РП Основы коммуникации 1(п) - 4 кл. (в.6.2)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные
общеобразовательные программы»

Принято
педагогическим советом
Протокол № 1
от 29 августа 2023 года

Утверждено
приказом ГБОУ СО «Екатеринбургская
школа-интернат «Эверест»
от 31 августа 2023 года № 105-у

Рабочая программа
начального общего образования
коррекционный курс «Основы коммуникации»

для обучающихся с нарушениями опорно - двигательного аппарата
(1 (подготовительный) - 4 классы)
Вариант 6.2

г. Екатеринбург, 2023
3

Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Основы коммуникации» для обучающихся
посвящена основополагающим знаниям о себе в окружающем мире. В результате
обучения по программе коррекционного курса у обучающихся формируется
позитивное представление о себе, о мире в целом; а на основе этого - о других
людях; развивается и поддерживается положительное самоотношение;
подготавливается и фасилитируется готовность общаться, вступать в коммуникацию
с окружающими. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для
адекватного поведения в обществе. На занятиях коррекционного курса
обучающиеся научатся общаться с помощью различных коммуникативных средств,
адекватно выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональные состояния
других людей. Также дети приобретут опыт обобщения знаний, полученных в
рамках различных учебных дисциплин.
Содержание курса с указанием форм организации занятий
Предлагаемая программа «Основы коммуникации» имеет социальнопедагогическую направленность, ориентирована на развитие коммуникативных
навыков младшего школьника и отвечает новому социальному запросу –
общекультурное, личностное и познавательное развитие детей.
Общение имеет огромное значение для общего психического развития ребенка,
для развития его самооценки, для становления ребенка как личности. Умение
продуктивно общаться является одним из критериев формирования у ребенка
умения подчиняться общим правилам, ориентироваться на социальные нормы, при
этом выражая себя социально допустимыми способами.
В основе содержания программы лежат теоретические положения о роли
общения в психическом и личностном развитии (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,
Л. И. Божович, М. И. Лисина, Д. И. Фельдштейн, Ж. Пиаже и др.); о сензитивных
периодах формирования навыков общения у детей (М. И. Лисина); о механизмах
личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
(Л. С. Выготский, Л. И. Божович и др.).
У детей с НОДА функция общения формируется неравномерно, в отличие от
традиционно развивающихся детей. Наиболее сформированными оказываются
мотивы, формы и потребности общения. Значительно хуже развиты средства
общения. Нарушения артикуляции и координации движений неблагоприятно
сказываются на процессе общения. Нарушения движения осложняют развитие
предметной деятельности и соответственно ситуативно-делового общения.
Адекватное взаимодействие со сверстниками формируется с трудом, чрезмерно
опекающие ребенка взрослые пытаются сразу перевести его с ситуативноличностного общения на ситуативно-познавательное. Мотив общения младших
школьников зачастую комбинированный, долго сохраняется ситуативноличностный мотив, сопровождающийся низкой активностью в общении и
эгоцентризмом. А другие мотивы – деловой и познавательный – могут добавляться к
нему, но не становятся ведущими.
По данным многих авторов, дети младшего школьного возраста с нарушениями
движения
демонстрируют
фрустрированность,
эмоционально-волевую
4

неустойчивость,
тревожность
(Калижнюк Э. С.,
1990;
Мастюкова Е. М.,
Московкина А. Г., 2001; Мамайчук И. И., 2000). Формирование патологических
свойств личности по дефицитарному типу связывают с воздействием социальных
факторов,
оказывающих
психотравмирующее
влияние:
переживание
недоброжелательного отношения сверстников, явления госпитализма, затруднения в
процессе обучения из-за параличей и нарушений пространственной ориентировки;
сенсорная депривация при часто сопутствующих нарушениях зрения и слуха;
неправильное воспитание по типу гиперопеки, приводящее к формированию
эгоцентричности, избалованности, застенчивости, эмоциональной незрелости и
сложностям формирования межличностных отношений с окружающими
(Сабунаева М. Л., 2006).
Вместе с тем, необходимо помнить, что ребенок с особенностями остается
ребенком, невзирая на имеющиеся у него физические, физиологические,
психологические особенности. В дошкольном детстве наиболее значимыми людьми
из окружающих для ребенка являются его родители (чаще всего – мать), а также
члены семьи. При поступлении в школу одним из окружающих «значимых других»
для ребенка становится учитель. В человеческих общностях – в семье, в детском
саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных
объединениях – индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность
оценить себя в системе отношений с другими. Процесс познания окружающей
действительности и овладение человеческими способами деятельности есть
процесс, первоначально возникающий в системе «взрослый – ребенок»
(Шипицына Л. М., 2005).
Целью курса является повышение социально-психологической компетентности
обучающихся и развитие их способности эффективно взаимодействовать с
окружающими.
Задачами курса являются:
1. Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
2. Развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.
3. Развитие интереса к окружающим людям и потребности в общении.
4. Воспитание у обучающихся навыков взаимодействия с другими людьми
на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
5. Формирование у обучающихся умений и навыков общения в различных
жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими
окружающими.
6. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ
собственного поведения и поступков окружающих людей.
7. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения. Формированиетерпимости к
мнениюсобеседника.

