банковской карты как инструмента доступа к личному
банковскому счёту. Сущность коммерческого банка как организации,
имеющей исключительное право осуществлять ряд банковских операций.
Сущность банковского счёта как метода учёта движения денежных
средств определённого клиента и способа контроля выполнения банком
своих договорных обязательств. Сущность банковского вклада как суммы
денег, которую банк принимает от клиента на определённый или
неопределённый срок с целью сохранения и приумножения. Сущность
банковского процента как платы за пользование денежными средствами
(банковский вклад, банковский кредит и др.). Сущность кредита как
сделки, заключаемой между коммерческим банком и заёмщиком по
предоставлению денежных средств под проценты. Сущность ипотеки как
залога, который в случае неуплаты заёмщиком долга переходит кредитору.
Способы деятельности:
 Сравнение банковского счёта и банковского вклада;
 сравнение банковского вклада и банковского депозита;
 определение особенностей начисления простых и сложных
процентов по банковским вкладам;
 определение преимуществ и недостатков использования денег,
полученных в кредит;
 проведение расчёта изменения платежа по кредиту и остатка
денежных средств после осуществления платежей по кредиту.
5. Угрозы и способы защиты потребителя финансовых услуг
Знание и понимание
Сущность кредитной организации как юридического лица, которое с
целью получения прибыли выполняет банковские операции на основании
разрешения (лицензии) Банка России. Сущность Банка России как
государственного кредитного учреждения, наделённого функциями
выпуска денег в обращение и регулирования банковской системы.
Сущность деятельности Агентства по страхованию вкладов (АСВ),
которое осуществляет государственное страхование вкладов физических
лиц. Сущность страхования как способа защиты имущественных
интересов граждан и организаций при наступлении определённых
событий за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими
страховых
взносов.
Сущность
микрофинансирования
как
кратковременного кредита на небольшую сумму денег, выданного
заёмщику без залога и поручительства. Сущность того, что финансовая

12

пирамида — это схема, созданная для получения
привлечения денежных средств новых участников.

дохода

путём

Способы деятельности:
 Определение оснований для отзыва банковской лицензии;
 анализ отдельных видов и практических примеров страхования;
 анализ видов финансового мошенничества;
 определение признаков и видов финансовых пирамид.
6. Финансовое благополучие и как оно создается
Знание и понимание
Сущность богатства как способности поддерживать привычный образ
жизни при отсутствии заработков в течение длительного времени.
Сущность богатства семьи как денежных средств и имущества семьи за
исключением расходов на текущие нужды. Сущность финансового
благополучия как достижение такого уровня доходов, который позволяет
удовлетворять все ежедневные потребности, а также быть уверенным в
завтрашнем дне. Собственность как отношения между людьми,
претендующими на имущество. Сущность индексации денежных доходов
населения как установленного государством механизма повышения
денежных доходов населения, позволяющего частично или полностью
возместить им потери, вызванные ростом потребительских цен на товары
и услуги.
Способы деятельности:
 Анализ подходов к определению понятия богатства;
 сравнение содержания понятий «богатство» и «финансовое
благополучие»;
 выявление преимуществ и недостатков покупки товаров в
рассрочку;
 сравнение вариантов вложения денег по степени выгодности.
7. Авторское вознаграждение как источник дохода
Знание и понимание
Сущность располагаемых доходов населения как дохода после вычета
всех налогов и платежей из полученных доходов за определённый период.
Сущность дифференциации доходов населения как разницы в уровне
денежных доходов различных слоёв и групп населения. Сущность
интеллектуальной собственности как продуктов творческой деятельности.
Сущность гонорара как денежного вознаграждения, выплачиваемого за
труд авторов литературных произведений или произведений в другой
сфере искусства. Сущность самозанятости как формы организации труда,
когда вознаграждение получается непосредственно от заказчиков.
Сущность профессионального дохода как дохода граждан от
деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не
привлекают наёмных работников.

