РП Адаптивная физическая культура 11-12 кл

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные
общеобразовательные программы»

Принято
педагогическим советом
Протокол № 1
от 29 августа 2023 года

Утверждено
приказом ГБОУ СО «Екатеринбургская
школа-интернат «Эверест»
от 31 августа 2023 года № 105-у

Рабочая программа
среднего общего образования
учебного предмета «Адаптивная физическая культура»

для обучающихся с нарушениями
опорно - двигательного аппарата (11-12 классы)

г. Екатеринбург, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по адаптивной физической культуре на уровне среднего
общего образования разработана на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего
образования, представленных в ФГОС СОО, а также на основе
характеристики
планируемых
результатов
духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
федеральной рабочей программе воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Одной из приоритетных задач в системе образования на современном
этапе является охрана и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.
Решается эта задача в процессе физического воспитания.
Согласно требованиям к проведению занятий по физическому
воспитанию все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
должны заниматься физическими упражнениями в соответствии с
индивидуальными возможностями организма и состоянием здоровья.
С этой целью в образовательных организациях необходимо
реализовывать специальные программы коррекционной направленности по
адаптивной физической культуре (АФК) специально для разных категорий
обучающихся с ОВЗ.
Учебная дисциплина «Адаптивная физическая культура» является
составной частью предметной области «Физическая культура, основы
безопасности жизнедеятельности».
Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивнооздоровительного характера, направленный на коррекцию нарушенных
функций и формирование компенсации утраченных способностей, средство
укрепления физического здоровья, повышения и совершенствования
двигательных возможностей.
Программа по адаптивной физической культуре должна содействовать
всестороннему развитию личности обучающегося, формированию
осознанного отношения к своим силам, развитию основных физических
качеств, компенсацию нарушенных функций организма.
Методика АФК для обучающихся с НОДА имеет ряд существенных
отличий, от общеобразовательной программы физического воспитания. Это
обусловлено нарушениями развития как физической так психической сферы
обучающегося с двигательными нарушениями. Основные подходы к
построению и содержанию занятий в рамках уроков по адаптивному
физическому воспитанию обучающихся с нарушением опорно-двигательного

аппарата определяются специальными принципами работы с данной
категорией обучающихся с ОВЗ.
Категория обучающихся с НОДА чрезвычайно разнообразна по
нозологии, возрасту, степени тяжести двигательного нарушения, времени его
возникновения, причинам и характеру протекания заболевания,
медицинскому прогнозу, состоянию соматического здоровья, уровню
физического развития и физической подготовленности.
Важно для каждой нозологической группы при составлении программы
занятий учитывать особенности нарушений, компенсаторных возможностей
организма, степень компенсации и развития остаточных физических качеств.
В основу разработки программы по адаптивной физической культуре
обучающихся с НОДА заложены дифференцированный и деятельностный
подходы. Применение дифференцированного подхода к созданию
образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя
обучающимся
с
НОДА
возможность
реализовать
индивидуальный потенциал развития.
В процессе разработки программы целесообразно выделять следующие
нозологические группы обучающихся: с детским церебральным параличом и
сходными состояниями, с поражением спинного мозга, с ампутацией
конечностей.
Для обучающихся, у которых НОДА обусловлены органическим
поражением двигательных отделов центральной нервной системы,
характерны неврологические двигательные расстройства. Большинство
обучающихся этой группы составляют обучающиеся с детским
церебральным параличом (ДЦП).
Группа обучающихся с поражением спинного мозга характеризуются
полной или частичной утратой произвольных движений, различных видов
чувствительности, расстройствам функции тазовых органов. Грубые
повреждения спинного мозга после травмы нижнешейного отдела
позвоночника наблюдаются преимущественно у обучающихся старше 9 лет.
У таких обучающихся страдает функции многих органов и систем, не только
ниже, но и выше уровня поражения. Сопровождающая их гиподинамия
вызывает многочисленные нарушения функционирования органов и их
систем. Контрактуры и деформации формируются достаточно в короткое
время, что может привести к тяжелой инвалидизации и сохраняться даже при
неврологическом восстановлении.
При ампутации конечностей отмечается нарушение и перестройка
оптимального двигательного стереотипа. Это выражается в атрофии
половины тазового сегмента при ампутации нижней конечности, а при

