Дополнительная общеразвивающая программа по декоративно-прикладному искусству КераМир

1. Пояснительная записка
Данная программа относится к базовому уровню освоения и имеет художественную
направленность.
Содержание дополнительной образовательной программы направлено на освоение
гончарного мастерства, углубление и развитие интересов и навыков лепки, формирование
устойчивой мотивации к данному виду деятельности и самообразованию (образовательные
технологии – игровые, проектно-исследовательские, творческо-продуктивные), формирование
специальных знаний и практических навыков, расширение словарного запаса и кругозора,
формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
В процессе освоения программы накапливаются базовые знания, умения и навыки, что
создает
возможности
освоения
творческо-продуктивной,
проектной
и
учебноисследовательской деятельности.
Деятельность школьников является составной частью воспитательного процесса, формирует
у подрастающего поколения интерес к различным профессиям, к истории народного творчества
и самобытной народной культуре, уважение к людям труда, совершенствует и раскрывает
межпредметные связи, углубляет знания, умения и навыки обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании у школьников
практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса.
Занятия в объединении дополнительного образования сочетают различные виды практической
работы по изготовлению изделий из глины, дают возможность окунуться в мир народного
искусства, в мир с многовековыми традициями, красотой природы и гармонии с ней.
2. Актуальность программы
Обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем
педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации
воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование
индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов
и способностей.
Детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня. От того, как
человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполнение его
дальнейшей жизни.
Керамика является самым древним видом прикладного искусства. Человек с незапамятных
времен лепил из глины необходимые в быту предметы, но в руках талантливого мастера самые
обычные вещи превращались в истинные произведения декоративно-прикладного искусства.
Занятия в творческом объединении «Керамир» призваны помочь в освоении азов мастерства
художника – керамиста.
Занятия лепкой являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных
человеческих потребностей. В процессе работы в мастерской у ребят формируются
инициативность, коммуникативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность,
честность, трудолюбие, а также происходит коррекция имеющихся у детей с ОВЗ нарушений
развития.
Особая ценность занятий в том, что они имеют ярко выраженный физиологический,
психологический и социальный аспекты. Работа в мастерской призвана помочь ребенку с ОВЗ
раскрыть свой внутренний потенциал и творческую идею (художественный образ) переводить в
форму глиняного изделия. Ими могут стать герои русских народных сказок, различного вида
посуда, автомобили, украшения, колокольчики, погремушки и статуэтки, и т.д.
В соответствии со «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года» приоритетной задачей является воспитание детей в духе уважения к человеческому
достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям; обеспечение
условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей с
ограниченными возможностями здоровья, формирование позиции личности по отношению к
окружающей действительности.

3. Цель программы
Данная программа разработана для детей со сниженными психофизическими возможностями.
Цель обучения по базовому варианту: обобщение знаний, полученных ранее,
совершенствование и автоматизация навыков, расширение технологического арсенала
учащегося, его подготовка к решению более сложных задач в дальнейшем.
Цель программы – развитие художественно-эстетических качеств личности ученика; развитие
индивидуальных особенностей ученика через освоение приемов работы с глиной, развитие
целенаправленного ориентирования при выполнении задания, включая анализ образца изделия
и чертежа, планирование предстоящей работы, максимальное развитие способности к труду.
Особенности технологического процесса изучаются на образцах и закрепляются в процессе
изготовления изделия.
4. Задачи программы

 Ознакомление с народными промыслами родного края, культурным наследием других







народов, основами исторического и современного керамического производства.
Формирование знаний и умений в области ручной и механизированной обработки глины.
Формирование экологической культуры.
Развитие самостоятельности и способности учащегося решать творческие задачи.
Изучение учащимися мира профессий, связанных с обработкой глины.
Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, культуры поведения.
Развитие эстетического чувства и художественной инициативы учащегося