13

Способы деятельности:
 Определение слоёв атмосферы инвестирования в мире финансов;
 определение
прогрессивной
и пропорциональной
шкал
налогообложения;
 проведение расчёта размера гонорара при наличии исходной
информации;
 проведение расчёта ожидаемых доходов от интеллектуальной
собственности;
 определение грантов по типу источника выплат.
8. Риски и окупаемость инвестиций
Знание и понимание
Инвестор как человек, который инвестирует деньги в различные
производства и активы с целью получения дохода. Риск как возможность
наступления случайных событий с нежелательными для человека,
природы или общества последствиями. Сущность инвестиционного риска
как возможности получения в результате инвестирования дохода или
потерь в виде непредвиденных расходов, неполученного дохода.
Сущность срока окупаемости инвестиций как периода времени,
необходимого для того, чтобы возместить затраты на инвестиции за счет
полученных
инвестиционных
доходов.
Сущность
доходности
инвестиционного проекта как степень увеличения вложенных инвестором
денежных средств в течение определенного периода времени.
Способы деятельности:
 Определение видов рисков инвестирования;
 сравнение
инвестиционного
дохода
и
располагаемого
инвестиционного дохода;
 расчёт
срока
окупаемости
инвестиций
и
доходности
инвестиционного проекта;
 определение
направлений
изменения
доходности
инвестиционного проекта при изменении финансовой ситуации.
9. Новый мир финансов: государство, человек и цифровая среда
Знание и понимание
Сущность сверхновых источников дохода как результат реализации
творческих способностей человека и новых возможностей цифровой
среды. Сущность государственного финансирования и софинансирования
при реализации социально значимых инвестиционных проектов. Краудтехнология как способ достижения желаемого результата, путем внесения
множеством людей посильного вклада в общее дело.
Способы деятельности:
 Сравнение
государственного
софинансирования;

финансирования

и

14

 определение способов получения доходов в сети Интернет;
 сравнение содержания активных и пассивных источников
дохода;
 анализ практических примеров успешного применения краудтехнологий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕВИДЫ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
курса «Финансовая грамотность. 5—6 классы»
Тематическое планирование предполагает вариативный принцип
преподавания учебного курса в зависимости от запланированной учебной
нагрузки и может реализовываться в разных вариантах, включая работу в
урочное время, во внеурочное время (второй половине дня), а также в
системе дополнительного образования:
 68 ч (из расчёта 1 ч в неделю в течение двух лет обучения).
Тема

Форма занятия,виды учебной
деятельности
5 класс
Тема 1. Как формируются финансовые возможности
Анализ финансовых Лекция о финансах,
возможностей
финансовых возможностях и
ограничениях. Проблемный
семинар (анализфрагмента
литературного произведения,
отражающего сущность
финансов).
Практическое занятие
(ситуационные задания по
оценкесоответствия
финансовых возможностей и
желаний членовсемьи с
применением
иллюстративногоматериала)
Учебно- познавательная
Учебно- практическая
Доходы семьи

Характеристика основныхвидов
деятельности (УУД)

(12 ч)
 Устанавливать
причинноследственные связи между деньгами и
финансами;
возможностями
и
личнымижеланиями;
 выстраивать
логическую
цепь
рассуждений
при
анализе
содержания
литературных произведений;
 оценивать
собственное
понимание
изученных
финансовых терминов;
 анализировать выполнимые и
невыполнимые желаниячленов семьи;
 инициировать
сотрудничество
при
работе с
рисунками.
Лекция о составе денежных  Объяснять содержание различных
доходовсемьи.
видов семейныхдоходов;
Проблемный семинар (работа  анализировать
выдержки
из
с кейсами о труде, трудовом Трудового кодекса РФ;
договоре и заработной плате)
 вносить
необходимые
Учебно- познавательная
изменения в план и способ действий с
учётомизменившихся
обстоятельств;
 задавать вопросы при обсуждении
финансовыхситуаций;
 инициировать
сотрудничество
при
работе
с
творческими заданиями.