ампутации
верхней
конечности
изменением
статодинамических
характеристик верхне-плечевого пояса. Выявляются постуральные
нарушения, в мышцах усеченной конечности возникают трофические
процессы, формируются контрактуры и тугоподвижность в сохраненных
суставах, общий центр массы тела смещается в сторону сохранившейся
конечности и вверх, появляются вторичные деформации костно-мышечной
системы.
Специфика и тяжесть двигательных нарушений в сочетании с
особенностями психического развития и речи обучающихся с НОДА
определяют их особые образовательные потребности, а именно потребность:
- в максимально раннем начале коррекционно-развивающей работы и
комплексной реабилитации (абилитации), в том числе с использованием
методов физической культуры и спорта;
- в строгой регламентации деятельности с учетом медицинских
рекомендаций;
- в индивидуализации образовательного процесса;
- в обеспечении вспомогательными средствами для облегчения
самообслуживания и для обучения (инвентарь; специальные держатели,
утяжелители для рук, мягкие маты, специальный адаптированный
спортивный инвентарь и др.);
- в создании безбарьерной архитектурно-планировочной среды;
- в предоставлении дифференцированной помощи, в том числе в
привлечении ассистента (для обучающихся с тяжелыми двигательными
нарушениями);
- в обеспечении возможности вербальной и невербальной коммуникации
(для обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми
нарушениями речи и коммуникации).
У обучающихся с НОДА двигательные нарушения имеют различную
степень выраженности:
- тяжелая степень двигательных нарушений характеризуется
отсутствием возможности к самостоятельному передвижению и
манипулятивной деятельности, самостоятельное обслуживание затруднено.
- средняя степень двигательных нарушений характеризуется владением
ходьбой, но при помощи технических средств реабилитации самостоятельное
передвижение затруднено, самообслуживание затруднено из-за нарушений
манипулятивных функций рук;

легкая степень двигательных нарушений характеризуется тем,
что обучающиеся передвигаются самостоятельно, без помощи, полностью
себя или частично обслуживают, манипулятивная функция развита хорошо
удовлетворительно. Но при этом у обучающихся, с данной степенью могут
наблюдаться патологические позы и положения, нарушения походки,
мышечная сила снижена, ограничения в способности бегать и прыгать,
движения неточные и неловкие, имеются нарушения мелкой моторики.
Обучающиеся по АООП СОО могут иметь двигательные нарушения
разной степени выраженности: передвигаться самостоятельно или при
помощи технических средств реабилитации, или на инвалидной коляске с
посторонней помощью. Как правило, нарушения способности к
передвижению сочетаются с ограничениями манипулятивной деятельности и
мелкой моторики. Даже при легкой степени двигательных ограничений у
обучающихся отмечается нарушение походки, ограничения способности в
беге, прыжках и ходьбе на длинные дистанции, координации движений и
моторная неловкость. Превалирует нарушение мышечного тонуса по типу
спастичности, снижением мышечной силы.
При построении программы необходимо учитывать, что обучающиеся с
двигательными нарушениями, часто имеют нарушения осанки и стоп
(эквинусную установку стоп и др.), при чрезмерных нагрузках или
неправильно подобранных упражнениях они подвержены высокому риску
ухудшения состояния опорно-двигательной системы.
Адаптивная физическая культура занимает важное место не только в
образовательном процессе обучающихся с НОДА, но и в целом является
частью системы комплексного сопровождения и психолого-педагогической
реабилитации / абилитации обучающихся с НОДА. Высокий потенциал
дисциплины как эффективного метода и социализации обучающихся с
двигательными нарушениями признается специалистами в сфере
образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социальной
защиты. Все обучающиеся с НОДА должны посещать занятия по АФК, никто
не может быть освобождён от них полностью. В случае надомного обучения
занятия АФК должны быть организованы на дому с созданием специальных
условий.
Личностные и предметные результаты освоения дисциплины
непосредственно влияют на уровень развития жизненной компетенции
обучающихся в части формирования и развития социальных навыков, в том
числе навыков самообслуживания, дефицитарных вследствие двигательных
ограничений.
При проведении уроков АФК рекомендуется деление классов на
подгруппы с учетом двигательных возможностей.
Цель реализации программы - стремление к нормализации двигательной
деятельности, способствующей социальной реабилитации (абилитации)
обучающихся, достижению такого уровня развития двигательных навыков,

