Дополнительная общеразвивающая программа Фото-видеостудия

1

Пояснительная записка
Современный человек живет в мире, расширяющейся системы массовых коммуникаций.
Коммуникативные возможности человека становятся основой медийной культуры. Они
позволяют человеку выражать свою точку зрения, изучать и анализировать окружающую
действительность, реализовывать свою творческую потребность. Умение разбираться в
особенностях новых средств коммуникации и грамотно ими пользоваться, открывает перед
подрастающим поколением большие возможности для осмысления многих явлений в культуре
и реализации творческого потенциала. Скорость научно-технического прогресса требует от
человека новых ритмов жизни, больших объёмов знаний, умений выходить из многочисленных
сложных ситуаций, управлять собой, принимать нестандартные решения, учиться творчески
мыслить. Развитие творческих способностей личности следует начинать как можно раньше.
Занятия фотографией – один из шагов в этом направлении.
Фотография – один из наиболее доступных и востребованных видов творчества. Кроме
того, она является неотъемлемой частью жизни современного человека. Стремление человека
запечатлеть различные моменты жизни стало для многих любимым занятием.
Способность критического и аналитического осмысления, особенности визуальных
искусств, в первую очередь фотографии, как неотъемлемой части медиакультуры, является
необходимой и значимой для формирования гуманистических ценностных ориентиров у
современной молодежи. Знакомство с теорией и практикой фотографии расширяет кругозор,
увлекает и учит терпению, а также помогает сформировать творческий взгляд на мир у
обучающихся и призывает к интересному и культурному времяпрепровождению.
Направленность программы – художественная. Программа «Фото-видео студия»
направлена на формирование у обучающихся представлений о мировой художественной
фотографии, ее роли и значении в структуре культурологического знания, развития навыков
творческой деятельности.
Программа «Фото-видео студия» разработана на основе следующих нормативных
документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. От 08.06.2020) «Об основныхгарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ
от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН
2.4.4. 3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014
г. № 41);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
2

программ (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи от 18 ноября 2015 № 09-3242);
- Распоряжение правительства Свердловской области № 70-Д от 26.06.2019 об утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области
Актуальность программы заключается в следующем: её реализация позволит молодежи,
увлеченной фотографией, киносъемкой и другими видами культурной деятельности в
аудиовизуальной сфере не бездумно фиксировать реальность, а анализировать социальные
процессы, попадающие в поле зрения объектива, замечать необычное и прекрасное в
окружающей действительности в соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России» и «Федеральным государственным
образовательным стандартом».
При разработке программы были использованы следующие материалы: дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Цифровая фотография и ПК», автор
Зикрань Е.С., МБОУ ДО СЮТ, г. Туапсе, 2015 г.; рабочая программа дополнительного
образования «Юный фотограф», автор Кретова С.Н., МБОУ КСОШ, г. Белгород, 2014 г.
Отличительные особенности программы заключаются в плане подбора содержания и
организации учебного времени. Курс сочетает в себе культурологический материал,
подкрепленный практическими заданиями, необходимыми для наглядности и включения
теоретического знания в повседневный опыт обучающихся.
Педагогическая целесообразность - программа предоставляет обучающимся
возможность через визуальные образы познавать окружающий мир, приучает логически
мыслить и осознавать увиденное, способствует развитию наблюдательности, умению
использовать фотоаппарат как инструмент творчества. Обучение по дополнительной
общеобразовательной программе формирует высокий уровень образовательных потребностей в
искусстве фотографии, что позволяет выявлять талант фотохудожника среди обучающихся.
Цель программы - развитие духовно-нравственных качеств личности обучающихся, их
творческих способностей, а также эмоционально-чувственной сферы средствами искусства
фотографии.
Задачи
Развивающие:
 развивать
у
обучающихся
познавательную
активность,
самостоятельность
инициативность, рефлексию;
 развивать навыки работы с информационными источниками;
 развивать умения рационально использовать время, выстраивать осознанную
деятельность для получения продуктивного результата;
 формировать коммуникативную компетентность обучающихся (общение и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми, работа в команде, публичные
выступления, защита своих работ).
Образовательные:
 дать представление об истории развития мировой и отечественной фотографии
(фототехники);
 познакомить с жанрами фотографий и их спецификой;
 сформировать практические навыки работы с фотографической техникой;
 сформировать у обучающихся представления о возможностях использования
современных программных продуктов в процессе обработки графических изображений
(фотографий).
3