15

Ступени финансового Практическоезанятие
 Анализировать
причинноизобилия
(Практическаяработа по
следственные связи между изобилием
определению отличий в
и изменением заработной платы;
уровне заработной платы
 выстраивать логическую цепь
работников разной
рассуждений во время обсуждения
квалификации, средней
содержания
литературных
заработнойплаты,
произведений;
прожиточногоминимума и
 приводить доказательства в пользу
минимального размера
правильности
собственной
оплатытруда с применением
статистическойинформации, и позиции;
 составлять
маршрут
фрагментов литературных
движения
к
финансовому
изобилию;
произведений). Учебнопрактическая
 идентифицировать
отдельные
ступени
финансового изобилия.
Доходы от имущества Лекция о классификации
 Устанавливать причинноимущества, арендеи арендной следственные связи междуналичием
плате. Проблемныйсеминар имущества и возможностями
(обсуждениеслучаев
полученияарендной платы;
мошенничества всделках с
 классифицировать виды
имуществом;работа с
имущества;
классификациейимущества по
 анализировать возможности
материалам литературных
получения доходов от
произведений) Учебноимущества;
познавательная
 оценивать
вероятность
мошенничества
в
сделках
с
имуществом;
 инициировать
сотрудничество
в
группе
при
обсуждении ситуаций.
Творческая
Проблемныйсеминар
 Устанавливать причиннолаборатория
(творческая групповая работа следственные связи по вопросам
финансиста
офинансовых возможностях в финансовой
сказке и в жизни –кейсы,
грамотности в литературе;
головоломки, задания на
 Инициировать сотрудничество
установлениясоответствия, при работе створческими заданиями.
правильной
последовательностии др.).
Учебно- исследовательская
Тема 2. Финансовая цель: принципы постановки и пути достижения ( 8 ч)
Как поставить
Лекция о принципах
 Устанавливать
причиннофинансовую цель
постановки финансовой цели. следственные
связи
между
Творческая
Проблемныйсеминар
финансовыми
Возможностями
и
лаборатория
(обсуждение вариантов
выбранными целями;
финансиста
действийдля достижения
 анализировать
финансовые
личных финансовых целей; возможности достижения личных
эссе «Моя финансовая цель») целей;
Учебно-познавательная
Учебно- исследовательская  анализировать варианты действий
для достижения личных финансовых
целей на
примере
жизненных
ситуаций;
 инициировать сотрудничество при

16

работе с рисунком и творческим
заданием.
Финансовые резервы Лекция о правилах
 Выявлять
преимущества
формирования резервного
формирования резервов семьи;
фондасемьи.
 анализировать размер резерва и
Проблемный семинар
варианты егохранения на примере
(дискуссияо размере резерва и литературных произведений;
вариантах его хранения на
 изучать правила
примере литературных
формирования резервногофонда
произведений)Учебносемьи;
познавательная
 инициировать
сотрудничество при работе с
рисунками.
Способы создания и Лекция о порядкесоздания
 Устанавливать причиннохранения сбережений сбережений.Проблемный
следственные связи междуспособами
семинар (обсуждение отличий хранения
резервов исбережений; анализ сбережений и увеличениемих
фрагментов литературных
размера;
произведений о способах
 сравнивать резервы исбережения;
хранения сбережений).
 оценивать варианты безопасного
Учебно- познавательная
хранениясбережений.
Тема 3. От учета расходов к разработке бюджета (12 ч)
Семейные расходы
Лекция о классификациях
 Устанавливать причиннорасходов семьи. Практическое следственные связи междужеланиями
занятие (решение
членов семьи изапланированными
ситуационных задач на
расходами на конкретныепокупки;
группировку семейных
 классифицировать видырасходов;
расходовпо различным
 анализировать и планировать
основаниям) Учебносостав расходовсемьи;
практическая
 оценивать необходимую сумму
доходов
для
запланированных
расходовсемьи;
 инициировать сотрудничество при
работе срисунками.
Налоги и
Лекция о признаках,
 Объяснять признакиналогов;
налогоплательщики
элементах и классификации  устанавливать причинноналогов (прямые и
следственные связи междуэлементами
косвенные).
налога, междунеуплатой налогов и
Практическое занятие
последствиями для неплательщиков;
(решение задач, отражающих
 анализировать элементы налога с
особенности вычисления
суммыпрямого и косвенного использованием статей Налогового
кодекса РФ;
налога)Учебно рассчитывать размер расходов с
познавательная Учебноучётомналоговых выплат;
практическая
 классифицировать налоги;
 инициировать сотрудничество при
выполнении творческогозадания.
Всем нужен
Лекция о семейномбюджете.  Устанавливать
причиннофинансовый план!
Практическое занятие
следственные связи между состоянием
(решение задач о состоянии и семейного бюджета и планируемыми
структуре бюджетасемьи).
расходами,
между
изменением