который даст возможность минимально зависеть от посторонней помощи,
вести более активный образ жизни, общаться с другими людьми.
Задачи реализации программы:
Поставленная цель конкретизируется через следующие задачи изучения
учебного предмета:
- обеспечение регулярной адекватной состоянию здоровья физической
нагрузки; доступного уровня физической активности и поддержание его в
течение учебного года;
- укрепление здоровья, содействие физическому развитию, повышению
защитных сил организма;
обучение основам техники движений, формированию жизненно
необходимых навыков и умений;
развитие двигательных (кондиционных и координационных)
способностей;
приобретение знаний (определяемых стандартом) в области
физической культуры и спорта;
развитие и совершенствование личностных и эмоциональноволевых качеств обучающегося с НОДА;
формирование потребности в самостоятельных занятиях
физической культурой, умения самостоятельно выбирать и выполнять
физические
упражнения
для
отдыха,
тренировки,
повышения
работоспособности;
развитие социально-коммуникативных умений;
формирование
общей
культуры,
духовно-нравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
развитие способностей.
Специфические (коррекционные, компенсаторные, профилактические)
задачиадаптивной физической культуры при работе с обучающимися с
НОДА сохраняются на протяжении всего периода обучения в
образовательной организации. Задачи следующие:
коррекция техники основных движений – ходьбы, бега, плавания,
прыжков, перелезания, метания, мелкой моторики рук, симметричных и
ассиметричных движений и др.;
коррекция и развитие координационных способностей –
согласованности движений отдельных звеньев тела при выполнении
физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки
усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на
изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности движений,
мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации;
изменение качества движений за счет улучшения согласованности и
тренировки различных мышечных групп, согласования сокращения и
расслабления мышц-антагонистов и мышц-синергистов в процессе
выполнения малоамплитудных движений;

улучшение пластичности и гибкости;
коррекция и развитие физической подготовленности – мышечной
силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств,
ловкости, выносливости, подвижности в суставах;
компенсация
утраченных
или
нарушенных
функций,
формирование новых видов движений за счет сохранных функций в случае
невозможности коррекции;
профилактика и коррекция соматических нарушений – нарушений
осанки, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, сколиоза,
плоскостопия, профилактика простудных и инфекционных заболеваний,
травматизма, микротравм;
коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка
зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
развитие зрительной и слуховой памяти; развитие устойчивости к
вестибулярным раздражениям; дифференцировка тактильных ощущений,
кожно-кинестетических восприятий и т. д.;
коррекция психических нарушений в процессе деятельности
–зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия,
наглядно-образного и вербально-логического мышления, памяти, внимания,
речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т. д.
В зависимости от нозологической группы, к которой относятся
обучающиеся с НОДА, специфические (коррекционные) задачи
дифференцируются. Для обучающихся с ДЦП и сходными заболеваниями в
каждое занятие необходимо включать упражнения, на коррекцию
пространственных нарушений, развитие мелкой моторики, точности и
координации движений, а также спортивные игры по упрощенным правилам.
Для обучающихся с поражениями спинного мозга важно включать в
структуру занятий максимально включать упражнения для стимуляции
двигательной активности, упражнения для профилактики контрактур и
трофических нарушений, упражнения для активизации дыхательной
мускулатуры.
Для обучающихся с отсутствием или недоразвитием конечностей
следует подбирать специальные упражнения, направленные на профилактику
вторичных нарушений мышечной и двигательной системы нарушений. Перед
учителем также стоит задача по овладению обучающимся протезом,
стимуляции его использования.
Образовательно-коррекционный процесс на уроках АФК базируется на
общедидактических
и
специальных
принципах,
обусловленных
особенностями психофизического развития обучающихся с НОДА.
Программный материал специальной дисциплины «Адаптивная
физическая культура» структурирован по тематическим модулям без
привязки к годам обучения. Образовательная организация по собственному
усмотрению распределяет материал по годам и периодам обучения.

