РП Литература. Углубленный уровень 11-12 кл.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные
общеобразовательные программы»

Принято
педагогическим советом
Протокол № 1
от 29 августа 2023 года

Утверждено
приказом ГБОУ СО «Екатеринбургская
школа-интернат «Эверест»
от 31 августа 2023 года № 105-у

Рабочая программа
среднего общего образования
учебного предмета «Литература»
(углублённый уровень)
для обучающихся с нарушениями
опорно - двигательного аппарата (11-12 классы)

г. Екатеринбург, 2023

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» (углублённый
уровень) (предметная область «Русский язык и литература») (далее
соответственно – программа по литературе, литература) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по литературе.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
литературы, характеристику психологических предпосылок к её изучению
обучающимися, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по литературе включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне
среднего общего образования, а также предметные достижения обучающегося
за каждый год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературе для обучения на уровне среднего общего
образования составлена на основе требований к планируемым результатам
обучения в соответствии с ФГОС СОО.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ЛИТЕРАТУРА»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Литература» способствует формированию духовного
облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает
ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
обучающихся, приобщению их к нравственно-эстетическим ценностям, как
национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в средней школе на
углублённом уровне составляют чтение и изучение выдающихся произведений
отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI
века, расширение литературного контента, углубление восприятия и анализ
художественных произведений в историко-литературном и историкокультурном контекстах, интерпретация произведений в соответствии с
возрастными особенностями старшеклассников, их литературным развитием,
жизненным и читательским опытом.

Литературное образование на углублённом уровне в средней школе
преемственно по отношению к курсу литературы в основной школе и
сопрягается с курсом литературы, изучаемым на базовом уровне. В процессе
изучения литературы в старших классах происходит углубление и расширение
межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов
художественного цикла, с разными разделами филологической науки и видами
искусств на основе использования как аппарата литературоведения, так и
литературной критики, что способствует формированию художественного
вкуса и эстетического отношения к окружающему миру, развитию умений
квалифицированного читателя, способного к глубокому восприятию,
пониманию и интерпретации произведений художественной литературы.
В рабочей программе учтены этапы российского историко-литературного
процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века, представлены разделы,
включающие произведения литератур народов России и зарубежной
литературы.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении
каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.
Отличие углублённого уровня литературного образования от базового
обусловлено планируемыми предметными результатами, которые реализуются
в отношении наиболее мотивированных и способных обучающихся в
соответствии
с
учебным
планом
образовательной
организации,
обеспечивающей профильное обучение. Литературное образование в старшей
школе на углублённом уровне предполагает более активное использование
самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся, являющейся
способом введения старшеклассников в ту или иную профессиональную
практику, связанную с профильным гуманитарным образованием.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят в
сформированности чувства причастности к отечественным культурным
традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и
уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностносмысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании
ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и
взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности. Реализация этих целей связана с развитием
читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству
приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам
отечественной и зарубежной культуры и базируется на знании содержания

произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, формировании
у обучающихся литературного вкуса, развитии филологической культуры,
ведущей
к
овладению
комплексным
филологическим
анализом
художественного текста, осмыслению функциональной роли теоретиколитературных
понятий,
пониманию
коммуникативно-эстетических
возможностей языка литературных произведений, а также позволяет
совершенствовать устную и письменную речь обучающихся на примере
лучших литературных образцов, создавать собственные письменные
творческие работы и устные доклады о прочитанных книгах, осуществлять
целенаправленную подготовку к будущей профессиональной деятельности,
связанной с гуманитарной сферой. Достижение указанных целей возможно при
комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих перед
старшей школой и сформулированных во ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к
отечественным традициям и осознанием исторической преемственности
поколений, включением в языковое пространство русской культуры,
воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части
культуры, состоят в систематическом приобщении старшеклассников к
наследию отечественной и зарубежной классики и лучшим образцам
современной литературы; воспитании уважения к отечественной классической
литературе как социокультурному и эстетическому феномену; освоении в ходе
её изучения духовного опыта человечества, этико-нравственных, философскомировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций и ценностей;
воспитании личности, способной к созидательной гуманитарной деятельности в
современном мире и осознанию культурной самоидентификации на основе
изучения литературных произведений.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как
средству познания отечественной и других культур, уважительного отношения
к ним, приобщением к российскому литературному наследию и через него – к
традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры,
ориентированы на воспитание и развитие постоянной потребности
обучающихся в чтении художественных произведений в течение всей жизни;
знание содержания и осмысление ключевых проблем произведений русской,
мировой классической и современной литературы, в том числе литератур
народов России; сознательное включение чтения в собственную досуговую
деятельность и умение планировать и корректировать свою программу чтения;
участвовать во внеурочных мероприятиях, содействующих повышению
интереса к литературе, чтению, образованию, книжной культуре, и вовлекать к
этот процесс своих сверстников.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением
современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания

литературных текстов, самостоятельного истолкования прочитанного,
направлены на развитие умений комплексного филологического анализа
художественного текста и осмысление функциональной роли теоретиколитературных понятий, в том числе анализа и интерпретации литературного
произведения как художественного целого с учётом историко-литературной
обусловленности, культурного контекста и связей с современностью на основе
понимания и осмысленного использования в процессе анализа и интерпретации
произведений художественной литературы терминологического аппарата
современного литературоведения, а также элементов искусствоведения,
театроведения, киноведения.
Кроме того, эти задачи связаны с развитием понятия об историколитературном процессе и его основных закономерностях, о множественности
литературно-художественных стилей разных эпох, литературных направлениях,
течениях, школах, об индивидуальном авторском стиле; выявлением
взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного
произведения, а также образов, тем, идей, проблем, способствующих
осмыслению художественной картины жизни, созданной автором в
литературном произведении, и авторской позиции; развитием представления о
специфике литературы как вида искусства, культуры читательского
восприятия, качеств квалифицированного читателя, обладающего образным и
аналитическим мышлением, эстетическим вкусом, интеллектуальными и
творческими способностями, эмоциональной отзывчивостью, а также умением
сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их
с научными, критическими и художественными интерпретациями в других
видах искусств; развитием представлений об основных направлениях
литературной критики, о современных профессиональных подходах к анализу
художественного текста в литературоведении; развитием способности
осуществлять поиск, отбор, анализ, структурирование и предъявление
информации с использованием различных ресурсов, включая работу с книгой в
традиционных и электронных библиотечных системах и медиапространстве;
владением основами учебной проектно-исследовательской деятельности
историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания
медиапроектов; различными приёмами цитирования и творческой переработки
текстов.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативноэстетических возможностей языка, нацелены на развитие представлений о
литературном произведении как явлении словесного искусства и об
изобразительно-выразительных возможностях русского языка в литературных
текстах, на свободное владение разными способами информационной
переработки текстов, на умение анализировать, аргументированно оценивать и
редактировать собственные и чужие высказывания, использовать в своей

исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного
литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том
числе в Интернете.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературы – 340
часов: в 10(11) классе – 170 (5 часов в неделю), в 11(12) классе – 170 (5 часов в
неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
11 КЛАСС
Литература второй половины XIX века
А. Н. Островский. Драма «Гроза». Пьесы ‌«Бесприданница», «Свои люди
– сочтёмся» и др. (одно произведение по выбору).‌‌
И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Романы и очерки ‌(одно произведение
по выбору). Например, «Обыкновенная история», очерки из книги «Фрегат
«Паллада» и др.‌‌
И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». ‌Повести и романы (одно
произведение по выбору). Например, «Первая любовь», «Вешние воды»,
«Рудин», «Дворянское гнездо» и др.‌‌Статья «Гамлет и Дон Кихот».
Ф. И. Тютчев. Стихотворения ‌(не менее пяти по выбору). Например,
«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…»,
«О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я
встретил вас – и всё былое...»), «Певучесть есть в морских волнах…», «Природа
– сфинкс. И тем она верней...», «Эти бедные селенья…», «О вещая душа
моя!..», «День и ночь» и др.‌‌
Н. А. Некрасов. Стихотворения ‌(не менее пяти по выбору). Например,
«Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Вчерашний день, часу в шестом…»,
«Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай
нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», «Блажен
незлобивый поэт…», «Памяти Добролюбова», «Пророк» и др.‌‌
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
А. А. Фет. Стихотворения ‌(не менее пяти по выбору). Например, «Одним
толчком согнать ладью живую…», «Ещё майская ночь», «Вечер», «Это утро,
радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон
сад. Лежали…», «Я тебе ничего не скажу…», «Заря прощается с землёю...», «На
заре ты её не буди…», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «На стоге сена
ночью южной…» и др.‌‌

А. К. Толстой. Стихотворения ‌(не менее трёх по выбору). Например,
«Средь шумного бала, случайно…», «Колокольчики мои…», «Меня, во мраке и
в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…» и др.‌‌
Н. Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» ‌(главы по выбору).‌‌ Статьи
«Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы
графа Л. Н. Толстого», «Русский человек на rendez-vous. Размышления по
прочтении повести г. Тургенева «Ася».
Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Повести и
романы ‌(одно произведение по выбору). Например, «Неточка Незванова», «Сон
смешного человека», «Идиот», «Подросток» и др.‌‌
Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Рассказы, повести и романы
‌(одно произведение по выбору). Например, рассказы из цикла
"Севастопольские рассказы", Смерть Ивана Ильича", "Анна Каренина" и другие‌‌
М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города» ‌(не
менее четырёх глав по выбору). Например, главы «О корени происхождения
глуповцев», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение
покаяния» и др. Сказки (не менее трёх по выбору). Например, «Пропала
совесть», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист», «Коняга» и др.‌‌
Н. С. Лесков. Рассказы и повести ‌(не менее двух произведений по
выбору). Например, «Очарованный странник», «Однодум», «Тупейный
художник», «Леди Макбет Мценского уезда» и др.‌‌
А. П. Чехов. Рассказы ‌(не менее пяти по выбору). Например, «Студент»,
«Ионыч», «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»,
«Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином» и др.‌‌
Комедия «Вишнёвый сад». Пьесы ‌«Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»
(одно произведение по выбору).‌‌
Литературная критика второй половины XIX века
Статьи ‌H. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», «Что такое
обломовщина?», Д. И. Писарева «Базаров», «Мотивы русской драмы», А. В.
Дружинина «Обломов». Роман И. А. Гончарова», А. А. Григорьева «После
«Грозы» Островского», Н. Н. Страхова «Сочинения гр. Л. Н. Толстого» и др.
(не менее трёх статей по выбору в соответствии с изучаемым художественным
произведением).‌‌
Литература народов России
Стихотворения и поэмы ‌(не менее одного произведения по выбору).
Например, стихотворения Г. Тукая, стихотворения и поэма «Фатима» К.
Хетагурова и др.).‌‌
Зарубежная литература
Зарубежная проза второй половины XIX века ‌(не менее одного
произведения по выбору). Например, произведения Ч. Диккенса «Дэвид

Копперфилд», «Большие надежды», Г. Флобера «Мадам Бовари», Э. Золя
«Творчество», Г. де Мопассана «Милый друг» и др.‌‌
Зарубежная поэзия второй половины XIX века ‌(не менее двух
стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения А.
Рембо, Ш. Бодлера, П. Верлена, Э. Верхарна и др.‌‌
Зарубежная драматургия второй половины XIX века ‌(не менее одного
произведения по выбору). Например, пьесы Г. Гауптмана «Перед восходом
солнца», «Одинокие», Г. Ибсена «Кукольный дом», «Пер Гюнт» и др.‌‌

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Изучение литературы в средней школе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения Программы среднего общего
образования по литературе достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими
социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей
программы по литературе для среднего общего образования должны отражать
готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной
внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных
внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
 принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе в
сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в
литературных произведениях;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках
школьного литературного образования, в интересах гражданского

общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских
организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
 сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также
литератур народов России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России,
внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям России
в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в
художественных произведениях;
 идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из
литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в
литературном произведении, и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности,
характеризуя поведение и поступки персонажей художественной
литературы;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в
соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на
литературные произведения;
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства, в том числе литературы;

убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и устного
народного творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по литературе;
5) физического воспитания:
 сформированность
здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной
оценкой поведения и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбия, в том
числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на
основе знакомства с профессиональной деятельностью героев
отдельных литературных произведений;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе
литературного образования;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки
литературных героев;
 готовность и способность к образованию и самообразованию, к
продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем, представленных в художественной литературе;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом
осмысления опыта литературных героев;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе показанных в литературных произведениях; умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;