17

Учебно- познавательная
Учебно- практическая
Учебно- исследовательская

финансовых возможностей семьи и её
расходами и доходами;
 анализировать планы доходов и
расходов семьи,их структуру на
примере решения задачи;
 оценивать изменение финансовых
возможностейсемьи в различных
ситуациях;
 инициировать сотрудничество при
обсуждении правил планирования
семейногобюджета.
Творческая
Проблемный семинар
 Устанавливать
причиннолаборатория
(групповая работа –
следственные
связи
между
финансиста
дискуссия о необходимости и изменением
финансовых
способах экономииденег на возможностей сказочных персонажей
материалах сказок),
и их расходами за счёт экономии
Учебно- исследовательская денежныхсредств;
 Инициировать
сотрудничество
при
обсуждении финансовых ситуаций,
изложенных
в
литературных
произведениях.
Тема 4. Человек и многообразие банковских услуг (14 ч)
Банковские услуги
Лекция о коммерческом
 Устанавливать причиннобанке, банковскихуслугах,
следственные связи междусуммой
банковских вкладах, счетах и дохода человека и необходимостью
картах.
открытиякарточного счёта;
Проблемный семинар
 выявлять
преимущества
и
(дискуссияо преимуществах и недостатки банковскойкарты;
недостатках наличных
 сравнивать банковский счёт и
расчётови расчётов
банковский вклад;
банковской картой;кейс по
 анализировать наличныерасчёты
материаламлитературного
и расчёты банковской картой,
произведения).
проблемы
при использовании
Учебно- познавательная
наличныхденег;
 классифицировать виды
банковских вкладов;
 инициировать сотрудничество при
выполнении творческого задания.
Как работает депозит Лекция о банковскомдепозите  Устанавливать причиннои банковскомпроценте.
следственные связи между
Практическое занятие
суммой полученного доходаи
(решениезадач по
капитализацией
определениюразмера
процентов;
накопленных банковских
 сравнивать
банковский
процентов, при размещении вклад и депозит;
денегна банковском вкладе)
 объяснять
назначение
Учебно- познавательная
банковских
реквизитов;
Учебно- практическая
возможные
Учебно- исследовательская  сравнивать
варианты размещения денег на
банковском счёте на примере решения
задач;