Содержание обучения по программе является вариативным, оно может
изменяться в зависимости от особых образовательных потребностей
обучающихся, обусловленных тяжестью и характером имеющихся у них
нарушений. При формировании и структурировании материала необходимо
учитывать нозологию, возраст, степень тяжести двигательного дефекта,
времени его возникновения, причины и характер протекания заболевания,
состояние соматического здоровья, уровень физического развития и
физической
подготовленности
обучающихся.
Все
упражнения
дифференцируются в зависимости от ведущего двигательного нарушения у
обучающихся.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
11 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Физическая культура как социальное явление. Истоки возникновения
культуры как социального явления, характеристика основных направлений
ее развития (индивидуальная, национальная, мировая). Культура как
способ развития человека, ее связь с условиями жизни и деятельности.
Физическая культура как явление культуры, связанное с преобразованием
физической природы человека.
Характеристика системной организации физической культуры в
современном обществе, основные направления ее развития и формы
организации
(оздоровительная,
прикладно-ориентированная,
соревновательно-достиженческая).
Законодательные основы развития физической культуры в Российской
Федерации. Извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и
обязанностей граждан в занятиях физической культурой и спортом:
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» от 4 декабря 2007 г.№ 329-ФЗ, Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 373-ФЗ.
Физическая культура как средство укрепления здоровья человека.
Здоровье как базовая ценность человека и общества. Характеристика
основных компонентов здоровья, их связь с занятиями физической
культурой. Общие представления об истории и развитии популярных
систем оздоровительной физической культуры, их целевая ориентация и
предметное содержание.
Способы самостоятельной двигательной деятельности.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Модуль «Спортивные игры».
Спортивная игра с элементами футбола (по упрощенным правилам).
Техники игровых действий: вбрасывание мяча с лицевой линии,
выполнение углового и штрафного ударов в изменяющихся игровых
ситуациях. Закрепление правил игры в условиях игровой и (или) учебной
деятельности.
Спортивная игра с элементами баскетбола (по упрощенным
правилам). Техника выполнения игровых действий: вбрасывание мяча с
лицевой линии, выполнение штрафных бросков. Закрепление правил игры
в условиях игровой и учебной деятельности.
Прикладно-ориентированная двигательная деятельность. Модуль
«Плавательная подготовка». Модуль включает комплекс подготовительных,
общеразвивающих упражнений, упражнений для развития дыхания,
координации, моторики и др.; подводящие упражнения в лежании на воде,

всплывании и скольжении; игры в воде с элементами плавания.
Техника работы рук, ног и дыхания, выполнения основных элементов
плавания (элементы «брасса» и «кроля» на спине и на груди, на боку).
Модуль «Спортивная и физическая подготовка». Специфической
особенностью содержания учебного материала для обучающихся с НОДА
является включение тематики, касающейся адаптивного спорта,
параолимпийского движения, видов адаптивного спорта для лиц с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (бочча, настольный теннис,
плавание, бадминтон на колясках и др.).
Специальная физическая подготовка по избранному виду спорта,
выполнение соревновательных действий в стандартных и вариативных
условиях для лиц с порожением опорно-двигательного аппарата.
12 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Здоровый образ жизни современного человека. Роль и значение
адаптации организма в организации и планировании мероприятий
здорового образа жизни, характеристика основных этапов адаптации.
Основные компоненты здорового образа жизни и их влияние на здоровье
современного человека.
Рациональная организация труда как фактор сохранения и укрепления
здоровья. Оптимизация работоспособности в режиме трудовой
деятельности. Влияние занятий физической культурой на профилактику и
искоренение вредных привычек. Личная гигиена, закаливание организма и
банные процедуры как компоненты здорового образа жизни.
Понятие «профессионально-ориентированная физическая культура»,
цель и задачи, содержательное наполнение. Оздоровительная физическая
культура в режиме учебной и профессиональной деятельности.
Определение индивидуального расхода энергии в процессе занятий
оздоровительной физической культурой.
Взаимосвязь состояния здоровья с продолжительностью жизни
человека. Роль и значение занятий физической культурой в укреплении и
сохранении здоровья в разных возрастных периодах.
Профилактика травматизма и оказание перовой помощи во время
занятий физической культурой. Причины возникновения травм и
способы их предупреждения,
правила профилактики травм во время самостоятельных занятий
оздоровительной физической культурой.
Способы и приемы оказания первой помощи при ушибах разных
частей тела и сотрясении мозга, переломах, вывихах и ранениях,
обморожении, солнечном и тепловом ударах.