расширение опыта деятельности экологической направленности, в том
числе представленной в произведениях русской, зарубежной
литературы и литератур народов России;
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные
и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе, в том числе на литературные темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования, в том числе школьного
литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания,
включающего
способность
понимать
своё
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность
к сочувствию и сопереживанию;
 социальных
навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по литературе
для среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:


самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
заложенную в художественном произведении, рассматривать её
всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения
литературных героев, художественных произведений и их фрагментов,
классификации и обобщения литературных фактов;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях,
в том числе при изучении литературных произведений, направлений,
фактов историко-литературного процесса;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить
коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
 координировать
и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по литературе;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
опорой на собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности
на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с
опорой на художественные произведения; обладать способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
 обладать видами деятельности для получения нового знания по
литературе, его интерпретации, преобразования и применения в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов;
 формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного
читательского опыта;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при
изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;


анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том
числе читательский;
 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
 уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и
изучения литературных произведений, в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
 владеть навыками получения литературной и другой информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления при изучении той или иной темы по литературе;
 создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе,
доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
 оценивать достоверность, легитимность литературной и другой
информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
 использовать
средства информационных и коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой
информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на
уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных
произведений;


владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и
групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести
диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
 развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного
произведения свою точку зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы на уроке и во внеурочной деятельности по литературе;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать
цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности
по предмету;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с
позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности, включая изучение литературных
произведений, и в жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении
литературы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта,
собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в
художественной литературе;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с
опорой на читательский опыт;
 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
 оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:


давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
 владеть
навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных
произведений;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
3) принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности, в том числе в процессе чтения художественной
литературы и обсуждения литературных героев и проблем,
поставленных в художественных произведениях;
 признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на
литературные темы;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека,
используя знания по литературе.


Предметные результаты (11–12 классы)
Предметные результаты по литературе в средней школе должны
обеспечивать:
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство
русской и мировой культуры, сформированность ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры;
2)
осознание
взаимосвязи
между
языковым,
литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству
познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному
литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и
сокровищам мировой культуры;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание
историко-культурного
и
нравственно-ценностного
взаимовлияния
произведений русской, зарубежной классической и современной литературы,
литератур народов России, литературной критики, в том числе:
пьеса А. Н. Островского «Гроза»; роман И. А. Гончарова «Обломов»;
роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»; стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А.
Фета, А. К. Толстого, стихотворения и поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н.

А. Некрасова; роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
(избранные главы); роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (фрагменты);
роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; роман-эпопея Л. Н.
Толстого «Война и мир»; одно произведение Н. С. Лескова; рассказы и пьеса
«Вишнёвый сад» А. П. Чехова; произведения А.Н. Островского, И. А.
Гончарова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А.П. Чехова
(дополнительно по одному произведению каждого писателя по выбору); статьи
литературных критиков H. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. В. Дружинина,
А. А. Григорьева и др. (не менее трёх статей по выбору); рассказы и пьеса «На
дне» М. Горького; стихотворения и рассказы И.А. Бунина; произведения А. И.
Куприна; стихотворения и поэма «Двенадцать» А. А. Блока; стихотворения К.
Д. Бальмонта, А. Белого, Н. С. Гумилева; стихотворения и поэма «Облако в
штанах» В. В. Маяковского; стихотворения С. А. Есенина, О. Э.
Мандельштама, М. И. Цветаевой; стихотворения и поэма «Реквием» А.А.
Ахматовой; роман Е. И. Замятина «Мы»; роман Н.А. Островского «Как
закалялась сталь» (избранные главы); роман М. А. Шолохова «Тихий Дон»;
роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (или «Белая гвардия»);
произведения А. П. Платонова, В. В. Набокова (по одному произведению
каждого писателя по выбору); стихотворения и поэма «По праву памяти» А.Т.
Твардовского; роман А.А. Фадеева «Молодая гвардия»; роман В.О. Богомолова
"В августе сорок четвертого", стихотворения и роман Б.Л. Пастернака «Доктор
Живаго» (избранные главы); повесть «Один день Ивана Денисовича» и
произведение «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты) А. И. Солженицына;
произведения литературы второй половины XX– XXI века: не менее трёх
прозаиков по выбору (в том числе Ф. А. Абрамова, Ч.Т. Айтматова, В. П.
Аксенова, В. П. Астафьева, В. И. Белова, А. Г. Битова, Ю. В. Бондарева, Б.Л.
Васильева, К. Д. Воробьева, В. С. Гроссмана, С. Д. Довлатова, Ф. А. Искандера,
В.Л. Кондратьева, В. П. Некрасова, В. О. Пелевина, В. Г. Распутина, А.Н. и Б.
Н. Стругацких, В.Ф. Тендрякова, Ю. В. Трифонова, В. Т. Шаламова, В. М.
Шукшина и др.); не менее трёх поэтов по выбору (в том числе Б. А.
Ахмадулиной, О. Ф. Берггольц, И. А. Бродского, Ю.И. Визбора, А. А.
Вознесенского, В. С. Высоцкого, Ю. В. Друниной, Е. А. Евтушенко, Н.А.
Заболоцкого, А. С. Кушнера, Л. Н. Мартынова, Б. Ш. Окуджавы, Р. И.
Рождественского, Н.М. Рубцова, Д. С. Самойлова, А. А. Тарковского и др.);
пьеса одного из драматургов по выбору (в том числе А. Н. Арбузова, А. В.
Вампилова, А. М. Володина, В. С. Розова, М. М. Рощина, К.М. Симонова и др.);
не менее трёх произведений зарубежной литературы (в том числе романы и
повести Г. Белля, Р. Брэдбери, У. Голдинга, Ч. Диккенса, А. Камю, Ф. Кафки, Х.
Ли, Г. Г. Маркеса, У. С. Моэма, Дж. Оруэлла, Э. М. Ремарка, У. Старка, Дж.
Сэлинджера, Г. Флобера, О. Хаксли, Э. Хемингуэя, У. Эко; стихотворения Г.
Аполлинера, Ш. Бодлера, П. Верлена, Э. Верхарна, А. Рембо, Т. С. Элиота;