5

Планируемые результаты освоения курса
Личностные и метапредметные результаты освоения
курса отражают
требования к формированию универсальных учебных действий, метапредметных
умений
в
соответствии
с
примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с
НОДА.
Личностные результаты связаны с формированием жизненных компетенций
обучающихся.
В результате обучения по программе коррекционного курса у обучающихся
подкрепляется позитивное представление о себе и формируется позитивное
представление о других людях; развивается готовность общаться, вступать в
коммуникацию с окружающими. Дети приобретают навыки, умения и опыт,
необходимые для общения и для адекватного поведения в обществе. На занятиях
коррекционного курса обучающиеся научатся общаться с помощью различных
коммуникативных средств, адекватно выражать свои эмоции и правильно понимать
эмоциональные состояния других людей. Также дети приобретут опыт обобщения
знаний, полученных в рамках различных учебных дисциплин.
В целом, в содержании программы представлены все виды универсальных
учебных
действий
(коммуникативные,
личностные,
регулятивные
и
познавательные), учтена возрастная логика развития УУД; средства формирования
УУД соотнесены с механизмами личностного и интеллектуального развития детей
младшего школьного возраста, что в совокупности определяет педагогическую
целесообразность ее использования в работе с младшими школьниками.
Требования к результатам освоения курса каждым обучающимся могут быть
индивидуализированы в зависимости от структуры и тяжести имеющихся
нарушений. Оценивание осуществляется на основании индивидуальных
достижений обучающихся.
Основные методы, используемые на занятиях.Диагностические методы:
наблюдение, интервью (беседа), проективные. Методы обучения: рассматривание
рисунков и фотографий; свободное и тематическое рисование; упражнения
подражательно-исполнительского и творческого характера; театральные этюды;
импровизации; моделирование и анализ заданных ситуаций; игры с правилами:
сюжетно-ролевые, словесные, имитационные, музыкальные; творческие игры:
сюжетно-ролевые, игры-драматизации; чтение и обсуждение художественных
произведений; рассказ педагога и рассказы детей; сочинение историй; беседы, миниконкурсы, дискуссии.Психокоррекционные методы: психогимнастика, тренинговые
процедуры, ролевые игры, групповые дискуссии, арт-терапевтические приемы,
библиотерапевтические методики, техники релаксации, дыхательные упражнения,
упражнения на синхронизацию, упражнения на взаимодействие и др.
В целом, в содержании программы представлены все виды универсальных
учебных
действий
(коммуникативные,
личностные,
регулятивные
и
познавательные), учтена возрастная логика развития УУД; средства формирования
УУД соотнесены с механизмами личностного и интеллектуального развития детей
младшего школьного возраста, что в совокупности определяет педагогическую
целесообразность ее использования в работе с младшими школьниками.
6

Место коррекционного курса «Основы коммуникации» в учебном плане:
подготовительный - 1 класс - 33 часа (1час в неделю), во 2 – 4 классах – 34 часа (1
час в неделю).

Подготовительный класс
Программа курса включает в себя следующие разделы:
1. Раздел. Язык общения.
2. Раздел. Восприятие себя.
3. Раздел. Восприятие друг друга.
4. Раздел. Мир взрослых.
5. Раздел. Мир поступков и отношений.
6. Раздел. Умение владеть собой.
7. Раздел. Культура общения
Основное содержание коррекционного курса
1. Раздел. Язык общения.
В данном разделе обучающиеся будут учиться соотносить способы передачи и
восприятия окружающего мира. Моделировать ситуации, в которых выражаются
различные чувства и эмоции.
2. Раздел. Восприятие себя.
Обучающиеся научатся воспроизводить заданный учителем образец поведения.
Будут иметь представление о моделированииразличных образцов поведения. Будут
учиться анализировать собственные поступки и поведение.
3. Раздел. Восприятие друг друга.
Обучающиеся
познакомятся
с
моделированиемдиалогов.
Научатся
проигрыванию сценок (обращение с просьбой, просить прощение, предлагать
дружить).
4. Раздел. Мир взрослых.
В данном разделе целесообразно применить с обучающимися ролевые игры,
проигрывание ситуаций, отношения к старшим членам семьи, моделирование
ситуаций поведения на улице и в транспорте.
5. Раздел. Мир поступков и отношений.
Данный раздел предусматривает анализобучающимися художественных
произведений, моделирование ситуации конфликта и выхода из него.
6. Раздел. Умение владеть собой.
Данный раздел включает анализ поступков, контроль своего поведения и
поведения одноклассников, чтение и анализ художественных произведений по
предупреждению плохих привычек.
7.Раздел. Культура общения.
Данный раздел включает моделирование ситуаций приветствия, благодарности,
обращения с просьбой, диалог по телефону, игры с применением правил хорошего
тона.

7

Тематическое планирование
подготовительный класс (33 часа – 1 час в неделю)
№
урок
а
1
2
3-4
5

Тема

Количест
Виды деятельности
во
часов
1. Язык общения
Как мы воспринимаем окружающим мир
Соотносить способы
1
передачи и восприятия
окружающего мира.
Язык жестов и движений
1
Моделировать
ситуации, в которых
Наши эмоции и чувства
2
выражаются различные
чувства и эмоции.
Как мы понимаем окружающих
1
2. Восприятие себя

6

Кто я?

7

Мои чувства, желания

1
1

8

Мои фантазии

1

9

Мое настроение

1

10

Мои поступки

1

Воспроизводить
заданный учителем
образец поведения,
моделирование
различных образцов
поведения, анализ
собственных поступков
и поведения.

3. Восприятие друг друга
11

Умеем ли мы общаться

1

12

Что такое дружба?

1

13

Я и мои друзья

1

14

Умеем ли мы прощать

1

Моделирование
диалогов, проигрывание
сценок (обращение с
просьбой, просить
прощение, предлагать
дружить).

4. Мир взрослых
15

Поведение в общественных местах

1

16

Поведение на улице и в транспорте

1

17

Отношение к взрослым

1

18 - Семья, взаимоотношения с родными
2
19
5. Мир поступков и отношений
20
Мой
любимый
сказочный
герой,
мультфильм
1
21

Добро и зло

1
8

Ролевые игры,
проигрывание ситуаций,
отношения к старшим
членам семьи,
моделирование
ситуаций поведения на
улице и в транспорте.
Анализ художественных
произведений,
моделирование
ситуации конфликта и
выхода из него.