Воспитательные:
 научить критическому отношению к современным культурным реалиям в обществе;
 сформировать коммуникативные умения, уважительное отношение к мнению и
культурному опыту других обучающихся;
 способствовать формированию мотивации к самостоятельной деятельности.
Адресат программы
В коллективе занимаются дети среднего (11-15 лет) школьного возраста, имеющие особые
образовательные потребности и психофизические особенности.
Характеристика особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА
 необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе
специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих
реализацию «обходных путей» обучения;
 практико-ориентированный характер обучения русскому языку и упрощение системы
учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
 специальное обучение «переносу» сформированных филологических знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации
на уроках русского языка, используя различные способы дополнительной альтернативной
коммуникации;
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды, с
использованием двигательного и охранительного педагогического режимов;
 необходимость использования алгоритмов выполнения различных видов языкового анализа
для конкретизации действий при самостоятельной работе.
Формы и методы обучения
В основе преподавания используются разнообразные формы обучения: викторины,
интеллектуальные игры, игровые программы, экскурсии, консультации; праздники, творческие
отчёты, дни открытых дверей, недели творчества, участие в выставках и прочее.
Проводимые на различных уровнях фотоконкурсы, фотофестивали вызывают большой
интерес детей и взрослых. Занятие фотографией помогает обучающимся, овладеть цифровыми
технологиями, приобрести уверенность в своей способности к творческой деятельности.
К методам обучения относится следующее:
Проектный метод обучения. Метод позволяет получать знания из практической
деятельности обучающихся, позволяет самостоятельно конструировать свои знания,
способствует формированию критического мышления. Форма группового творческого задания
позволяет развивать коммуникативные навыки учеников.
Метод проблемного обучения. Метод позволяет самостоятельно найти пути решения
возникших в результате практической деятельности проблем, формирует познавательный
интерес и личностную мотивацию учащихся.
Дискуссия. Метод позволяет найти кратчайший и наиболее лёгкий в исполнении способ
решения задач.
Беседа. Метод способен, как подводить к новому материалу, так и проверять усвоение уже
изученного.
Анализ продуктов творческой деятельности. Продукты творческой деятельности других
авторов дают возможность увидеть в них самые разнообразные художественные и идейные
качества, а также обратить внимание на ошибки, которые следует избегать.
4

Объяснительно-иллюстративный метод. Демонстрирование конкретных примеров
решения учебных задач, готовых работ позволит сделать процесс обучения максимально
эффективным.
Упражнения. Выполнение упражнений закрепляет изученный материал и формирует
практические навыки.
Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю по 3 академических часа с перерывом 10 минут;
.
Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых
для освоения программы – 102 часа.
Срок освоения программы – 2022-2023 учебный год.
Уровневость программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фото-видео
студия» имеет 1 уровень сложности – стартовый. Используются и реализуются общедоступные
и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для
освоения содержания программы.
Форма обучения
Программа предполагает очную форму обучения. Также программа, в зависимости от темы
занятия, включает такие формы работы обучающихся, как:
 Индивидуальная.
 Фронтальная.
 Практическое занятие.
 Обсуждение.
 Наблюдение.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
 Словесные (беседа, объяснение);
 Наглядные (работа по образцу);
 Практические (самостоятельное выполнения фотосъемки).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
 Объяснительно-иллюстративные.
 Репродуктивные.
 Частично-поисковые.
 Исследовательские.
Формы представления результатов
Формами контроля являются самостоятельные творческие работы обучающихся,
представляемые на выставках и конкурсных мероприятиях.
Проследить результативность деятельности и её динамику позволяет также метод
портфолио. Представленные в нём материалы – фотографии, фотопроекты, конкурсные работы
обучающихся отражают творческие достижения на протяжении всего периода обучения.
Работа с родителями
В течение года предусматривается проведение родительских собраний, индивидуальных
встреч, бесед, открытых занятий, совместные выходы с обучающимися и их родителями на
пленер, где можно наглядно проследить успехи своего ребёнка.