пьесы Г. Ибсена, М. Метерлинка, Б. Шоу и др.); не менее одного произведения
из литератур народов России (в том числе произведения Г. Айги, Р. Гамзатова,
М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева, Ю. Рытхэу, Г. Тукая, К.
Хетагурова, Ю. Шесталова и др.);
5) сформированность умений определять и учитывать историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественных текстов, выявлять связь литературных произведений с
современностью;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы
образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в
дискуссии на литературные темы;
7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10
произведений и (или) фрагментов в каждом классе;
9) владение умениями анализа и интерпретации художественного
произведения в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности
заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием
теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в
основной школе);
10) владение комплексным филологическим анализом художественного
текста; осмысление функциональной роли теоретико-литературных понятий, в
том числе:
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве
писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение;
художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность;
поэтика; историко-литературный процесс; литературные направления и течения:
романтизм,
реализм,
модернизм
(символизм,
акмеизм,
футуризм),
постмодернизм; авангард; литературный манифест; литературные жанры;
трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская
позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль,
стилизация; аллюзия, подтекст; символ; интертекст, гипертекст; системы
стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник,
верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; беллетристика,
массовая литература, сетевая литература; взаимосвязь и взаимовлияние
национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;
11) понимание и осмысленное использование терминологического
аппарата
современного
литературоведения,
а
также
элементов

искусствоведения, театроведения, киноведения в процессе анализа и
интерпретации произведений художественной литературы и литературной
критики;
12) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы
и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств
(графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
13) сформированность представлений о литературном произведении как
явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его
эстетической функции и об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка в произведениях художественной литературы и умение
применять их в речевой практике;
14) сформированность представлений о стилях художественной
литературы разных эпох, литературных направлениях, течениях, школах, об
индивидуальном авторском стиле;
15) владение современными читательскими практиками, культурой
восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного
истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной
переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов,
рефератов, сочинений различных жанров (объём сочинения – не менее 250
слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные
письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка;
16) владение умениями учебной научно-исследовательской и проектной
деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе
создания медиапроектов; различными приёмами цитирования и редактирования
текстов;
17) сформированность представлений об основных направлениях
литературной критики, о современных подходах к анализу художественного
текста в литературоведении; умение создавать собственные литературнокритические произведения на основе прочитанных художественных текстов;
18) умение работать с разными информационными источниками, в том
числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и
электронных библиотечных систем.
Предметные результаты по классам:
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по литературе:
осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений на основе установления связей литературы с
фактами социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями
культурного развития страны в конкретную историческую эпоху (вторая
половина XIX века);

осознание
взаимосвязей
между
языковым,
литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте
осмысления произведений русской и зарубежной литературной классики и
собственного интеллектуально-нравственного роста;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур, уважительного отношения к ним;
осознанное умение внимательно читать, понимать и самостоятельно
интерпретировать художественные, публицистические и литературнокритические тексты;
знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской
и зарубежной классической литературы, а также литератур народов России
(вторая половина XIX века), их историко-культурного и нравственноценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы;
сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных
текстов, выявлять связь литературных произведений второй половины XIX века
с временем написания, с современностью и традицией;
умение раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое
содержание литературных произведений;
способность выявлять в произведениях художественной литературы
второй половины XIX века образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё
отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных
высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы;
устойчивые навыки устной и письменной речи в процессе чтения и
обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
осмысление художественной картины жизни, созданной автором в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания;
умение эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное
отношение к нему, передавать собственные читательские впечатления и
аргументировать своё мнение;
сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10
произведений и (или) фрагментов;
овладение умениями анализа и интерпретации художественного
произведения в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности
заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием
теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на
уровне основного общего образования);

владение комплексным филологическим анализом художественного
текста; осмысление функциональной роли теоретико-литературных понятий, в
том числе:
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве
писателя, традиция и новаторство, авторский замысел и его воплощение, миф и
литература, историзм, народность, художественное время и пространство,
поэтика, историко-литературный процесс, литературные направления и
течения: романтизм, реализм, литературные жанры, трагическое и комическое,
психологизм, тематика и проблематика, авторская позиция, фабула, виды
тропов и фигуры речи, внутренняя речь, стиль, стилизация, аллюзия, подтекст,
символ, интертекст, гипертекст, системы стихосложения (тоническая,
силлабическая, силлабо-тоническая), «вечные темы» и «вечные образы» в
литературе, взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур,
художественный перевод, литературная критика;
понимание и осмысленное использование терминологического аппарата
современного литературоведения, а также элементов искусствоведения,
театроведения, киноведения в процессе анализа и интерпретации произведений
художественной литературы и других видов искусств;
умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и
сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств
(графика, живопись, театр, кино, музыка и других);
сформированность представлений о литературном произведении как
явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его
эстетической функции и об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка в произведениях художественной литературы и умение
применять их в речевой практике;
владение умением анализировать единицы различных языковых уровней и
выявлять их смыслообразующую роль в произведении;
сформированность представлений о стилях художественной литературы
разных эпох, об индивидуальном авторском стиле;
владение
современными
читательскими
практиками,
культурой
восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного
истолкования прочитанного, ведения диалога о прочитанном в русле
обсуждаемой проблематики, информационной переработки текстов в виде
аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также
сочинений различных жанров (не менее 250 слов);
владение умением редактировать и совершенствовать собственные
письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка;

владение умениями учебной проектно-исследовательской деятельности
историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания
медиапроектов, различными приёмами цитирования и редактирования текстов;
сформированность
представлений
об
основных
направлениях
литературной критики, о современных подходах к анализу художественного
текста в литературоведении;
умение создавать собственные литературно-критические произведения на
основе прочитанных художественных текстов;
умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и
электронных библиотечных систем.
К концу обучения в 12 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по литературе:
осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений на основе установления связей литературы с
фактами социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями
культурного развития страны в конкретную историческую эпоху (конец XIX –
начало XXI века);
включение в культурно-языковое пространство русской и мировой
культуры через умение соотносить художественную литературу с фактами
общественной жизни и культуры, раскрывать роль литературы в духовном и
культурном развитии общества;
воспитание ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части
культуры;
осознание
взаимосвязи
между
языковым,
литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте
осмысления произведений русской, зарубежной литературы и литератур
народов России, и самооценки собственного интеллектуально-нравственного
уровня;
приобщение к российскому литературному наследию и через него – к
традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры,
понимание роли и места русской литературы в мировом культурном процессе;
знание содержания и понимание ключевых проблем произведений
русской, зарубежной классической и современной литературы, литератур
народов России (конец XIX – начало XXI века), их историко-культурного и
нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой
литературы;
сформированность умений самостоятельно определять и учитывать
историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе

анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений
конца XIX–начала XXI века со временем написания, с современностью и
традицией, выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской
литературы;
способность самостоятельно выявлять в произведениях художественной
литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в
развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях,
участие в дискуссии на литературные темы;
свободное владение устной и письменной речью в процессе чтения и
обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
самостоятельное осмысление художественной картины жизни, созданной
автором в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
умение эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное
отношение к нему, передавать собственные читательские впечатления и
аргументировать своё мнение;
сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10
произведений и (или) фрагментов;
овладение умениями самостоятельного анализа и интерпретации
художественного произведения в единстве формы и содержания (с учётом
неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с
использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к
изученным на уровне основного общего образования);
владение комплексным филологическим анализом художественного
текста;
осмысление функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том
числе:
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве
писателя, традиция и новаторство, авторский замысел и его воплощение, миф и
литература, историзм, народность, художественное время и пространство,
поэтика, историко-литературный процесс, литературные направления и
течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм),
постмодернизм, авангард, литературный манифест, литературные жанры,
трагическое и комическое, психологизм, тематика и проблематика, авторская
позиция, фабула, виды тропов и фигуры речи, внутренняя речь, стиль,
стилизация, аллюзия, подтекст, символ, системы стихосложения (тоническая,
силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр, «вечные темы» и
«вечные образы» в литературе, беллетристика, массовая литература, сетевая

литература, взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур,
художественный перевод, литературная критика;
понимание и осмысленное использование терминологического аппарата
современного литературоведения, а также элементов искусствоведения,
театроведения, киноведения в процессе анализа и интерпретации произведений
художественной литературы и литературной критики;
умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной
литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других
видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и другие);
сформированность представлений о литературном произведении как
явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его
эстетической функции и об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка в произведениях художественной литературы, умение
применять их в речевой практике;
умение анализировать языковые явления и факты, допускающие
неоднозначную интерпретацию, и выявлять их смыслообразующую роль;
сформированность представлений о стилях художественной литературы
разных эпох, литературных направлениях, течениях, школах, об
индивидуальном авторском стиле;
владение
современными
читательскими
практиками,
культурой
восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного
истолкования прочитанного, информационной переработки текстов в виде
аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также
сочинений различных жанров (не менее 250 слов);
владение умением редактировать и совершенствовать собственные
письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка;
владение умениями учебной проектно-исследовательской деятельности
историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания
медиапроектов, различными приёмами цитирования и редактирования
собственных и чужих текстов;
сформированность
представлений
об
основных
направлениях
литературной критики, о современных подходах к анализу художественного
текста в литературоведении;
умение создавать собственные литературно-критические произведения на
основе прочитанных художественных текстов;
умение самостоятельно работать с разными информационными
источниками, в том числе в медиапространстве (поиск, анализ, отбор,
структурирование, презентация информации), оптимально использовать
ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Литература второй половины XIX века

1.1

1.2

А. Н. Островский. Драма
«Гроза». Пьесы
«Бесприданница», «Свои
люди — сочтёмся» и др.
(одно произведение по
выбору) Статьи H. А.
Добролюбова «Луч света в
тёмном царстве», Д. И.
Писарева «Мотивы русской
драмы», А. А. Григорьева
«После «Грозы»
Островского»

И. А. Гончаров. Роман
«Обломов». Романы и
очерки (одно произведение
по выбору). Например,
«Обыкновенная история»,
очерки из книги
«Фрегат ”Паллада“» и др.
Статьи H. А. Добролюбова
«Что такое обломовщина?»,
А.В.Дружинина
"«Обломов». Роман И. А.

9

10

Библиотека ЦОК https ://
m. edsoo. ru /7 f 41 bacc

Гончарова"

1.3

1.4

1.5

И. С. Тургенев. Роман
«Отцы и дети». Повести и
романы (одно произведение
по выбору). Например,
«Первая любовь», «Вешние
воды», «Рудин»,
«Дворянское гнездо» и др.
Статья «Гамлет и Дон
Кихот» Статьи Д. И.
Писарева «Базаров» и др.

Ф. И. Тютчев.
Стихотворения (не менее
пяти по выбору). Например,
«Silentium!», «Не то, что
мните вы, природа...»,
«Умом Россию не
понять…», «О, как
убийственно мы любим...»,
«Нам не дано
предугадать…», «К. Б.» («Я
встретил вас — и всё
былое...»), «Певучесть есть
в морских волнах…»,
«Природа — сфинкс. И тем
она верней...», «Эти бедные
селенья…», «О вещая душа
моя!..», «День и ночь» и др.
Н. А. Некрасов.
Стихотворения (не менее
пяти по выбору). Например,

14

7

8

«Тройка», «Я не люблю
иронии твоей...»,
«Вчерашний день, часу в
шестом…», «Мы с тобой
бестолковые люди...»,
«Поэт и Гражданин»,
«Элегия» («Пускай нам
говорит изменчивая
мода...»), «О Муза! я у
двери гроба…», «Блажен
незлобивый поэт…»,
«Памяти Добролюбова»,
«Пророк» и др. Поэма
«Кому на Руси жить
хорошо»

1.6

А. А. Фет. Стихотворения
(не менее пяти по выбору).
Например, «Одним толчком
согнать ладью живую…»,
«Ещё майская ночь»,
«Вечер», «Это утро, радость
эта…», «Шёпот, робкое
дыханье…», «Сияла ночь.
Луной был полон сад.
Лежали…», «Я тебе ничего
не скажу…», «Заря
прощается с землёю...», «На
заре ты её не буди…», «Как
беден наш язык! Хочу и не
могу…», «На стоге сена
ночью южной…» и др.

7

1.7

1.8

1.9

А. К. Толстой.
Стихотворения (не менее
трёх по выбору). Например,
«Средь шумного бала,
случайно…»,
«Колокольчики мои…»,
«Меня, во мраке и в
пыли…», «Двух станов не
боец, но только гость
случайный…» и др.