22

Что такое хорошо и что такое плохо

1

23 - Конфликт, ссора и их разрешение
2
24
6. Умение владеть собой
25
Умей расслабиться
1
26

Будь внимателен

1

27

Умей контролировать свои поступки и
поведение

1

28

Предупреждение
поступков

1

плохих

привычек

и

Анализ поступков,
контроль своего
поведения и поведения
одноклассников, чтение
и анализ
художественных
произведений по
предупреждению плохих
привычек.

7. Культура общения
29

Волшебное слово

30

Учимся вежливо говорить

1
1

31

Правила общения по телефону

1

32

Правила хорошего тона

1

33

Правила письменного общения

1

Общее количество часов

33

Моделирование
ситуаций приветствия,
благодарности,
обращения с просьбой,
диалог по телефону,
игры с применением
правил хорошего тона.

1 класс
Программа курса включает в себя 3 раздела:
1. Раздел. Восприятие себя.
2. Раздел. Что такое этика и этикет.
3. Раздел. Культура общения.
Основное содержание коррекционного курса
1 Раздел. Восприятие себя.
Осознание ребёнком своих социальных ролей. Включает понятие «внешний
вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека
внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и
умение поддержать порядок на своём рабочем месте в школе и дома. Отличие
поведение девочек и мальчиков. Осознание своей индивидуальности, своей
непохожести на других людей с первых дней жизни. Дать понятие
о «
комплементе», о его значении для человека, умение делать комплементы друг другу,
понять свой характер.
Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека в его знаниях, готовности и умении людям, своей стране.
9

Знакомство с различными чувствами человека, органами его чувств, развитие
симпатии. Научить детей с пониманием относиться к эмоциональному миру
человека
2. Раздел. Что такое этика и этикет.
Данный раздел включает понятие «этика», соотношение его с понятием
«этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика, как правило поведения
и отношения к другим людям и к себе. Обучающиеся знакомятся с правилами
этикета и золотыми правилами этики.
Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке». Показывает необходимость
этих правил для организации урока. Сюжетно ролевая игра « Я на уроке».
Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок»,
«добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость самая нужная и необходимая привычка человека.
Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой
поступок», «дракон внутри человека».
Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что
добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди.
Закрепить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, почему людям
важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.
Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость
выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к
школе, классу.
Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укрепление
здоровья человека. Советы доктора Айболита. Дать понятие «праздник», «праздник
в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием
эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости. Дать понятия «день
рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя.
Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетноролевая игра «мы на дне рождения».
3. Раздел. Культура общения.
В раздел включены понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость
вежливого общения и взаимопомощи в классе. Даются понятия «внимание»,
«забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание
на настроение и состояние мамы.
Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со
сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры.
Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в
сказках и отношения между людьми.

10

Тематическое планирование
1 класс (33 часа – 1 час в неделю)
№ урока

Тема

1.

Мир вокруг нас.

2.
3- 4

Кто я
Как я выгляжу

5.

6

7-8 .

9- 10

11

12

13.

14.

15 - 16.

Кол-во
часов

Виды деятельности

1. Восприятие себя
1
Заинтересовать
младших
внеурочными занятиями
1
2

школьников

Осознание ребёнком своих социальных ролей
Дать понятие «внешний вид» (одежда,
прическа, поза, жесты, мимика, речь).
Значение для человека внешнего вида.
Показать
необходимость
бережного
отношения к своим вещам и умение
поддержать порядок на своём рабочем месте
в школе и дома. Отличие поведение девочек и
мальчиков.
Расскажу о себе
1
Осознание своей индивидуальности, своей
непохожести на других людей с первых
дней жизни
Моё поведение
1
Дать понятие о « комплемент», о его
значении для человека, умение делать
комплементы друг другу, понять свой
характер.
Чем богат человек
2
Объяснить понятия «богатство», «характер»,
«сундучок». Богатство человека - в его
знаниях, готовности и умении людям, своей
стране.
Мои чувства
2
Знакомство с различными чувствами
человека, органами его чувств, развитие
симпатии.
Моё настроение
1
Научить детей с пониманием относиться к
эмоциональному миру человека
2. Что такое этика и этикет
1
Дать понятие «этика», соотнести его с
Этика – наука о
понятием «этикетка». «Этикетка» поведения
морали
каждого человека. Этика, как правило
поведения и отношения к другим людям и к
себе. Познакомить с правилами этикета и
золотыми правилами этики.
Школьный этикет
1
Понятие «этикет» и «правила поведения на
уроке». Показать необходимость этих правил
для организации урока. Сюжетно ролевая
игра « Я на уроке».
Зачем быть вежливым
1
Понятия
«вежливость»,
«привычка»,
«хорошее поведение» «поступок», «добрый
поступок», «плохой поступок», «дракон
внутри человека». Вежливость - самая
нужная и необходимая привычка человека.
Сказка о вежливости
2
Понятия
«сказка»,
«вежливость»,
11

17

18 - 19

20.

21.

22.

23.

24 - 25.

26.

27.

28 - 29.