18

 вычислять

банковский
процент по формуле простого и
сложного процента;
 оценивать
результаты
выбора условий депозита на примере
решения задач.
Банковский кредит
Лекция о кредите,видах
 Выстраивать логическую цепь
кредита и определении
рассуждений при анализе вариантов
платежа по кредитному
кредитования;
договору.
 объяснять содержание кредитного
Практическое занятие
договора;
(решение задач о погашении
 анализировать
возможности
кредита) Учебнополучения и погашения кредита на
познавательнаяУчебнопримере решениязадач;
практическая
 аргументировать
собственную точку зренияпо вопросу
о
целесообразности
досрочного погашениякредита.
Ипотечный кредит
Лекция о сущностиипотеки,  Устанавливать причинноипотечного кредитаи залога. следственные связи междурешением
Проблемный семинар (кейс жилищной проблемы семьи и
обособенностях приобретения получением ипотечногокредита;
жилья с использованием
 анализировать содержание
средств ипотечногокредита) ипотечного кредита; сроки
Учебно- познавательная
ипотечных кредитов, взятых
россиянами;
 оценивать требования к
недвижимому имуществу,служащему
для банка залогом.
Творческая
Проблемный семинар.
 Анализировать проблемы при
лаборатория
Решение творческих заданий
использовании наличных
денег
финансиста
на основе литературного
по материалам
литературного
произведения (например, по произведения;
материалам рассказа М. Твена  Инициировать
сотрудничество
«Банковский билетв миллион при выполнении творческогозадания;
фунтов стерлингов»).
Учебно- исследовательская  выстраивать логическуюцепь
рассуждений при анализе содержания
литературных произведений;
 инициировать сотрудничество при
выполнении творческогозадания.
6 класс
Тема 5. Угрозы и способы защиты потребителя финансовых услуг (12 ч)
Если
банк
Лекция о кредитной
 Устанавливать
причиннолишился
организации, об
следственные связи между отзывом у
лицензии…
основаниях для
банка лицензии и возвратом денег,
отзыва у неелицензии.
находящихся на банковскомвкладе;
Проблемный
 объяснять основания, отзыва
семинар (дискуссияо выборе лицензии у коммерческого банка;
надежного банка;кейс об
ошибках заемщика) Учебно-  выстраивать логическую цепь
рассуждений
при сравнительном
познавательная
анализе рекомендаций по вопросу

19

выбора банка для открытия вклада;
 инициировать сотрудничество при
выполнении творческого задания.
Особенности
Проблемныйсеминар
 Устанавливать причинномикрофинансирования (ситуационный анализ
следственные связи междупричинами
последствийобращения в
и последствиями обращения в
микрофинансовую
микрофинансовую организацию;
организацию — работа с
 выявлять плюсы и минусы
кейсами исхемами)
микрофинансовых организаций;
Учебно- познавательная
 анализировать конкретные
ситуации различных людей,
обратившихся в микрофинансовые
организации;
 аргументировать собственную
позицию порассматриваемым
ситуациям.
Угрозы семейным
Проблемныйсеминар
 Устанавливать причиннофинансам Творческая (ситуационный анализ
следственные связи между
лаборатория
финансовыхугроз личным
финансовыми угрозами и личными
финансиста
доходам в цифровой среде; доходами, междудеятельностью
сравнительный анализ видов фирмы и еёпринадлежностью к
финансовых пирамид; кейс о финансовым пирамидам;
финансовых угрозах на
 классифицировать финансовые
материалах литературного
угрозы;
произведения ижизненной
 анализировать
ситуации
ситуации), Учебнофинансового
познавательнаяУчебномошенничества, поведение человека в
исследовательская
повседневной жизни в условиях
финансовых угроз;
 аргументировать
собственную позицию при выработке
рекомендаций при столкновении с
финансовыми угрозами;
 объяснять, по каким признакам
можно
определить
финансовую
пирамиду и её вид;
 инициировать
сотрудничество
привыполнении творческого задания.
Тема 6. Финансовое благополучие и как оно создается (6 ч)
Собственность и
Лекция о собственности и
 Устанавливать причиннофинансовое
финансовом
следственные связи междудоходами
благополучие
благополучии.
семьи и правом собственности на
Учебная игра (кейспо
имущество;
материалам литературного
 объяснять выгоды наличия прав
произведения) Учебнособственности;
познавательная Учебно выявлять
преимущества
и
исследовательская
недостатки
обладания
собственностью;
 аргументировать
собственную
позицию
по
обсуждаемому вопросу.
Богатствосемьи и
Проблемныйсеминар
 Устанавливать причинно-

20

дорогостоящие
покупки Творческая
лаборатория
финансиста

(Обсуждение
преимуществ инедостатков
покупки товаров врассрочку.
Литературный кейс.
Кроссворд)
Учебно- познавательная