5

Планируемые результаты освоения программы
Предметные:
 Будут знать и уметь применять в работе правила, приёмы в ходе работы с
фотографическим оборудованием;
 Будут иметь представления о возможностях использования современных программных
средств в процессе обработки графических изображений (фотографий);
 Будут иметь представление об истории развития мировой и отечественной фотографии
(фототехники);
 Будут развиты практические навыки фотосъемки, технологии и химии фотопроцессов;
 Будут знать жанры фотографий и их специфику.
Развивающие:
 Будут развиты
познавательная
активность, самостоятельность
инициативность;
 Будут развиты навыки работы с информационными источниками;
 Будут уметь рационально использовать время, выстраивать осознанную деятельность
для получения продуктивного результата;
 Будет сформирована коммуникативная компетентность обучающихся (общение и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми, работа в команде,
 публичные выступления, защита своих работ);
Воспитательные:
 Будет сформировано толерантное отношение к другим культурам и национальностям;
 Будет развито чувство принадлежности к образовательному учреждению, своей стране.
 Будет сформирована мотивация к самостоятельной деятельности.

Учебный (тематический) план
№
п/п

Количество часов
Название раздела, темы

Общее

Теория

Практика

1

1

-

2

2

-

Беседа
Опрос
Беседа,
творческая
работа
Опрос,
творческая
работа
Опрос,
творческая
работа
Опрос,
творческая
работа

2

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности
Искусство фотографии

3

Светочувствительные материалы

2

2

-

4

Получение изображения с
помощью фотоаппарата

15

3

12

5

Основные жанры фотографии

24

4

20

6

Виды освещения. Искусственное
освещение

10

2

8

7

Виды освещения. Естественное
освещение

6

1

5

1

Формы
аттестации/
контроля
Опрос

6

8

9
10
11

Фотография и компьютер.
Программа - Adobe Photoshop,
Lightroom.
Типовая обработка фотографий в
программе Adobe Photoshop,
Lightroom
Работа над выставочной
фотографией. Оформление
Итоговое занятие. Презентация
портфолио
ИТОГО