5. Организация деятельности объединения дополнительного образования
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 3 раза в
неделю по 2 часа. 3 группы занимаются по универсальной программе с индивидуальной
корректировкой.
Всем учащимся предоставляется возможность раскрыть свой внутренний потенциал,
творческие способности и увидеть профессиональные перспективы в области декоративноприкладного творчества и народных промыслов.
Организация работы в творческом объединении предусматривает также занятия по рисунку
песком (вариант песочной терапии) по матовой поверхности с подсветкой.
В процессе обучения используются: групповая, фронтальная и индивидуальная формы
работы.
Планируемый результат годичного курса обучения в творческом объединении «КераМир»:
 Расширение кругозора в области изобразительного, прикладного искусства и народных
промыслов, истории, литературы, биологии, природоведения и географии.
 Основы приготовления материала – глиняного теста, шликера, ангоба, гипса.
 Основные приемы формообразования изделий вручную, с помощью отмина, отливки,
жгутов.
 Основы композиции и колористики.
 Основы народной росписи игрушек и посуды.
 Совершенствование умения и навыков работы с инструментами, различными
приспособлениями при изготовлении изделия.
 Самостоятельное эскизирование и разработка изделия по творческому замыслу.
 Расширение словарного запаса при освоении профессиональной терминологии.
 Умение самостоятельно оценивать свой творческий потенциал, склонности и способности.
 Развитие трудовой дисциплины.

6. Тематический план обучения
№
п/п

1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

1
2
3
4
5
6
7

Количество часов
теория
практика
всего
Модуль 1. Керамика. (1-й год обучения)
Вводное занятие. Техника безопасности.
Содержание и задачи курса «Керамир». Знакомство
1
2
3
с миром керамики.
Заготовка глиняного теста
12
12
Изготовление изделий. Изучение
технологического процесса.
Ручная лепка на свободную тему. Положение кистей
2
6
8
рук при работе с глиной.
Отмин. Изделие: шар, эллипс, погремушка.
3
5
8
Отмин. Изделие: собачка.
6
6
Отмин. Изделие: лошадка.
6
6
Отмин. Изделие: ваза, сливочник.
4
4
Эскизирование. Карандашный набросок на тему
6
6
«Дары осени».
Ручная лепка на тему «Дары осени».
6
6
Ручная лепка по мотивам сказки.
10
10
Ручная лепка «Сувенир»
2
8
10
Ручная лепка «Птицы прилетели»
4
4
Оттиск. Штамп. Изготовление медалей, плакеток.
2
10
12
Работа со скалкой.
Вырезаем по форме. Изготовление плоских
2
6
8
украшений. Работа со скалкой.
Создание объемной формы методом жгутов.
2
10
12
Отмин изразца.
4
4
Роспись изделий.
2
12
14
Доработка изделий в кожетвердом состоянии.
2
10
12
Чистка форм после отмина.
Лощение изделий. Сушка.
2
10
12
Выставочная деятельность.
2
18
20
Развивающие кинезиологические упражнения
3
24
27
(рисование песком)
Наименование и содержание темы

Итого
Модуль 2. Песочная картина. (2-й год обучения)
Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомстово
1
с картиной из песка.
Эскизирование по темам. Перевод в материал
2
(рисунок песком).
Чувство ритма и творческая фантазия по мотивам
2
воспроизведенного музыкального фрагмента.
Рисунок песком с помощью различных инструментов.
4
Просмотр видеоматериала по темам раздела
1
Фото готовых работ и обработка в графических
4
редакторах.
Выставочная деятельность.
Итого:

204
2

3

30

32

30

32

72
12

76
13

16

20

28

28
204

Модуль 1. Керамика. (3-4-й год обучения)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Вводное занятие. Техника безопасности. Общие
сведения о художественной и бытовой керамике
Классификация и назначение керамических изделий.
Исторический обзор. Композиция, рисунок, форма
Заготовка глиняного теста
Изготовление изделий. Изучение
технологического процесса.
Ручное формование украшений из керамики.
Лепка цветочных горшков (ручное формование)
Лепка емкости для хранения карандашей
(карандашницы): беседа о многообразии форм.
Конструирование и лепка чайной пары
Отмин. Изделие: ваза, сливочник.
Эскизирование. Карандашные наброски на
различные темы.
Лепим обитателей подводного мира
Лепка животных: беседа о многообразии форм, о
пропорциях и о пластичности животных.
Ручная лепка «Сувенир»
Ручная лепка «Птицы прилетели»
Оттиск. Штамп. Изготовление медалей, плакеток.
Работа со скалкой.
Вырезаем по форме. Изготовление шкатулки
(короба) из пластов. Работа со скалкой.
Создание объемной формы методом жгутов.
Изготовление горшка из спиралей и колец
Объемное декорирование
Декорирование горшка, украшений и плашек:
знакомство с элементами декорирования;
декорирование сырых изделий
Декорирование чайной пары ангобами. Формование
декоративных блюд. Формование декоративных ваз.
Знакомство с народными промыслами России.
Народная глиняная игрушка.
Знакомство с народными промыслами России. Лепка
свистулек.
Знакомство с народными промыслами России.
Керамика Скопина и Гжели.
Мелкая пластика (керамическая игрушка). Фантазии
на тему русских народных сказок.
Рельеф: понятие рельефа, барельефа. Пластика и
композиция рельефа.
Изготовление декоративного панно в технике
«рельеф» в малых группах.
Выставочная деятельность.
Итого
Всего

1

2

3

12

12

6
5

8
8

6

6

6
4

6
4

6

6

6

6

10

10

2

8
4

10
4

2

10

12

2

6

8

2

10

12

4

4

2

12

14

2

10

12

2

6

8

2

6

8

2

1

3

1

7

8

2

4

6

1

5

6

2

18

20
204

2
3

612

7. Содержание изучаемого курса
Модуль 1. Керамика.
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория. Экскурсия в мастерскую керамики «Керамир».
Практика. Упражнение «Подготовка рабочего пространства».
Тема 2. Заготовка глиняного теста
Теория. Этапы подготовки глиняного теста.
Практика. Заготовка глиняного теста
Изготовление изделий. Изучение технологического процесса.
Тема 3. Ручная лепка на свободную тему. Положение кистей рук при работе с глиной.
Теория. Ручная лепка
Практика. Ручная лепка изделия.
Тема 4. Отмин. Изделие: шар, эллипс, погремушка.
Теория. Геометрические тела.
Практика. Лепка способом отмина.
Тема 5. Отмин. Изделие: собачка.
Теория. Творчество художников- анималистов.
Практика. Лепка способом отмина.
Тема 6. Отмин. Изделие: лошадка.
Теория. Типы фигуры лошади.
Практика. Лепка способом отмина.
Тема 7.Отмин. Изделие: ваза, сливочник.
Теория. форма вазы и сливочника.
Практика. Лепка способом отмина.
Тема 8. Эскизирование. Карандашный набросок на тему «Дары осени».
Теория. Понятие «Эскиз».
Практика. Графический рисунок на тему «Дары осени».
Тема 9. Ручная лепка на тему «Дары осени».
Теория. Технологический процесс ручной лепки.
Практика. Ручная лепка по заданию.
Тема 10. Ручная лепка по мотивам сказки.
Теория. Чтение сказки.
Практика. Ручная лепка по заданию.
Тема 11.Ручная лепка «Сувенир»
Теория. Понятие «сувенир».
Практика. Ручная лепка по заданию.
Тема 12.Ручная лепка «Птицы прилетели»
Теория. Обзор видов птиц Среднего Урала.
Практика. Ручная лепка птицы с отверстием. Создание коллективной композиции «Поющее
Дерево».