следственные связи междубогатством
семьи и
умением распределятьдоходы;
 выявлять
преимущества
и
недостатки
покупки
товаров в
рассрочку;
 оценивать подходы
к
покупке
дорогостоящих товаров,
исходя из
финансовых возможностейсемей;
 анализировать
фрагменты
литературных
произведений
в
контексте изучаемых вопросов;
 инициировать
сотрудничество при
выполнении творческогозадания.
Как
сохранить
Практическое занятие
 Устанавливать причинносвое
(решение задачи о выборе
следственные связи между
финансовое
варианта вложенияденег с
индексацией и размерами денежных
благополучие
целью накопления
доходов
определенной суммы к
населения;
определенному сроку).
 рассчитывать
результаты
Учебноразмещения
сбережений
по
исследовательская
предложенным вариантам.
Тема 7. Авторское вознаграждение как источник дохода (14 ч)
Располагаемые доходы Лекция обатмосфере
 Классифицировать виды шкал
и налоги
инвестирования,
налогообложения;
дифференциациидоходов и
 сравнивать располагаемые доходы
видах шкал
работника при пропорциональной и
налогообложения.
прогрессивной
шкале
Практическое занятие
налогообложения;
(решение задач об оценке
 анализировать
изменения
статистические
данные
о
величины
доходах
населения;
располагаемых доходов при
 аргументировать
изменении ставкиНДФЛ;
собственную
позицию
по
анализ
исследуемому
вопросу;
статистическойинформации)
Учебно- познавательная
 аргументировать
Учебно- практическая
собственную
позицию
по
Учебнопоставленным вопросам.
исследовательская
Доходы
Лекция
от
об интеллектуальной  Сравнивать
варианты
интеллектуальной
собственности и доходов от получения
доходов
собственности
нее.
патентообладателем;
Проблемныйсеминар
 оценивать доходы
(литературныекейс-задачи о патентообладателя;
доходах от
 аргументировать
интеллектуальной
собственную
позицию
по
собственности и
поставленным вопросам;
талантов). Учебно инициировать
познавательная
сотрудничество при работе с
творческими заданиями.

21

Доходы

Лекция о доходе творческих
творческ людей(грант, гонорар) и
ихлюдей и
профессональномдоходе.
самозанятых
Проблемный
семинар (работа с
классификацией —
сравнительный
анализ различныхформ
доходов
от
интеллектуальной
собственности).
Учебно- познавательная
Учебноисследовательская

 Рассчитывать

авторские

гонорары;
 объяснять содержание гранта и
процедуру участияв конкурсе на его
получение;
 устанавливать причинноследственные связи между
самозанятостью и
возможностью увеличитьдоходы
семьи;
 аргументировать
собственную
позицию
по
вопросам фриланса;
 выстраивать логическую цепь
рассуждений
при
ответах
на
поставленные вопросы.
Творческая
Проблемный
 Аргументировать
лаборатория
семинар (групповаяработа о собственную
позицию
по
финансиста
финансовом благополучии и поставленным вопросам;
доходах от творчества –
 инициировать
решение кейс-задачна
сотрудничество при работе стекстом
материалах
литературного
фрагментов литературных
произведения.
произведений)Учебноисследовательская
Тема 8. Риски и окупаемость инвестиций (10 ч)
Риск и финансовое
Лекция о видах
 Устанавливать
причинноблагополучие
инвестиционногориска.
следственные связи между
Проблемныйсеминар с
размером доходов и риском;
элементами игры «Что? Где?  анализировать
различные
Когда?»по материалам
ситуации, сопровождаемые рисками;
литературных произведений и
статистическойинформации.  аргументировать
собственную позицию по вопросам во
Учебно- познавательная
что, где и когда вложения денежных
Учебно-исследовательская
средств;
 выстраивать логическую цепь
рассуждений
при
ответах
на
поставленные вопросы.
Инвестиционныйдоход Лекция о инвестиционном
 Рассчитывать
срок
доходе и окупаемости
окупаемости инвестиций и уровень
инвестиций.
доходности попредложенным
Практическое занятие
инвестиционным проектам;
(решениезадачи по оценке
 оценивать,
в
какой
из
окупаемости инвестиционных предложенных проектов инвестору
проектов) Учебностоит вложитьденежные средства;
познавательная Учебно инициировать
исследовательская
сотрудничество при участии в
дискуссии
о
выборе
условий
инвестирования;
 задавать
вопросы
при
обсуждении
финансовых
ситуаций.