Н. Г. Чернышевский. Роман
«Что делать?» (главы по
выбору). Статьи «Детство и
отрочество. Сочинение
графа Л. Н. Толстого.
Военные рассказы графа Л.
Н. Толстого», «Русский
человек на rendez-vous.
Размышления по прочтении
повести г.
Тургенева ”Ася“»

М. Е. Салтыков-Щедрин.
Роман-хроника «История
одного города» (не менее
четырёх глав по выбору).
Например, главы «О корени
происхождения глуповцев»,
«Опись градоначальникам»,
«Органчик»,
«Подтверждение покаяния»
и др. Сказки (не менее трёх

2

3

7

по выбору). Например,
«Пропала совесть»,
«Медведь на воеводстве»,
«Карась-идеалист»,
«Коняга» и др.

1.10

1.11

1.12

Ф. М. Достоевский. Роман
«Преступление и
наказание». Повести и
романы (одно произведение
по выбору). Например,
«Неточка Незванова», «Сон
смешного человека»,
«Идиот», «Подросток» и др.
Л. Н. Толстой. Романэпопея «Война и мир».
Рассказы, повести и романы
(одно произведение по
выбору). Например,
рассказы из цикла
«Севастопольские
рассказы», «Смерть Ивана
Ильича», «Анна Каренина»
и др. Статьи Н. Н. Страхова
«Сочинения гр. Л. Н.
Толстого» и др.
Н. С. Лесков. Рассказы и
повести (не менее двух
произведений по выбору).
Например, «Очарованный
странник», «Однодум»,
«Тупейный художник»,

18

20

3

«Леди Макбет Мценского
уезда» и др.

1.13

А. П. Чехов. Рассказы (не
менее пяти по выбору).
Например, «Студент»,
«Ионыч», «Дама с
собачкой», «Человек в
футляре», «Крыжовник»,
«О любви», «Попрыгунья»,
«Душечка», «Дом с
мезонином» и др. Комедия
«Вишнёвый сад». Пьесы
«Чайка», «Дядя Ваня»,
«Три сестры» (одно
произведение по выбору)

Итого по разделу

16

124

Раздел 2. Литература народов России

2.1

Стихотворения и поэмы (не
менее одного произведения
по выбору). Например,
стихотворения Г. Тукая,
стихотворения и поэма
«Фатима» К. Хетагурова и
др.

Итого по разделу

1

1

Раздел 3. Зарубежная литература
3.1

Зарубежная проза второй
половины XIX века. (не
менее одного произведения

2

по выбору). Например,
произведения Ч.Диккенса
«Дэвид Копперфилд»,
«Большие надежды»,
Г.Флобера «Мадам
Бовари», Э. Золя
«Творчество», Г. де
Мопассана «Милый друг» и
др.

3.2

3.3

Зарубежная поэзия второй
половины XIX века. (не
менее двух стихотворений
одного из поэтов по
выбору). Например,
стихотворения А. Рембо,
Ш. Бодлера, П. Верлена, Э.
Верхарна и др.

Зарубежная драматургия
второй половины XIX века.
(не менее одного
произведения по
выбору).Например, пьесы
Г.Гауптмана «Перед
восходом солнца»,
«Одинокие», Г. Ибсена
«Кукольный дом», «Пер
Гюнт» и др.

1

1

Итого по разделу

4

Развитие речи

15

Уроки внеклассного чтения

2

Итоговые контрольные работы

4

Резервные уроки

12

Подготовка и защита проектов

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

8

170

3

3

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/п

1

2
3
4
5
6
7

8
9

Тема урока
Введение в курс литературы
второй половины ХIX века. А.
Н. Островский. Страницы
жизни и творчества
Тематика и проблематика,
особенности сюжета и
конфликта в драме "Гроза"

Количество часов
Всего

1
1

Смысл названия драмы "Гроза",
ее жанровое своеобразие

1

Драма «Гроза» в русской
критике

Тематика и проблематика пьесы
А.Н.Островского
"Бесприданница" или "Свои
люди - сочтемся"
Главные герои пьесы
"Бесприданница" или "Свои
люди - сочтемся"
Драматическое новаторство
А.Н.Островского

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Катерина в системе персонажей
пьесы "Гроза"
Город Калинов и его обитатели

Контрольные
работы

1

1
1

1
1

https://resh.edu.ru/subject/14/10

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Подготовка и защита проектов.
Пьесы А.Н. Островского на
сцене современного театра

Резервный урок. Подготовка к
домашнему сочинению по пьесе
А.Н.Островского «Гроза»
Развитие речи. Подготовка к
домашнему сочинению по пьесе
А.Н.Островского «Гроза»
Основные этапы жизни и
творчества И.А.Гончарова
История создания романа
"Обломов". Особенности
композиции

1
1
1
1
1

Образ главного героя в романе
"Обломов"

1

Женские образы в романе
"Обломов" и их роль в развитии
сюжета

1

Обломов и Штольц

Социально-философский смысл
романа "Обломов"
Русская критика о романе
"Обломов". Понятие
«обломовщина»

Проблематика романа
И.А.Гончарова "Обыкновенная
история"
Система образов в романе
"Обыкновенная история"

1

1
1
1
1

Библиотека ЦОК

https://resh.edu.ru/subject/14/10/

22
23

24

25

26
27
28
29
30
31

Документальное и
художественное в очерках из
книги "Фрегат "Паллада"

Продготовка и защита проектов.
Роман "Обломов" в различных
видах искусства
Резервный урок. Подготовка к
домашнему сочинению по
роману И.А.Гончарова
«Обломов»
Развитие речи. Подготовка к
домашнему сочинению по
роману И.А.Гончарова
«Обломов»

Основные этапы жизни и
творчества И.С.Тургенева.
Творческая история создания
романа «Отцы и дети»
Русское общество в романе
"Отцы и дети"

Сюжет и проблематика романа
«Отцы и дети»

Своеобразие конфликта и
основные стадии его развития в
романе "Отцы и дети"
"Отцы" в романе: братья
Кирсановы, родители Базарова
Анализ сцен споров Евгения
Базарова и Павла Петровича
Кирсанова

1
1

1

1

1
1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК

https://resh.edu.ru/subject/14/10/

32
33
34

35

36
37
38
39

40

41

Евгений Базаров и Аркадий
Кирсанов
Женские образы в романе
"Отцы и дети"

Полемика вокруг романа: образ
Базарова в русской критике.
Статьи Д.И.Писарева «Базаров»
и др.
Идейно-художественное
содержание романа
И.С.Тургенева "Дворянское
гнездо"
Система образов романа
"Дворянское гнзедо".
"Тургеневская девушка"
Смысл названия романа
"Дворянское гнездо"