30- 33

«поступок», «добрый поступок», «плохой
поступок», «дракон внутри человека».
Добро и зло в сказках
1
Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло
- плохо», «сказка». Показать, что добро
всегда побеждает зло, потому что этой
победе помогает природа, звери, люди.
Твои поступки и твои
2
Закрепить понятия «родители», «уважение
родители
к родителям». Показать, почему людям
важно ценить добрые поступки, проявлять
заботу и внимание к своим родителям.
Обязанности ученика
1
Понятие «обязанность». Обязанности в
в школе и дома
школе и дома. Показать необходимость
выполнения обязанностей. Обязанности по
отношению к родителям, учителям, к
школе, классу.
Ты и твоё здоровье
1
Понятия «здоровье», «режим дня», «личная
гигиена». Режим дня и укрепление
здоровья человека. Советы доктора
Айболита.
Праздничный этикет
1
Дать понятие «праздник», «праздник в
классе», «эмоции», показать, как эти
понятия
соотносятся
с пониманием
эмоционального мира человека. Рыцарский
турнир вежливости.
День рождения.
1
Дать понятия «день рождения», «гость»,
«именинник», правила этикета на дне
рождения для гостя. Правила этикета на дне
рождения для именинника. Дарение
подарка. Сюжетно-ролевая игра «мы на дне
рождения».
3. Культура общения
Наш класс
2
Дать понятия «класс», «коллектив класса».
Необходимость вежливого общения и
взаимопомощи в классе.
Моя мама – самая
1
Дать понятия «внимание», «забота»,
лучшая.
«чуткость»,
«сострадание».
Доказать
необходимость обращать внимание на
настроение и состояние мамы.
Учимся общаться
1
Дать
понятия
«диалог»,
«общение»,
«уважение». Правила этикета в общении со
сверстниками. Правила этикета в общении с
взрослыми. Сюжетно-ролевые игры.
Сказка
о
нашей
2
Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет».
жизни.
Правила этикета в сказках. Этикет в сказках
и отношения между людьми.
Повторение
4
Обобщить знания по курсу. Ролевая игра.

Общее количество часов

33

12

2 класс
Программа курса включает в себя 3 раздела:
Раздел 1. Что такое наблюдательность.
Раздел 2. Органы чувств.
Раздел 3. Наши чувства и эмоции.
Основное содержание коррекционного курса.
1. Раздел. Что такое наблюдательность.
Темы данного раздела коррекционного курса позволяют привить ребенку любовь к
тому, что его окружает, к животному и растительному миру, стимулировать
мотивацию к познанию окружающего мира. Процесс познания окружающего мира
невозможен без наблюдения как целенаправленного восприятия объектов и явлений
этого мира.
Все занятия этого раздела призваны закрепить знания детей о связях и
взаимозависимости человека, животных и растительного мира, об особенностях
общения человека с окружающим миром, а также учить детей наблюдать за
животными и растениями, помогать взрослым ухаживать за ними.
Раскрывается

роль

наблюдения

как

процесса

получения

знания

о

себе

(самонаблюдение), о других людях, о мире в целом. Рассказывается о важности
наблюдательности как особенности, присущей человеку. Делается акцент на
разнице между «смотреть» и «видеть».
2. Раздел. Органы чувств.
Занятия этого раздела направлены на знакомство детей со строением и сенсорно перцептивными возможностями органов чувств. Занятия могут иметь единый сюжет
и построены в форме игры. Игры и упражнения с обращением к чувственному
опыту,

сформированному

с

помощью

анализаторов

разной

модальности,

направлены на развитие, более точную дифференцировку различных видов
чувствительности. Они включают в себя следующие виды: тактильное восприятие,
восприятие запахов, восприятие вкуса, слуховое восприятие, зрительное восприятие.
Занятие, посвященное изучению двигательных возможностей человека, должно

13

готовиться с учетом тяжести двигательных нарушений у детей класса и
стимулировать использование и развитие имеющихся двигательных возможностей.
При определенной когнитивной готовности детей можно вести разговор о таких
видах ощущений, как ноцицепция (болевые ощущения), температурные ощущения.
Возможна работа с релаксационными практиками, позволяющими преодолеть боль.
В рамках занятий исследуются ситуации недостаточного сенсорного опыта
(сенсорного голода), а также ситуации, в которых отсутствует какой-то вид
сенсорно-перцептивной организации человека.
3. Раздел. Наши чувства и эмоции.
Встреча детей с собственными эмоциональными переживаниями и реакциями
других людей может основываться на предыдущем опыте участников групповой
работы.

Акцентируется,

что

эмоции

лишь

условно

могут

относиться

к

положительным и отрицательным. Ведется разговор о роли эмоций в жизни
человека.
Исследуются различия между эмоциями и чувствами, а также рефлексируется опыт
переживания

различных

эмоциональных

состояний.

Проводится

коррекция

эмоциональных реакций через их рисование, проигрывание, обсуждение и т.п.
Фиксируются способы преодоления тревоги, страха, гнева и других эмоций и
эмоциональных комплексов.
На занятиях дети учатся распознавать и передавать эмоциональное состояние при
помощи мимики и пантомимики, - это позволит им в дальнейшем лучше понимать
других людей. Тренировать эти умения можно при помощи шаблонов-пиктограмм,
которые представляют схематичное выражение какой-либо эмоции. Эмоциональная
сфера развивается через игру. Игры служат той средой, где ребенок проявляет свои
эмоции и чувства, учится общаться. В развитии детской эмоциональности
значительна роль сказок.
Обсуждается, что «заражаться» можно хорошим настроением и другими условно
положительными состояниями.

14

Тематическое планирование
2 класс (34 часа – 1 час в неделю)
Раздел

Темы занятий

программы

Вводное занятие

1. Что такое
наблюдательность

«У

Кол-во

Основные виды деятельности

занятий

обучающихся

1

природы

нет 3

плохой погоды...»
Растения

–

мои 2

зеленые друзья.
«Думают ли звери?»

2

Смотреть и видеть

2

Дракон

с

пятью 3

3. Наши чувства и эмоции

2. Органы чувств

головами
Слышать и видеть

3

Береги свои глаза

2

Вкус и запах

2

Когда что-то болит...