22

Творческая
лаборатория
финансиста

Учебная игра (обинвестициях  Устанавливать
причиннов создание собственного
следственные связи между бизнесбизнеса), Учебнопланом
и
исследовательская
действительностью;

 оценивать репутационныйриск и

его влияние на доходы
предпринимателя;
 инициировать
сотрудничество при работе вкоманде;
 аргументировать
собственную позицию по вопросу об
открытии и дальнейшем развитии
собственного бизнеса.
Тема 9. Новый мир финансов: государство, человек и цифровая среда (8 ч)
Сравниваем варианты Лекция
 Устанавливать причиннофинансированиянового возможностях применения
следственные связи между
проекта
крауд-технологий для
креативностью инвестиционного
финансирования реализации проекта идоходами авторов;
новогопроекта.
 сравнивать
характеристики
Проблемныйсеминар
различных форм выплаты средств из
(сравнительныйанализ форм госбюджета;
государственного
 классифицировать
финансирования;
сверхновые
источники
сравнительный
доходов;
анализ вариантов
варианты
финансирования реализации  сравнивать
финансирования
новогопроекта)
реализации нового проекта;
Учебно- познавательная
Учебно аргументировать
исследовательская
собственную позицию по вопросу о
поиске доходногоместа по
материалам
литературногопроизведения.
Доходы в новом мире Проблемный семинар
 Сравнивать активные и пассивные
финансов
(дискуссияо сверхновых
источникидоходов;
Творческая
источниках доходов и их
 выстраивать логическую цепь
лаборатория
доступности длявсех и для
рассуждений при анализе способов
финансиста
каждого).
заработка;
Учебно- познавательная
собственную
Учебно- исследовательская  аргументировать
позицию по вопросу получения
доходовиз сверхновых источников;
 инициировать сотрудничество при
выполнении творческого
задания в группе.
Резерв времени (3 ч)

23

Тема

Номер
урока

Поурочное планирование

5 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10

Тема 1. Как формируются финансовые возможности (10 ч)
Анализ финансовых возможностей
Анализ финансовых возможностей
Доходы семьи
Доходы семьи
Ступени финансового изобилия
Ступени финансового изобилия
Доходы от имущества
Доходы от имущества
Творческая лаборатория финансиста
Творческая лаборатория финансиста
Тема 2. Финансовая цель: принципы постановки и пути
достижения ( 6 ч)

Количество часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Как поставить финансовую цель Творческая лаборатория
11 финансиста
Как поставить финансовую цель Творческая лаборатория
12 финансиста

1

13 Финансовые резервы

1

14 Финансовые резервы

1

15 Способы создания и хранения сбережений

1

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Способы создания и хранения сбережений
Тема 3. От учета расходов к разработке бюджета (8 ч)
Семейные расходы
Семейные расходы
Налоги и налогоплательщики
Налоги и налогоплательщики
Всем нужен финансовый план!
Всем нужен финансовый план!
Творческая лаборатория финансиста
Творческая лаборатория финансиста
Тема 4. Человек и многообразие банковских услуг (10 ч)
Банковские услуги
Банковские услуги
Как работает депозит
Как работает депозит
Банковский кредит
Банковский кредит
Ипотечный кредит
Ипотечный кредит
Творческая лаборатория финансиста
Творческая лаборатория финансиста

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24

6 класс

Тема 5. Угрозы и способы защиты потребителя финансовых
услуг (6 ч)
1 Если банк лишился лицензии.
2
3
4
5

Если банк лишился лицензии.
Особенности микрофинансирования
Особенности микрофинансирования
Угрозы семейным финансам Творческая лаборатория
финансиста