Способы самостоятельной двигательной деятельности.
Современные оздоровительные методы и процедуры в режиме
здорового образа жизни. Релаксация как метод восстановления после
психического и физического напряжения, характеристика основных
методов, приемов и процедур, правила их проведения (методика Э.
Джекобсона, аутогенная тренировка И. Шульца, дыхательная гимнастика
А.Н. Стрельниковой, синхрогимнастика по методу «Ключ»),
Массаж как средство оздоровительной физической культуры, правила
организации и проведения процедур массажа. Основные приемы
самомассажа, их воздействие на организм человека.
Банные процедуры, их назначение и правила проведения, основные
способы парения.
Самостоятельная физическая подготовка и особенности планирования
ее направленности по тренировочным циклам, правила контроля и
индивидуализации содержания физической нагрузки.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Упражнения для
профилактики острых респираторных заболеваний, целлюлита, снижения
массы тела. Стретчинг и шейпинг как современные оздоровительные
системы физической культуры: цель, задачи, формы организации. Способы
индивидуализации содержания и физических нагрузок при планировании
системной организации занятий кондиционной тренировкой.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Модуль «Спортивные игры».
Спортивная игра с элементами футбола (по упрощенным правилам).
Повторение правил игры в футбол, соблюдение их в процессе игровой
деятельности. Совершенствование основных технических приемов и
тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности.
Спортивная игра с элементами баскетбола (по упрощенным
правилам). Повторение правил игры в баскетбол, соблюдение их в
процессе
игровой
деятельности.
Совершенствование
основных
технических приемов и тактических действий в условиях учебной и
игровой деятельности.
Прикладно-ориентированная двигательная деятельность. Модуль
«Плавательная
подготовка».
Модуль
включает
комплекс
подготовительных, общеразвивающих упражнений, упражнений для
развития дыхания, координации, моторики и др.; подводящие упражнения
в лежании на воде, всплывании и скольжении; игры в воде с элементами
плавания.
Техника работы рук, ног и дыхания, выполнения основных элементов
плавания (элементы «брасса» и «кроля» на спине и на груди, на боку).
Специфической особенностью содержания учебного материала для
обучающихся с НОДА является включение тематики, касающейся

адаптивного спорта, параолимпийского движения, видов адаптивного
спорта для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (бочча,
настольный теннис, плавание, бадминтон на колясках и др.).
Специальная физическая подготовка по избранному виду спорта,
выполнение соревновательных действий в стандартных и вариативных
условиях для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
Специальная физическая подготовка. Модуль «Гимнастика».
В данный блок необходимо включать физические упражнения,
которые будут направлены на коррекцию нарушений опорнодвигательного аппарата.
Построения и перестроения также включаются в программу уроков по
гимнастике. Обучающиеся должны владеть самыми простыми способами
перестроения и ориентировки в пространстве.
Включаются в уроки и общеразвивающие и корригирующие
упражнения, болящая часть которых должна проводиться из положения
лежа, а также стоя или сидя – но в уже в меньшем количестве.
Обучение правильному дыханию в покое и при физической нагрузке
осуществляет коррекцию дыхания, осанке.
Акробатические упражнения и комбинации (перекаты, упоры).
Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах
(перекладине, бревне): висы, упоры, повороты, передвижения, седы,
стойки. Преодоление гимнастической полосы препятствий.
Модуль «Легкая атлетика».
Данный модуль включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Изучение
раздела легкой атлетики способствует формированию двигательных
навыков, таких как правильная ходьба, бег, прыжки и метание, гонки на
колясках. На ряду с этим важно развивать такие физические качества, а в
дальнейшем и совершенствовать их, как быстрота, ловкость, гибкость,
сила, выносливость, быстрота реакции. Метание развивает точность,
ловкость действий с предметами, глазомер.
Обучение правильному захвату мяча, соизмерение дистанции от точки
броска
до
цели,
способствует
формированию
правильной
пространственной ориентировки.
Легкоатлетические упражнения: техника ходьбы, бега на короткие,
средние и длинные дистанции, метания малого мяча.
Для обучающихся с выраженными двигательными нарушениями
необходимо использовать различные специальные беговые упражнения;
гонки на колясках, ходьбу при помощи технических средств реабилитации.
Для обучающихся, которые не могут заниматься бегом / осваивать
технику бега можно вводить упражнения для улучшения постурального