Поэтика романов И.С.
Тургенева, своеобразие жанра

Статья "Гамлет и Дон Кихот":
герой в контексте мировой
литературы

Подготовка и защита учебных
проектов. Интерпретация
романа "Отцы и дети" в
различных видах искусств

Резервный урок. Подготовка к
домашнему сочинению по
роману И.С.Тургенева «Отцы и
дети»

1
1
1

1

1
1
1
1

1

1

42
43
44
45
46
47
48
49
50

51
52
53
54

Развитие речи. Подготовка к
домашнему сочинению по
роману И.С.Тургенева «Отцы и
дети»

1

Основные этапы жизни и
творчества Ф.И.Тютчева

1

Человек, история, природа в
лирике Ф.И.Тютчева

1

Ф.И.Тютчев - поэт-философ

1

Тема Родины в поэзии Ф.И.
Тютчева

1

Художественное своеобразие
поэзии Тютчева

1

Любовная лирика Ф.И.Тютчева

Поэзия Тютчева и литературная
традиция
Развитие речи. Анализ
лирического произведения
Ф.И.Тютчева

Основные этапы жизни и
творчества Н.А.Некрасова. О
народных истоках
мироощущения поэта
Гражданская поэзия Н.А.
Некрасова и лирика чувств

Анализ лирического
произведения Н.А.Некрасова

История создания поэмы
Н.А.Некрасова "Кому на Руси
жить хорошо". Жанр,

https://resh.edu.ru/subject/14/10/

1

1
1

1
1
1
1

Библиотека ЦОК

https://resh.edu.ru/subject/14/10/

фольклорная основа
произведения
55

56
57
58
59
60
61
62
63
64

Сюжет поэмы "Кому на Руси
жить хорошо": путешествие как
прием организации
повествования. Авторские
отступления
Многообразие народных типов
в галерее персонажей «Кому на
Руси жить хорошо»
Образ Матрены Тимофеевны,
смысл “бабьей притчи”
Проблемы счастья и смысла
жизни в поэме "Кому на Руси
жить хорошо"

Развитие речи. Сочинение по
поэме Н.А. Некрасова "Кому на
Руси жить хорошо"
Резервный урок. Сочинение по
поэме Н.А. Некрасова "Кому на
Руси жить хорошо"
Основные этапы жизни и
творчества А. А.Фета. Теория
«чистого искусства»
Человек и природа в лирике
поэта А. А.Фета

“Вечные” темы в лирике А.А.
Фета
Философская проблематика
лирики А. А.Фета

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК

https://resh.edu.ru/subject/14/10/

65
66
67
68
69
70
71
72
73
74

75

Психологизм лирики А.А. Фета
Особенности поэтического
языка А. А.Фета
Поэзия А. А.Фета и
литературная традиция

Развитие речи. Анализ
лирического произведения А.А.
Фета
Подготовка к контрольному
сочинению по поэзии второй
половины XIX века

Контрольное сочинение по
поэзии второй половины XIX
века
Основные темы, мотивы и
образы поэзии А.К. Толстого

Взгляд на русскую историю в
произведениях А.К. Толстого

История создания романа "Что
делать?". Эстетическая теория
Н.Г.Чернышевского
Идеологические, этические и
эстетические проблемы в
романе "Что делать?"

Публицистика писателя: статьи
«Детство и отрочество.
Сочинение графа Л. Н.
Толстого. Военные рассказы
графа Л. Н. Толстого», «Русский
человек на rendez-vous.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

Размышления по прочтении
повести г. Тургенева ”Ася“»
76

77

78

79
80
81
82
83
84

Основные этапы жизни и
творчества М.Е.СалтыковаЩедрина. Мастер сатиры

«История одного города» как
сатирическое произведение.
Глава «О корени
происхождения глуповцев»

Собирательные образы
градоначальников и
«глуповцев». «Опись
градоначальникам»,
«Органчик», «Подтверждение
покаяния» и др.
Образы Органчика и УгрюмБурчеева

Тема народа и власти. Смысл
финала "Истории одного
города"
Политическая сатира сказок
М.Е.Салтыкова-Щедрина

Художественный мир М.Е.
Салтыкова-Щедрина: приемы
сатирического изображения

Подготовка к презентации
пректов по литературе второй
половины XIX века
Презентация проектов по
литературе второй половины

1

1

1

1
1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК

https://resh.edu.ru/subject/14/10/

XIX века
85
86

87
88
89
90
91
92
93
94
95

Основные этапы жизни и
творчества Ф.М.Достоевского
История создания романа
«Преступление и наказание».
Жанровая и композиционная
особенности
Основные сюжетные линии
романа «Преступление и
наказание»

Преступление Раскольникова.
Идея о праве сильной личности
Раскольников в системе
образов. Раскольников и его
«двойники»

Униженные и оскорбленные в
романе «Преступление и
наказание»
Образ Петербурга в романе
«Преступление и наказание»

Образ Сонечки Мармеладовой и
проблема нравственного идеала
в романе
Библейские мотивы и образы в
романе «Преступление и
наказание»
Роль внутренних монологов и
снов героев романа
«Преступление и наказание»

Портрет, пейзаж, интерьер и их

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК

https://resh.edu.ru/subject/14/10/

художественная функция в
романе «Преступление и
наказание»
96
97
98
99
100
101
102
103
104

105
106
107

Роль эпилога. Смысл названия
романа «Преступление и
наказание»

«Преступление и наказание» как
философский роман

1
1

Развитие речи. Письменный
ответ на проблемный вопрос

1

Проблема нравственного
выбора в романе "Идиот"

1

Проблематика романа "Идиот"

Психологизм прозы Ф.М.
Достоевского

Художественные открытия Ф.М.
Достоевского
Историко-культурное значение
романов Ф.М.Достоевского
Развитие речи. Подготовка к
домашнему сочинению по
роману «Преступление и
наказание»
Развитие речи. Подготовка к
домашнему сочинению по
роману «Преступление и
наказание»
Основные этапы жизни и
творчества Л.Н.Толстого

На пути к "Войне и миру".