Угрозы семейным финансам Творческая лаборатория
6 финансиста
Тема 6. Финансовое благополучие и как оно создается (6 ч)
Собственность и финансовое благополучие
Собственность и финансовое благополучие
Богатствосемьи и дорогостоящие покупки
Творческая лаборатория финансиста
Как сохранить свое финансовое благополучие
12 Как сохранить свое финансовое благополучие
Тема 7. Авторское вознаграждение как источник дохода (7 ч)
7
8
9
10
11

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

13 Располагаемые доходы и налоги
14 Располагаемые доходы и налоги
15 Доходы от интеллектуальной собственности

1
1
1

16 Доходы от интеллектуальной собственности

1

17
18
19
20
21
22
23
24
25

Доходы творческих людей и самозанятых
Творческая лаборатория финансиста
Творческая лаборатория финансиста
Тема 8. Риски и окупаемость инвестиций (6 ч)
Риск и финансовое благополучие
Риск и финансовое благополучие
Инвестиционный доход
Инвестиционный доход
Творческая лаборатория финансиста
Творческая лаборатория финансиста
Тема 9. Новый мир финансов: государство, человек и
цифровая среда (6 ч)

Сравниваем варианты финансирования нового проекта
Сравниваем варианты финансирования нового проекта
Доходы в новом мире финансов
Доходы в новом мире финансов
Творческая лаборатория финансиста
31 Творческая лаборатория финансиста
Резерв времени (3 ч)
32-34
26
27
28
29
30

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
3

25

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного процесса
Для проведения уроков учителю требуется компьютер с выходом в
Интернет и проектор с экраном. Такое материально-техническое обеспечение
позволит демонстрировать учащимся таблицы, рисунки, формулы по
изучаемой финансовой тематике.
Интернет-ресурсы
1. URL: https://вашифинансы.рф — совместный проект Министерства
финансов и Роспотребнадзора, огромная коллекция материалов по
финансовой грамотности для населения России. Школьникам стоит
обратить особое внимание на разделы «Детям и молодёжи о финансах» и
«Финансовые калькуляторы».
2. URL: https://fincult.info — портал о финансовой культуре, созданный
Банком России. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы
«Всё о финансах» и «Сервисы».
3. URL: https://хочумогузнаю.рф — коллекция материалов по финансовой
грамотности. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы
«Финансовые услуги» и «Интерактив».
4. URL: https://fingram.oc3.ru — интерактивный практикум «Понимаю
финансовый договор» от компании ОС3, который поможет понять свои
риски перед приобретением различных финансовых услуг.
5. URL: http://www.financialfootball.ru — онлайн-игра «Финансовый футбол»
от компании VISA и Российской экономической школы.
6. URL: http://happy-finance.ru — настольная игра по финансовой
грамотности.
Дополнительная литература
1. Бэтчел, Б. Чего ты по-настоящему хочешь: как ставить цели и достигать
их. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020.
2. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7
классы для общеобразовательных организаций / И. В. Липсиц, Е. А.
Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2020.
3. Насыева, Р. Монетные истории. — СПб.: ИЦ Свет, 2020.
4. Попова, Н. Финансы для тинейджеров. — М.: Издательские решения,
2018.
5. Чумаченко, В. В. Основы финансовой грамотности / В. В. Чумаченко, В.
П. Горяев. — М.: Просвещение, 2020.
6. Шефер, Б. Мани, или Азбука денег / Б. Шефер. — М.: Попурри, 2020.
Учебно-методические материалы для учителя
1. URL: https://вашифинансы.рф — помимо разделов, указанных в списке
информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит обратить
особое внимание на раздел «Библиотека».
2. URL: https://fincult.info — помимо разделов, указанных в списке
информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит обратить
особое внимание на раздел «Преподавание».
3. URL: https://fmc.hse.ru/ — сайт Федерального методического центра
Национального исследовательского университета «Высшая школа

26

экономики». Представлены видеолекции для учителей по финансовой
грамотности, а также банк методических разработок учителей.
4. URL: http://edu.pacc.ru — образовательные проекты по финансовой
грамотности компании ПАКК. Особенно интересны материалы проектов
«Финансы в кино», «Финансы и литература», «Финансы и математика».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».