9

3

6

24

4

20

8

1

7

1

-

1

102

23

79

Опрос
Опрос,
творческая
работа
Творческая
работа
Открытое
занятие

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие. Инструктаж технике безопасности.
Теория: Вводная беседа. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности.
Основные виды и причины возможного травматизма. Инструкция по эксплуатации
фотооборудования. Первая помощь при несчастных случаях. Знакомство учащихся с
содержанием данной программы.
2. Искусство фотографии.
Теория: Возникновение и развитие фотографии. Различные жанры фотографии. Фотография
как искусство.
3. Светочувствительные материалы.
Теория: Понятие о светочувствительности. Фотобумага. Общие характеристики: чёрно-белая,
цветная, матовая, глянцевая. Получение изображения на фотобумаге с помощью света.
4. Получение изображения с помощью фотоаппарата.
Теория: Аналоговые и цифровые фотоаппараты. Принцип работы плёночного и цифрового
фотоаппарата. Основные части фотоаппарата и их назначение. Обращение с фотоаппаратом.
Практика: Фотосъёмка с практическими навыками: как правильно держать фотоаппарат при
фотосъёмке, как работать со спусковой кнопкой, как пользоваться видоискателем.
Самостоятельная фотосъёмка постановочных сюжетов.
5. Основные жанры фотографии.
Теория: Живые вещи (натюрморт). Пейзажная съёмка. Снимаем портрет. Жанровая съёмка.
Определение жанра. Авторский замысел в жанровой фотографии. Тема и её решение. Как
«видит» объектив. Основные изобразительные средства фотографии. Разбор выполненных
работ.
Практика: Работа по заданиям: фотосъемка различных жанров фотографии.
6. Виды освещения. Искусственное освещение.
Теория: Фотосъёмка при искусственном освещении. Виды освещения. Способы
корректировки имеющегося света.
Практика: Съёмка рабочих моментов в классе с использованием лампы – вспышки. Съёмка
постановочного портрета с двумя источниками импульсного света. Задание-рекомендация на
зимние каникулы: Фотовернисаж «Новогоднее настроение».
7. Виды освещения. Естественное освещение.
Теория: Повторный инструктаж по технике безопасности. Проверка заданий, выполненных на
зимних каникулах: показ фотоснимков, сделанных во время зимних каникул, показ слайдов.
Обсуждение отснятого материала. Обмен впечатлениями. Объяснение педагога. Фотосъёмка
при естественном освещении. Виды освещения. Съёмка на пленэре при фронтальном,
боковом, контровом освещении. Роль отражающих поверхностей при съёмке портрета
(подсветка).
Практика: Фотосъёмка сюжетов с использованием естественного освещения.

7

8. Фотография и компьютер. Программа - Adobe Photoshop, Lightroom.
Теория: Способы передачи изображений на компьютер. Знакомство с возможностями
компьютерной обработки фотоснимков в программе Lightroom.
Правктика: Организация личных папок. Отбор и перемещение снимков. Слайд-шоу. Создание
личного фото-архива ученика.
9. Типовая обработка фотографий в программе Adobe Photoshop, Lightroom.
Теория: Способы работы в программе Adobe Photoshop, Lightroom.
Практика: Анализ-выбор нужного снимка. Кадрирование фотоснимка. Улучшение цветового
баланса. Улучшение контраста и насыщенности.
Улучшение резкости. Выборочная ретушь – устранения дефектов на снимке.
10. Работа над выставочной фотографией. Оформление. Теория: принципы
оформления фотовыставки.
Практика: Работа над фотоснимками. Оформление фотографий в паспарту, в рамки. Надписи
к снимкам.
11. Итоговое занятие. Презентация портфолио.
Практика: Подведение итогов учебного года, поощрение лучших учащихся. Показ и
обсуждение лучших работ выполненных за текущий учебный год. Фотосъемка мероприятий.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий используется аудитория, оборудованная станками, столами и
стульями. Учебный кабинет оформлен в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с нормами СанПиН.
Оборудование кабинета включает:












софтбоксы – 3шт.;
фоны –2 шт.;
фотоаппарат-1шт;
фильтры-3 шт.
стол педагога – 1 шт.;
компьютеры - 6 шт.;
аналоговая аппаратура;
рамки для фотографий- 30 шт.
выставочный комплекс: стенды, стеллажи,
мультимедийное оборудование: мультимедийный проектор, проекционный экран.

Информационное обеспечение:
 фотоматериалы (лучшие работы воспитанников, работы педагога, плакаты);
 наглядные пособия («Салонный портрет»,
«Коллаж», «Работа с Фильтрами»,
«Фотосъемка пейзажа»).
Кадровое обеспечение:
Программу реализует
педагог
дополнительного
удовлетворяющий квалификационным требованиям.