1

1
1
1
1

1
1
1

Правда о войне в
"Севастопольских рассказах"
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119

История создания романа
«Война и мир». Жанровые
особенности произведения

Смысл названия романа «Война
и мир». Историческая основа
произведения
Нравственные устои и жизнь
дворянства в романе «Война и
мир»
«Мысль семейная» в романе:
Ростовы и Болконские

Нравственно-философские
взгляды Л.Н.Толстого,
воплощенные в женских образах
Андрей Болконский: поиски
смысла жизни
Духовные искания Пьера
Безухова

Развитие речи. Письменный
ответ на проблемный вопрос

Отечественная война 1812 года
в романе «Война и мир»
Бородинское сражение как
идейно-композициионный
центр романа «Война и мир»

Образы Кутузова и Наполеона в
романе «Война и мир»
«Мысль народная» в романе

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК

https://resh.edu.ru/subject/14/10/

«Война и мир»
120
121
122

123
124
125
126

127
128
129

Картины партизанской войны в
романе «Война и мир».
Значение образа Тихона
Щербатого
Русский солдат в изображении
Толстого
Проблема национального
характера в романе «Война и
мир». Образы Тушина и
Тимохина

Философия истории в романе
«Война и мир»: роль личности и
стихийное начало
Москва и Петербург в романе
«Война и мир»

Психологизм прозы Толстого:
«диалектика души»

Значение творчества
Л.Н.Толстого в отечественной и
мировой культуре. Критика о
Толстом
Развитие речи. Подготовка к
домашнему сочинению по
роману Л.Н.Толстого
Развитие речи. Подготовка к
домашнему сочинению по
роману Л.Н.Толстого
Основные этапы жизни и
творчества Н.С.Лескова.

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

Библиотека ЦОК

https://resh.edu.ru/subject/14/10/

Художественный мир
произведений писателя
130

131
132
133
134
135
136
137
138

139
140

Изображение этапов духовного
пути личности. Тема
праведничества в повести
"Очарованный странник"

Загадка женской души.
Символичность названия «Леди
Макбет Мценского уезда»
Развитие речи. Письменный
ответ на проблемный вопрос

1

1
1

Внеклассное чтение. Любимые
страницы литературы второй
половины XIX века»

1

Итоговая контрольная работа

1

Итоговая контрольная работа

1

Основные этапы жизни и
творчества А.П.Чехова.
Новаторство прозы писателя

1

Многообразие философскопсихологической проблематики
в рассказах А.П. Чехова
Идейно-художественное
своеобразие рассказа «Ионыч»

Поиски идеала и проблема
ответственности человека за
свою судьбу: трилогия «Человек
в футляре», «Крыжовник», «О
любви»
Тема любви в чеховской прозе:

1
1

1
1

1
1

Библиотека ЦОК

https://resh.edu.ru/subject/14/10/

рассказы «Дама с собачкой»,
«Душечка»
141
142
143

144

145
146
147
148
149
150

Художественное своеобразие
прозы А.П. Чехова
Развитие речи. Письменный
ответ на проблемный вопрос

История создания, жанровые
особенности комедии
«Вишневый сад»

Проблематика пьесы
«Вишневый сад». Особенности
кофликта и системы образов.
Разрушение «дворянского
гнезда»
Раневская и Гаев как герои
уходящего в прошлое
усадебного быта

Настоящее и будущее в комедии
«Вишневый сад»: образы
Лопахина, Пети и Ани
Образы слуг (Яша, Дуняша,
Фирс) в комедии «Вишневый
сад»

Смысл названия пьесы
«Вишневый сад», ее символика

Проблема цели и смысла жизни
в чеховских пьесах «Чайка»,
«Дядя Ваня», «Три сестры» - по
выбору
Своеобразие героев в

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

драматургии А.П. Чехова
«Чайка», «Дядя Ваня», «Три
сестры» - по выбору
151
152
153
154

155

156

157

158

Художественное мастерство,
новаторство Чехова-драматурга
Значение творческого наследия
Чехова для отечественной и
мировой литературы и театра

Развитие речи. Подготовка к
домашнему сочинению по пьесе
"Вишневый сад"
Подготовка и защита проектов
по прозе и драматургии второй
половины XIX века
Литература народов России.
Страницы жизни поэта и
особенности его лирики (по
выбору)

Резервный урок. Литература
народов России. Анализ
лирического произведения по
выбору
Зарубежная проза второй
половины XIX века. Жизнь и
творчество писателя
Ч.Диккенса, Г. Флобера, Э.
Золя, Г. де Мопассана и др.
История создания, сюжет и
композиция произведения
Зарубежная проза второй

1
1
1
1

1

1

1

1

Библиотека ЦОК

https://resh.edu.ru/subject/14/10/

половины XIX века.Тематика,
проблематика. Система образов
159

160

161

162

163

164

Резервный урок.
Художественное мастерство
писателя (на выбор, Ч.Диккенса,
Г. Флобера, Э. Золя, Г. де
Мопассана и др.)
Резервный урок. Письменный
ответ на проблемный вопрос

Зарубежная поэзия второй
половины XIX века. Страницы
жизни поэта на выбор - А.
Рембо, Ш. Бодлера, П. Верлена,
Э. Верхарна и др., особенности
его лирики
Резервный урок. Зарубежная
поэзия второй половины XIX
века. Символические образы в
стихотворениях, особенности
поэтического языка
Резервный урок. Зарубежная
поэзия второй половины XIX
века. Анализ лирического
произведения по выбору

Зарубежная драматургия второй
половины XIX века. Жизнь и
творчество драматурга
Г.Гауптмана, Г. Ибсена, история
создания, сюжет и конфликт в
произведении

1

1

1

Библиотека ЦОК

https://resh.edu.ru/subject/14/10/

1

1

1

Библиотека ЦОК

https://resh.edu.ru/subject/14/10/

165

166

167
168
169

170

Резервный урок. Зарубежная
драматургия второй половины
XIX века. Проблематика пьесы.
Система образов. Новаторство
драматурга
Резервный урок. Повторение.
Сквозные образы и мотивы в
литературе второй половины
XIX века
Резервный урок. Обобщение
пройденного материала по
литературе второй половины
XIX века
Внеклассное чтение "В мире
современной литературы"

Подготовка к презентации
проекта по зарубежной
литературе второй половины
ХIХ века

Презентация
индивидуального/коллективного
учебного проекта по теме

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

1
1
1

1
170

3

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник для общеобразоват. учреждений. «Литература 10 кл. в 2 ч. (базовый и
углубленный уровень /В.И. Коровин.- М.: Просвещение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».