2

Движение - жизнь

2

Какие бывают эмоции

2

У страха глаза велики

1

Как

справиться

с 1

гневом
Мы смеемся

2

Как выражать эмоции

3

Обобщающее занятие

1

Вводная беседа, чтение, ответы на
вопросы.
Слушание объяснения учителя;
участие
в
групповой
дискуссии;
выполнение эксперимента; игровая
деятельность (игры на синхронизацию,
сплочение); при необходимости – виды
деятельности, способствующие снятию
эмоционального
напряжения
и
поддержанию благоприятной групповой
атмосферы; этюды и импровизации.
Слушание
объяснения
учителя;
тематическое рисование; выполнение
диагностических процедур; игровая
деятельность (игры на синхронизацию,
сплочение); сочинение историй; при
необходимости – виды деятельности,
способствующие
снятию
эмоционального
напряжения
и
поддержанию благоприятной групповой
атмосферы
Слушание объяснения учителя; участие
в групповой дискуссии; выполнение
эксперимента; мини-конкурсы; игровая
деятельность (сюжетно-ролевые игры,
игры на синхронизацию, сплочение);
при
необходимости
–
виды
деятельности, способствующие снятию
эмоционального
напряжения
и
поддержанию благоприятной групповой
атмосферы
Моделирование и анализ заданных
ситуаций.

34 часа

15

3 класс
Программа курса включает в себя следующие разделы:
1. Раздел. Я сам
2. Раздел. Взрослые и дети.
3. Раздел. Моя семья.
4. Раздел. Моя школа.
5. Раздел. Мои друзья.
Основное содержание коррекционного курса.
1. Раздел. Я сам.
Умение говорить о себе, разными способами выражать самого себя,
рефлексировать свой опыт (сначала – локально, затем – все более и более
дифференцированно) является важным этапом в формировании коммуникации с
другими людьми. Занятия этого раздела направлены на формирование собственного
«Я», чувства собственного достоинства и умения увидеть себя со стороны.
Дети должны научиться ценить себя, осознавать свою ценность, правильно
принимать похвалу и замечания, оценивать собственные поступки и чувства,
правильно различать по выразительным средствам общения чувства других детей и
взрослых.
В результате полученных на занятиях знаний у детей вырабатываются навыки
понимания своей индивидуальности, самостоятельности, умение ценить
окружающих и выражать это словами и делами при общении.
Самопознание невозможно без такого важного этапа, как управление
собственным поведением на основе волевой регуляции. Саморегуляция возможна с
использованием определенных технологий, помогающих справляться с ситуативно
нежелательными эмоциями.
Потребности человека как переживание нужды в чем-то хорошо изображаются
детьми с помощью художественных средств, психогимнастических приемов. Дети
могут приводить примеры того, в чем нуждаются сами, а также того, в чем могут
нуждаться, испытывать потребности герои художественных произведений,
мультфильмов и проч
Темы раздела коррекционного курса позволяют диагностировать интересы
детей, научить их рассказывать о том, что им интересно и о том, чем они любят
заниматься самостоятельно и вместе с родителями. Особую роль эти занятия могут
играть в профилактике формирования выученной беспомощности. Для этого детей
просят рассказать о том, что у них получается делать хорошо, а также о том, что им
вообще нравиться делать, чем они любят заниматься.
Возможно обсуждение того, что такое способность и какие способности
бывают. Также полезно поговорить о том, что помогает проявлять какие-то
способности, а что – мешает.
Все занятия этого раздела призваны развивать умение фантазировать, понимать
содержание волшебных сказок, составлять короткие рассказы о любимых героях. На
занятиях в рамках данного раздела важно привлекать разные способы
самовыражения: чтение, рисование, драматические инсценировки, др.
16

2. Раздел. Взрослые и дети.
Содержание данного раздела посвящено сопоставлению различных возрастных
периодов и формированию адекватных представлений о поведении людей разных
возрастных групп. Дети получат возможность почувствовать и рефлексировать
особенности своего взаимодействия со сверстниками, с людьми старшего возраста и
с теми, кто младше.
На занятиях в рамках данного раздела дети смогут почувствовать и осознать
преимущества и специфику детства; вспомнить себя в более маленьком возрасте;
сравнить «возрастные приращения» - особенности того, что было, и того, что
происходит на данном этапе возрастного развития. Кроме того, будут созданы
условия для понимания того, что способы и средства общения со взрослыми могут и
должны быть не такими, как при общении со сверстниками
3. Раздел. Моя семья.
Третий раздел программы посвящен семье и ее особенностям. Для детей будет
важным понять, что семья состоит из людей, которые решают совместно многие
важные задачи. Занятия позволят обратиться к опыту жизни разных членов семьи; к
традициям семьи; к ее ресурсам. Разговор о семейных ролях поможет
диагностировать специфику поло-ролевой и этнической идентификации в семье,
существующие в семье гендерные стереотипы. На встречах в рамках этого раздела
получится обсудить взаимоотношения с членами семьи разного возраста.
Выполнение упражнений по теме раздела позволит осознать собственные трудности
и паттерны, используемые при построении межличностных контактов с близкими
людьми. Отдельно разбираются эффективные и неэффективные стратегии
поведения в конфликте.
Отдельной темой являются домашние питомцы. Идеи заботы о том, кто слабее,
нуждается в защите станут важным этапом на пути становления самостоятельности
ребенка, формирования его переживания причастности к происходящему в семье.
4. Раздел. Моя школа.
Школа - это, во-первых, физическое пространство, которое может
восприниматься как ограничивающее или поддерживающее, более или менее
доступное; а, во-вторых, это пространство общения и человеческих отношений.
Школа как физическое пространство - это та предметная среда, которая
окружает ребенка; которая способствует или препятствует удовлетворению его
потребностей. Важно, чтобы дети знали и понимали специфику этой среды, ее
возможности.
Схема
этого
пространства
должна
обсуждаться
и
интериоризовываться детьми с тем, чтобы в будущем им было бы понятно, как
вести себя в необычных ситуациях в этой среде. Также во многом предметнопространственная среда школы, ее освоение может стать тренинговой, модельной
ситуацией по формированию адекватного поведения в новых обстоятельствах, в
новых физических (географических) условиях.
Школа как пространство межличностного общения также представляет особый
ресурс для обучающихся. На занятиях в рамках данного раздела дети познакомятся
17