Тема 13.Оттиск. Штамп. Изготовление медалей, плакеток. Работа со скалкой.
Теория. Понятие оттиск, штамп
Практика. Изготовление медалей, плакеток.
Тема 14.Вырубка по форме. Изготовление плоских украшений. Работа со скалкой.
Теория. Понятие плоская фигура.
Практика. Изготовление плоских украшений.
Тема 15.Создание объемной формы методом жгутов.
Теория. Объемная форма.
Практика. Создание объемной формы методом жгутов.
Тема 16.Отмин изразца.
Теория. Изразцовая кладка печей и каминов.
Практика. Отмин изразца.
Тема 16. Роспись изделий.
Теория. Ангоб. Сграффито. Заливка плашками. Выделение цветом фрагментов. Глазурь.
Практика. Роспись изделий.
Тема 17. Доработка изделий в кожетвердом состоянии. Чистка форм после отмина.
Теория. Кожетвердое состояние изделий.
Практика. Доработка изделия.
Тема 18. Лощение изделий. Сушка.
Теория. Лощение изделий и сушка.
Практика. Подготовка изделия к обжигу.
Тема 19. Выставочная деятельность.
Теория. Оформление обожженных изделий.
Практика. Декорирование обожженных изделий. Сборка деталей в одно изделие. Покраска
фрагментов дополнительно холодными красителями.
Модуль 2. Песочная картина
Развивающие кинезиологические упражнения.
"Колечко" Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в
кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в
прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу)
порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
"Кулак - ребро - ладонь" Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь
ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет
пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы.
Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При
усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает
ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про
себя.
"Зеркальное рисование" Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и
рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом
листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность
обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.

"Горизонтальная восьмерка" Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в
горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем
обеими руками одновременно. Повторить движения на песке.
"Симметричные рисунки" Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками
одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д. Повторить на песке.
«Буквы» Занятие полезно для младших школьников, которые учатся писать. Рассыпать по
столу песок плотным слоем. Пусть ребенок учится красиво выводить буквы, развивать
моторику пальцев.
«Водный пейзаж» Для создания пейзажа пройтись растопыренными пальцами по песчаной
поверхности, изображая волны. В верхней части композиции сделать тонкие штрихи ногтем –
это будет дальняя рябь. Ребром ладони провести горизонт, убрать излишки в верхней части –
это небо над водоемом.
«Облака» Набрать песок в кулак. Высыпать его тонкой струйкой, совершая круговые
неразмашистые движения.
«Лист клена» Насыпать линии, формирующие контур и прожилки листа. Сделать контур
резче, проведя пальцем по внешнему краю линии, сдвигая песок внутрь. Ногтем пройтись по
прожилкам. Очертить границу черешка.
«Солнце» Набрать песок в кулак, поднять на 20-30 см над поверхностью стола. Равномерно
высыпать, стараясь не сдвигать руку. Песчинки, падая с высоты, отскакивают от пластиковой
поверхности, формируют кольцо, а середина остается пустой. И ее диаметр тем шире, чем выше
поднята рука.
«Горный пейзаж» Быстрыми зигзагообразными движениями рассыпать песок в
горизонтальном направлении. Ребром мизинца пройтись по верхней части, убрав лишнее,
чтобы получился рельеф.
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория. Знакомство с техникой рисования песком.
Практика. Упражнение «Дождь и снег».
Тема 2. Эскизирование. Перевод в материал.
Теория. Сюжетное рисование.
Практика. Включает занятия по следующим темам:
Упражнение «Луговое разнотравье».
Упражнение «Морозные узоры на стекле».
Упражнение «Деревья и кусты».
Упражнение «Путешествие в сказку».
Упражнение «Осень. Пейзаж».
Упражнение «Страна грез».
Упражнение «Дары осени. Огород».
Упражнение «Время драконов».
Упражнение «Овощи».
Упражнение «Рыцари».
Упражнение «Фрукты».
Упражнение «Оружие».
Упражнение «Моя планета».
Упражнение «Новые земли».
Упражнение «Мороз и Солнце».
Упражнение «Восток — Запад».
Тема 3. Чувство ритма и творческая фантазия по мотивам воспроизведенного музыкального
фрагмента.
Теория. Сюжетное рисование. Элементы песочной анимации.
Практика. Включает занятия по следующим темам:
Упражнение «Волшебные линии».
Упражнение «Геометрические фигуры»
Упражнение «Ленточный орнамент».
Упражнение «Картина из кругов»
Упражнение «Орнамент. Зеркальная
Упражнение «Модуль»
симметрия».
Упражнение «Квадрат»