образования,

Методическое обеспечение
При реализации программы используется дидактический и лекционный материалы:
разработки теоретических и практических занятий, памятки и иллюстративные материалы.
Формы аттестации/контроля
Первоначальная диагностика проводится на первом занятии в форме беседы с

8

элементами опроса. Цель – выявление первоначальных знаний и представлений о фотографии
и фотоискусстве, построение индивидуальных траекторий усвоения дополнительной
общеобразовательной программы.
Оценка качества освоения предметной составляющей производится после завершения
каждого этапа программы. В систему мониторинга входит:
– анализ продуктов творческой деятельности обучающихся, позволяющий
определить степень освоения каждого этапа конструирования модели, выявить проблемные
моменты и скорректировать индивидуальную траекторию обучающегося;
– анализ лексикона обучающегося на предмет использования специальных
терминов во время общения с преподавателем и другими обучающимися;
– опрос обучающихся на предмет удовлетворённости собственным продуктом
творчества. Обсуждение работ одногрупников.
Оценка качества освоения личностных и метапредметных составляющих проводится
как в начале, так и в конце учебного года. Используется метод педагогического наблюдения,
беседа, опрос.
На основании мониторинга появляется возможность определить у детей, впервые
пришедших в творческое объединение, уровень сформированности базовых знаний и умений
необходимых для обучения, который позволяет определить ближайшие зоны развития
обучающихся, а также скорректировать образовательный процесс. Проведение в течение
всего учебного года оценки эффективности влияния форм и методов обучения на уровень
образовательных результатов, степень сформированности личности и профессионального
самоопределения, вектор нравственно-этической составляющей, а также уровень
регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов учащихся.
По окончании обучения по программе с целью выявления уровня развития
способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительной общеобразовательной программы проводятся творческие работы,
самостоятельные работы репродуктивного характера, отчетные выставки, защита творческих
работ.

9

Список используемых источников
Основная литература
1. Гейлер, М. Основы композиции и художественной съемки [Текст]: учебное пособие/ М.
Гейлер – Москва: NT Press, 2005. - 219с.
2. Келли, С. Ретушь портретов с помощью Photohop. [Текст]: учебное пособие/
С. Келли - Москва: Издательский центр «Мега», 2009. – 371с.
3. Кларк, Т. Эмоциональная фотография. [Текст]: учебное пособие / Т. Кларк - Москва:
Пента, NT Press, 2005. - 245с.
4. Косенко, П. Живая цифра. [Текст]: учебное пособие / П. Косенко - Москва: Пента, 2014.312с.
5. Лапин, А. Фотография как …[Текст]: учебное пособие /А. Лапин – Москва: Пента, 2007.249с.
6. Макнелли, Д. Дневник горячего башмака. [Текст]: учебное пособие/ Д. Макнелли - Москва:
Пента 2015.- 226с.
7. Мортенси, М. Модель.[Текст]: учебное пособие/ М. Мортенси - Издательский центр
«Мега», 2009. – 371с.
8. Пожарская, С. Фото мастерство [Текст]: учебное пособие/ С. Пожарская – Москва: Пента,
2001. - 110с.
9. Фрай, М. Искусство цифровой пейзажной фотографии. [Текст]: учебное пособие/ М. ФрайМосква: «Озон» 2014 -309с.
10. Фридман, М. Взгляд фотографа [Текст]: учебное пособие М. Фридман - Москва:
Издательский центр «Фотография», 2012. – 191с.
11. Фридман, М. Дао цифровой фотографии: искусство создавать удачные снимки. [Текст]:
учебное пособие /М.Фридман - Москва: Издательский центр «Фотография», 2009. – 571с.
12. Фризо, М. Новая история фотографии [Текст]: учебное пособие/ М. Фризо –Москва: NT
Press, 2007. -286с.
Информационные источники для детей и родителей
1. Бажак К. История фотографии и Возникновение изображения. [Текст]: учебное пособие
/ К.Бажак – Москва: « Пента» 2006.-191с.
2. Пожарская,С. Мудрые мысли [Текст]: учебное пособие / С. Пожарская– СанктПетербург: Питер, 2006. -329с.
3. Фомин, В. 15 практичных советов школьнику.Цифровое фото [Текст]: учебное пособие
/ В. Фомин – Москва: 2006.-191с

10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».