с основными приемами построения межличностных отношений со взрослыми, не
относящимися к близкому семейному окружению, - учителями, воспитателями,
специалистами службы сопровождения; а также - с одноклассниками, детьми
другого возраста (более старшими и более младшими), обучающимися в школе.
Формы и виды общения, основные закономерности межличностной и групповой
коммуникации, разные ситуации и контексты общения, закономерные механизмы
построения общения - важные аспекты социализации детей. На занятиях в
доступной для детей форме рассматриваются проблемы и барьеры коммуникации, а
также ресурсы общения.
На тематических встречах будут рассматриваться варианты негативных
переживаний, возникающих в школе; изучаться способы преодоления
образовательного (информационного) стресса, школьной тревожности, социальных
страхов - страха отвечать перед аудиторией, страха получить негативную оценку.
Будут созданы условия для выработки способов совладания с ситуацией экспертизы
(или экзамена). Дети освоят способы самопомощи и релаксации с целью снижения
влияния негативного стресса; правила безопасного и социально приемлемого
поведения в школьной среде; узнают, какие меры и как следует принимать в случае
нарушения безопасности. В контексте проблемы безопасности разбираются
ситуации доверительного настроя в общении - когда это необходимо, возможно, а
когда - неуместно или даже опасно. Слова благодарности, активно осваиваемые
ребенком в этом возрасте, могут свидетельствовать об адекватности процесса
социализации, адаптации и межличностного взаимодействия. Уделяется внимание
синтонии, синхронности и эмпатии в общении. Отдельно разбираются эффективные
и неэффективные стратегии поведения в конфликте.
5. Раздел. Мои друзья.
В данном разделе планируется освещать вопросы межличностных
взаимоотношений с теми людьми, которых в младшем школьном возрасте можно
считать друзьями. Будут обсуждаться вопросы о том, какое поведение может
демонстрировать друг, а какое поведение не является дружелюбным и дружеским. В
ходе встреч будут последовательно обсуждаться вопросы о том, чем и как могут
помочь друг другу люди, находящиеся в дружеских отношениях. Выработка
приемов эффективного межличностного взаимодействия позволит обогатить
репертуар социально приемлемых форм поведения младших школьников.
На примере ситуации принятия гостей будут рассмотрены способы
взаимодействия с друзьями, сверстниками, детьми разных возрастов.

18

Тематическое планирование
3 класс (34 часа – 1 час в неделю)
Раздел
Темы занятий
программы
1. «Я – сам» Что я знаю о себе

Кол-во
Основные виды деятельности
занятий
обучающихся
2
Деятельность,
направленная
на
рефлексию актуального опыта; игровая
деятельность
различной
Легко ли быть
2
направленности; слушание объяснения
одному?
учителя;
участие
в
групповой
дискуссии;
выполнение
Уметь владеть
1
диагностических процедур; игровая
собой: учимся
деятельность (игры на синхронизацию,
расслабляться
сплочение); при необходимости – виды
деятельности, способствующие снятию
Мой любимый герой
1
эмоционального
напряжения
и
поддержанию благоприятной групповой
атмосферы.
«Кто ничего не
1
Выполнение
психогимнастических
изучает, тот вечно
упражнений;
наблюдение;
чтение;
хнычет и скучает»
рисование; выполнение упражнений на
релаксацию; говорение в рамках
групповой дискуссии и при рефлексии
собственного актуального состояния;
релаксацию; говорение в рамках
групповой дискуссии и при рефлексии
собственного актуального состояния.

2. Взрослые и Когда я был
маленьким...
дети

1

Остров детства.

1

Урок мудрости:
взаимоотношения со
старшими.

1

Что такое хорошо и
что такое плохо.

1

Моя Кто входит в мою
семью.
семья

2

Мои мама и папа.

2

3.

Выполнение
психогимнастических
упражнений; слушание объяснения
учителя;
игровая
деятельность
различной
направленности;
чтение
художественных текстов; рисование;
говорение
в
рамках
групповой
дискуссии
и
при
рефлексии
собственного актуального состояния;
при
необходимости
–
виды
деятельности, способствующие снятию
эмоционального
напряжения
и
поддержанию благоприятной групповой
атмосферы.
Деятельность,
направленная
на
рефлексию актуального опыта; игровая
деятельность
различной
направленности;
выполнение
диагностических процедур; тренинговые
упражнения.
Деятельность,
направленная
на
рефлексию актуального опыта; игровая
деятельность
различной
19

Братья и сестры.

1

"Бабушка рядышком
с дедушкой".

1

"Моя семья и другие
звери":
домашние
питомцы

1

4. Моя

Я и мой класс

2

школа

Я и мои учителя.

2

Мое любимое место
в школе.

2

Не бояться
выступать: секреты
успешных ответов на
уроках.

1

Контрольная работа это страшно?

1

Мир сверстников.

2

Мой
день
рождения.
Как
принимать гостей.

1

Что такое дружба.

2

Мой лучший друг.