Упражнение «Плавные и ломанные линии»
Упражнение «Ваза»
Упражнение «Картина из геометрических
фигур»
Упражнение «Порыв ветра»

Упражнение «Шум прибоя»
Упражнение «Звуки улицы»
Упражнение «Горный родник»
Упражнение «Жизнь в камышах»
Упражнение «Тишина»

Тема 3. Рисунок песком с помощью различных инструментов.
Теория. Сюжетное рисование. Песочная анимация.
Практика. Включает занятия по следующим темам:
Упражнение «Птица Счастья. Райский лес».
Упражнение «Микромир. Муравьи и
Упражнение «Роса на траве. Восход
пчелы»
солнца».
Упражнение «Грибное царство»
Упражнение «Ночные стражи».
Упражнение «Цветы и снег. Подснежник»
Упражнение «Смешарики»
Упражнение «Утренний кофе»
Упражнение «Город будущего»
Упражнение «Кот домашний и сказочный»
Упражнение «Автомобиль»
Упражнение «Шахматные фигуры. Ход
Упражнение «Космические пейзажи»
конем»
Упражнение «Планеты и их обитатели (по
Упражнение «Алиса в Стране чудес»
мотивам «Звездных войн»
Упражнение «Изумрудный город»
Упражнение «Моя любимая мама. Портрет»
Упражнение «Винни Пух и все, все, все»
Упражнение «Букет для бабушки»
Упражнение «Чиполлино»
Упражнение «Печем и украшаем торт»
Упражнение «12 Месяцев»
Упражнение «Окно»
Упражнение «Золушка»
Упражнение «Домик в деревне»
Упражнение «Колобок на новый лад»
Упражнение «Рисунок человека
Упражнение «Книга джунглей»
схематично»
Упражнение «Красота родного края.
Упражнение «Портрет»
Пейзаж»
Упражнение «Красавица и Чудовище»
Упражнение «Динозавры»
Упражнение «Обитатели глубин. Рыбы».
Упражнение «Дорисуй картинку»
Упражнение «Подводный мир».
Упражнение «День Победы»
Упражнение «Киты, Акулы и Дельфины».
Упражнение «Мы рисуем что хотим»
Тема 5. Просмотр видеоматериала по темам раздела.Обучающее видео.
Демонстрация навыков учащихся.
Фрагменты, по мотивам которых создаются сюжетные картины.
Тема 6. Фото готовых работ и обработка в графических редакторах.
Тема 7. Выставочная деятельность.
Самоанализ творческих работ. Итоги года. Фотовыставка удачных песочных картин.
8. Система оценки результатов
При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильности посещений занятий и
интереса к работе в мастерской. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и
удовлетворенности детей и родителей при собеседовании.
Результативность деятельности детей в объединении дополнительного образования
оценивается также методом личной диагностики и экспресс – опросом. Оценкой достигнутого
уровня мастерства и закреплением приращенного ЗУН является участие в выставочной и
конкурсной деятельности.
9. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Мастерская имеет специальное оборудование, инструменты и материалы, отвечает
санитарно-гигиеническим нормам. Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели,
инструментов и приспособлений, необходимых для организации занятий, хранения и
демонстрации наглядных пособий. Есть печная, где проводятся обжиги в печи.