1

Когда друг в беде…

1

Обобщающий урок

1

5. Мои
друзья

Общее количество часов

направленности;
выполнение
диагностических
процедур;
при
необходимости – виды деятельности,
способствующие
снятию
эмоционального
напряжения
и
поддержанию благоприятной групповой
атмосферы.
Выполнение
психогимнастических
упражнений; слушание объяснения
учителя;
игровая
деятельность
различной
направленности;
чтение
художественных текстов; рисование;
говорение
в
рамках
групповой
дискуссии
и
при
рефлексии
собственного актуального состояния;
при
необходимости
–
виды
деятельности, способствующие снятию
эмоционального
напряжения
и
поддержанию благоприятной групповой
атмосферы.
Деятельность, направленная на
рефлексию актуального опыта; игровая
деятельность
различной
направленности;
выполнение
диагностических процедур; тренинговые
упражнения.
Выполнение
психогимнастических
упражнений; слушание объяснения
учителя;
игровая
деятельность
различной
направленности;
чтение
художественных текстов; рисование;
говорение
в
рамках
групповой
дискуссии
и
при
рефлексии
собственного актуального состояния;
при
необходимости
–
виды
деятельности, способствующие снятию
эмоционального
напряжения
и
поддержанию благоприятной групповой
атмосферы.
Деятельность, направленная на
рефлексию актуального опыта; игровая
деятельность
различной
направленности;
выполнение
диагностических процедур; тренинговые
упражнения.
Деятельность,
направленная
на
рефлексию актуального опыта

34
20

4 класс
Программа курса включает в себя следующие разделы:
1. Раздел. Культура поведения.
2. Раздел. Моя Родина.
3. Раздел. Этикет.
4. Раздел. Поступки человека и его характер.
5. Раздел. Конфликт. Как его решить.
Основное содержание коррекционного курса
1.Раздел.Культура поведения.
Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт.
Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое
отношение к окружающим. Игра «Вежливо или невежливо».
Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый
человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид,
отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и
выражается в их общении с другими людьми.
Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские имена и
православные», «значение имен», что означает «уважать имя человека», показать
необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему
имени, показать, что человек красит свое имя своими поступками.
2. Раздел. Моя Родина.
В раздел включены понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине,
подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война - проверка
любви к Родине у всего народа, живущего в стране. Знакомит с
понятиями
«закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные
государством, накладывают на человека определенные обязанности.
3. Раздел. Этикет.
Закрепить понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным
является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи
особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе.
Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и
отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими
чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других.
Закрепить понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столовой», «этикет
на перемене». Деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе».
Закрепить понятие «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе
класса, в стране. Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила дарения
цветов.
4. Раздел. Поступки человека и его характер.
Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные
привычки, «поступок», роль поступков в формировании характера. Дать понятия
«уважение», отношения между людьми, «виды отношений между людьми»
21

(знакомы, приятельские, товарищеские, дружеские), золотое правило Библии. Дать
понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная
одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и
отношения ребят в классе.
Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия
у народов разных стран; общение будет приятным только тогда, когда правила
знакомства и приветствия выполняются доброжелательно.
Повторить понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и
отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха.
Основные правила этикета в кафе. Что и как едят. Повторить понятия «природа»,
«здоровье», «экология», «охрана природы». Правила поведения в походе, на отдыхе,
на пляже. Отношение к животным. Закрепить понятия «семья», «родители»,
«бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила
общения в семье. Ответственность друг за друга. Повторить понятия
«ответственность», «Ответственный», «безответственный»: всякий человек несёт
ответственность за своё поведение.
5. Раздел. Конфликт. Как его решить.
Разобрать понятия «конфликт», «терпимость», « характер» для разрешения
конфликта необходимо проявлять терпимость. Дать понятия «дух», « душа»,
«самосознание», « сильный человек»: осознание, в чём сила человека, и овладение
ключевыми словами. Понятия « критерий», « оценка», « успех»: вырабатывание
некоторых критерий оценки самостоятельного решения.
Понятия «аргумент», « убеждать»: понимание важности убедительного
аргументирования своего мнения. Понятия «решительный», « решительность»:
решительное поведение свойственно самостоятельному человеку. Понятия
«ресурсы», «возможности», « обстоятельства»: овладение алгоритмом принятия
решения. Обобщение знаний, которым научились по курсу «Основы
коммуникации».

22

Тематическое планирование
4 класс (34 часа – 1 час в неделю)
№
урока

1.

2.

3 - 4.

5 - 6.

7.

Тема

Кол-во
часов

Виды деятельности

1. Культура поведения
1
Внешний вид человека. Внутренний
Азбука этики. Культура
мир человека. Культура поведения. Такт.
поведения и такт.
Плохое и хорошее поведение. Культурный
человек.
Вежливость.
Вежливое
отношение
к
окружающим.
Игра
«Вежливо или невежливо».
Культура общения.
1
Дать понятия «общение», «чувства»,
«настроение», показать, что каждый
человек индивидуален, но он живет среди
других людей, что внешний вид, отношение
к другим людям, поведение в школе и дома
зависят от них самих и выражается в их
общении с другими людьми.
Человек и его имя.
2
Дать понятия «имя», «имена мужские и
женские»,
«русские
имена
и
православные», «значение имен», что
означает «уважать имя человека», показать
необходимость уважать имя любого
человека и с уважением относиться к
своему имени, показать, что человек
красит свое имя своими поступками.
2. Моя Родина
Моя малая Родина.
2
Дать понятия «Родина», «патриотизм»,
любовь к Родине, подвиг во имя Родины,
«малая Родина». Родина и твой дом. Война
- проверка любви к Родине у всего народа,
живущего в стране.
Устав – основной закон
школы.

8.
Речевой этикет.

9
- Чувство, настроение и
10.
характер.

1

Закрепить понятия «закон», «общество»,
«государство», показать, что права,
предоставленные
государством,
накладывают на человека определенные
обязанности.
3. Этикет
1
Закрепить понятия «общение», «речь»,
показать, что в общении главным является
не столько речь, сколько тон голоса, позы,
жесты, которые придают речи особые
оттенки, выражающие отношение одного
человека к другому и к себе.
2

Дать понятия «воля», «сила воли»,
«характер»
(положительный
и
отрицательный), «настроение», «чувство».
Человек
должен
владеть
своими
23

11.

Школьный этикет.

1

12.

Праздники
человека.

жизни

1

13

Цветы
в
человека.

жизни

1

в

чувствами
и
своим
настроением,
стараться понимать чувства и настроение
других.
Закрепить
понятия
«этикет
в
общественных
местах»,
«этикет
в
столовой», «этикет на перемене». Деловые
игры «мы в столовой», «мы на перемене»,
«мы в школе».
Закрепить
понятие
«праздник»,
особенности праздников в школе, в
коллективе класса, в стране.
Роль цветов в жизни человека, легенды о
цветах. Правила дарения цветов.

4. Поступки человека и его характер
1
Дать понятия «сильный характер»,
«слабый характер», вредные и нужные
Поступки человека и
привычки, «поступок», роль поступков в
его характер.
формировании характера.
15.
Нравственные
1
Дать понятия «уважение», отношения
отношения
в
между людьми, «виды отношений между
коллективе.
людьми»
(знакомы,
приятельские,
товарищеские,
дружеские),
золотое
правило Библии.
16.
Мода
и
школьная
1
Дать понятия «мода», «одежда», «форма»,
одежда.
как рождается мода. Является ли модная
одежда показателем культуры и знаний
человека. Мода и этикет. Модная одежда и
отношения ребят в классе.
17.
Приветствие
и
1
Дать
понятия
«приветствие»,
знакомства.
«знакомство».
Формы
приветствия,
приветствия у народов разных стран;
общение будет приятным только тогда,
когда правила знакомства и приветствия
выполняются доброжелательно.
18.
Поведение
в
1
Повторить понятия «улица», «транспорт»,
общественных местах.
«кафе». Основные правила этикета и
отношение человека к людям на улице, в
транспорте,
кафе,
местах
отдыха.
Основные правила этикета в кафе. Что и
как едят.
19.
Человек в природе и
1
Повторить
понятия
«природа»,
его здоровье.
«здоровье»,
«экология»,
«охрана
природы». Правила поведения в походе,
на отдыхе, на пляже. Отношение к
животным.
20 - Нравственное
2
Закрепить понятия «семья», «родители»,
21.
отношение в семье.
«бабушка»,
«дедушка»,
«сестры»,
«братья», «родословное дерево». Правила
общения в семье. Ответственность друг за
друга.
14.

24

22.

1

Повторить понятия «ответственность»,
«Ответственный», « безответственный»:
всякий человек несёт ответственность за
своё поведение.
5. Конфликт. Как его решить
1
Разобрать
понятия
«конфликт»,
«терпимость», «характер» для разрешения
Как решить конфликт.
конфликта
необходимо
проявлять
терпимость.
Сильный человек.
1
Дать
понятия
«дух»,
«душа»,
«самосознание», « сильный человек»:
осознание, в чём сила человека, и
овладение ключевыми словами.
Оценка решения.
1
Понятия «критерий», « оценка», «успех»:
вырабатывание
некоторых
критерий
оценки самостоятельного решения.
Как
влиять
на
1
Понятия
«аргумент»,
«убеждать»:
поведение
другого
понимание
важности
убедительного
человека.
аргументирования своего мнения.
Я отвечаю
поступки.

23.

24.

25.

26.

за

свои

27 - Решительное
28.
поведение.

2

Понятия
«решительный»,
«
решительность»: решительное поведение
свойственно самостоятельному человеку.

29.

1

Понятия
«ресурсы»,
«возможности»,
«обстоятельства»: овладение алгоритмом
принятия решения.

2

Обобщение знаний, которым научились по
курсу «Основы коммуникации».

30
34

Учимся
принимать
самостоятельное
решение.

- Повторение.

Общее количество часов

34

25

Учебно – методическая литература
1. Бабенкова Р.Д. Обучение технике письма учащихся с церебральным
параличом. -М.,1977.
2. Верхлин, В.Н. Комплекс упражнений для детей с ДЦП / В.Н. Верхлин //
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 4. – С. 6871.
3. Гусейнова А.А., Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный
паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М., 2008.
4. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. ФГОС обучающихся с ОВЗ:
обучение детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
– Москва, НКЦ – 2018.
5. Ипполитова, М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье
[Текст]: книга для родителей /М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М.
Мастюкова. --2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1993. – 52 с.: ил.
6. Кроткова, А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с
церебральным параличом [Текст]: учебно-методическое пособие/А.В.
Кроткова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с. – (Учебное пособие).
7. Левченко, И.Ю. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая
работа с дошкольниками [Текст]/ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А.
Гусейнова. – М.: Книголюб, 2008. – 176 с.
8. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков
общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Шипицына, А.П.
Воронова, О.В. Защиринская, Т.Н. Нилова. – СПб.: Образование, 1995. – 191 с.
9. Симонова Т.Н., Симонов В.Г. Развитие и коррекция моторики у детей с
церебральным параличом. – Астрахань, 2007.
10.Смирнова, И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП [Текст]:
учебно-методическое пособие/И.А. Смирнова. – СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС,
2003. – 160 с.
11. Л. В. Мищенкова. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое
плохо». Рабочие тетради в двух частях для 1 – 4 класса. М.: Издательство
РОСТ, 2019.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».