Наглядные пособия играют большую роль в усвоении детьми нового материала. Они
позволяют дать учащимся разносторонние понятия о каком-либо культурном, историческом
образце. При выполнении определенных технологических этапов изготовления есть
возможность использовать технологические карты. Средства наглядности способствуют более
прочному и точному усвоению материала. Они демонстрируются при объяснении задания и в
последующей беседе. Наглядные пособия: раздаточный материал, лекала, композиции, образцы
готовых работ.
Перечень основных средств обучения для занятия с песком: кабинет, оборудованный
техническими средствами обучения (световые столы). Материалы и инструменты: просеянный
песок; песок цветной; цветные камни; кисточки; деревянные и пластиковые инструменты и
формы. Инструкция по технике безопасности. Специальная литература.
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее
профессиональное образование по художественно-эстетическому направлению.
10. Список литературы
Список литературы по модулю №1 «Керамика»
1. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. «Технология производства и декорирование
художественных керамических изделий». – М.: Высшая школа, 1984г.
2. Алексахин Н.Н. «»Волшебная глина: Методика преподавания лепки» / Рекомендовано
Минобразования в качестве учебного пособия для внеурочной работы с детьми
младшего школьного возраста. – М.: Агар, 1999г.
3. Алексахин Н.Н. «Голубая сказка». – М.: Народное образование, 1996г.
4. Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Серия «Учебный
курс». - Ростов н/Д: Феникс, 2000г.
5. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1979г.
6. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя. – 2-е
изд., дораб. – М.: Просвещение, 1986г.
7. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. – Л.: Искусство, 1975г.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.–М.: Просвещение, 1987г.
9. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Методическое пособие по трудовому
обучению для учащихся 1-4-х классов четырехлетней начальной школы. – М.: АСТПРЕСС, 1998г.
10.Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М.: Советская Россия, 1987г.
11.Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: глина. – СПб.: Кристалл, 1998г.
12.Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. - М.: Просвещение, 1985г.
13. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы
дизайнообразования: Учеб. Пос. – М.: Академия, 1999г.
14.Федотов Г.Ю. Послушная глина. Основы художественного ремесла / Рекомендовано
Минобразованием РФ. - М.: «АСТ – Пресс», 1997г.
15.Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М.:
Просвещение, 1979г.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
1. Алексахин Н.Н. Волшебная глина: Методика преподавания лепки / Рекомендовано
Минобразования в качестве учебного пособия для внеурочной работы с детьми
младшего школьного возраста. – М.: Агар, 1999г.
2. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел: Популярное пособие для родителей и
педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998г.
3. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: глина. – СПб.: Кристалл, 1998г.
4. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. – СПб.: ЗАО «Валерии СПб», 1997г.
5. Федотов Г.Ю. Послушная глина. Основы художественного ремесла/Рекомендовано
Минобразования РФ. - М.: «АСТ – Пресс», 1997г.

Интернет-ресурсы
1. http://www.horss.ru/ - керамический дизайн и технологии (в помощь художникамкерамистам, студиям, мастерским и т.д.).
2. http://www.istra-keramika.ru/ - сайт «Художественная керамика» Петровской академии
наук и искусств.
3. http://www.kolizei-podarki.ru/triffid/ceramics.htm - авторские работы по керамике.
4. http://www.pottery.ru/index.php3?mode=1&id=2296-«Технология керамики» Козорог М.Г.
5. http://www.pottery.ru/index.php3?mode=1&id=2297 - словарь керамический.
6. http://www.pottery.ru/index.php3?mode=1&id=3555 - Эмме Б.Н. Русский художественный
фарфор – Л.: Искусство, 1950.
Список литературы по модулю №2 «Песочная картина»
1. Белоусова О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком». Журнал «Старший
воспитатель» №5/ 2012г.
2. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по комплексному развитию
дошкольников». ВАКО, Москва 2005г.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» СПб.:
Институт специальной педагогики и психологии, 1998г.
4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, развивающие иадаптирующие
игры». СПб.: Детство-Пресс, 2002г.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Практикум по креативной терапии».
Москва.Речь, 2003г.
6. Зейц Мариелла. «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница». Москва.ИНТ,2010г.
Интернет-ресурсы
1. http://www.sandpictures.ru
2. http://www.jlady.ru
3. http://www.u-sovenka.ru
4. http://www.vita-studia.com
5. http://www.mc-art.ru

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».