контроля (например, статичные положения с постепенным увеличением
времени нахождения в них).
При занятиях с обучающимися с двигательными нарушениями,
сопровождающими спастичностью мышц, следует учитывать, что при
выполнении упражнений с ускорением и резкими или рывковыми
движениями возможно усиление спастики в мышцах рук и ног.
Модуль «Зимние виды спорта».
Блок включает весь необходимый комплекс упражнений для развития
движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.
Техника основных способов передвижения на лыжах (ходьба, бег,
спуски, подъемы, торможения).
Модуль "Спортивные игры".
Подвижные игры для обучающихся с НОДА – это игры с различными
предметами для верхних конечностей, направленные на использование
функций нижних конечностей: игры с использованием ходьбы, бега,
прыжков, перелезания, игр с элементами футбола, баскетбола в коляске,
бочча, флорбола, дартса, настольного тенниса, баскетбол, футбол по
упрощенным правилам.
Баскетбол на коляске: Передвижение на спортивной коляске.
Перемещение без мяча и с мячом, технические приемы и тактические
действия, передача, ведение мяча, броски в кольцо, взаимодействие в парах,
в тройках. Атакующие и защитные действия.
Бочча: Овладение техникой бросков мяча. Освоение тактики игры.
Флорбол и футбол на колясках: Основы правила игры. Ознакомление с
базовыми элементами техники владения клюшкой и мячом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения программы по адаптивной
физической культуре на уровне среднего общего образования
В результате изучения адаптивной физической культуры на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1)
гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной
организации;

умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
2)
патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное
отношение
к
государственным
символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях,
труде;

идейную убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;
3)
духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;

эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции
и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
5)
физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью;
6)
трудового воспитания:

готовность к труду, осознание приобретенных умений и навыков,
трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности; способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7)
экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности.
8)
ценности научного познания:

сформированность
мировоззрения,
соответствующего
4)


современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познанием мира;

осознание ценности научной деятельности; готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе.
В результате изучения адаптивной физической культуры на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или
основания
для
сравнения, классификации и обобщения;

определять
цели деятельности, задаватьпараметры и
критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях;

разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
У
обучающегося будут
сформированы
следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;

осуществлять различные виды деятельности по получению
нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях (в том числе при создании учебных и
социальных проектов);

формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать
приобретенный опыт; осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную среду;

уметь переносить знания в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные
решения.

У обучающегося будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;

владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;

развернуто и логично излагать свою точку зрения с


использованием языковых средств.

У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации
как часть регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

давать оценку новым ситуациям;

расширять рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение;

оценивать приобретенный опыт;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции
в разных областях знаний;

постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля,
принятия себя и других как часть регулятивных универсальных учебных
действий:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в
деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознанием
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;

оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;

принимать
мотивы и аргументы других при а н а л и з е
результатов деятельности;

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать
мотивы и аргументы других при а н а л и з е
результатов деятельности;

признавать свое право и право других на ошибку;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности как часть коммуникативных универсальных учебных
действий:

понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной
работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом

общих
интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;

оценивать качество вклада своего и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях; проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по адаптивной
физической культуре:
Раздел «Знания о физической культуре»:

характеризовать физическую культуру как явление культуры, ее
направления и формы организации, роль и значение в жизни современного
человека и общества;

ориентироваться в основных статьях Федерального закона «О
физической
культуре
и
спорте
в
Российской
Федерации»,
руководствоваться ими при организации активного отдыха в
разнообразных формах физкультурно-оздоровительной и спортивномассовой деятельности;

положительно оценивать связь современных оздоровительных
систем физической культуры и здоровья человека, раскрывать их целевое
назначение и формы организации, возможность использовать для
самостоятельных занятий с учетом индивидуальных интересов и
функциональных возможностей.
Раздел «Организация самостоятельных занятий»:

проектировать досуговую деятельность с включением в ее
содержание разнообразных форм активного отдыха, тренировочных и
оздоровительных занятий, физкультурно-массовых мероприятий и
спортивных соревнований;

контролировать показатели индивидуального здоровья и
функционального состояния организма, использовать их при планировании
содержания и направленности самостоятельных занятий кондиционной
тренировкой, оценке ее эффективности;

планировать системную организацию занятий кондиционной
тренировкой, подбирать содержание и контролировать направленность

тренировочных воздействий на повышение физической работоспособности
и выполнение норм Комплекса «Готов к труду и обороне».
Раздел «Физическое совершенствование»:

выполнять упражнения корригирующей и профилактической
направленности, использовать их в режиме учебного дня и системе
самостоятельных оздоровительных занятий;

выполнять комплексы упражнений из современных систем
оздоровительной
физической
культуры,
использовать
их
для
самостоятельных занятий с учетом индивидуальных интересов в
физическом развитии и физическом совершенствовании;

выполнять
упражнения
общефизической
подготовки,
использовать их в планировании кондиционной тренировки;

демонстрировать основные технические и тактические действия в
игровых видах спорта в условиях учебной и соревновательной
деятельности, осуществлять судейство по одному из освоенных видов
(футбол, волейбол, баскетбол).
К концу обучения в 12 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по адаптивной
физической культуре:
Раздел «Знания о физической культуре»:

характеризовать адаптацию организма к физическим нагрузкам
как основу укрепления здоровья, учитывать ее этапы при планировании
самостоятельных занятий кондиционной тренировкой;

положительно оценивать роль физической культуры в научной
организации труда, профилактике профессиональных заболеваний и
оптимизации работоспособности, предупреждении раннего старения и
сохранении творческого долголетия;

выявлять возможные причины возникновения травм во время
самостоятельных
занятий
физической
культурой
и
спортом,
руководствоваться правилами их предупреждения и оказания первой
помощи.
Раздел «Организация самостоятельных занятий»:

планировать оздоровительные мероприятия в режиме учебной и
трудовой деятельности с целью профилактики умственного и физического
утомления, оптимизации работоспособности и функциональной
активности основных психических процессов;

организовывать и проводить сеансы релаксации, банных
процедур и самомассажа с целью восстановления организма после
умственных и физических нагрузок;
Раздел «Физическое совершенствование»:

выполнять упражнения корригирующей и профилактической

направленности, использовать их в режиме учебного дня и системе
самостоятельных оздоровительных занятий;

выполнять комплексы упражнений из современных систем
оздоровительной
физической
культуры,
использовать
их
для
самостоятельных занятий с учетом индивидуальных интересов и
потребностей в физическом развитии и физическом совершенствовании;

демонстрировать основные технические и тактические действия в
игровых видах спорта, выполнять их в условиях учебной и
соревновательной деятельности (футбол, волейбол, баскетбол).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
No п/п

Тема урока

Кол-во
часов

1

Физическая культура как часть культуры общества и человека

1

2

Структурные основы развития культуры

1

3

Комплекс упражнений при контрактуре пальцев кисти

1

4

Комплекс упражнений при контрактуре пальцев кисти

1

5

Культура и условия жизнедеятельности человека

1

6

Зачёт. Выполнение комплекса упражнений на кисти

1

7

Основные направления и формы организации физической культуры в 1
современном обществе

8

Современные представления о адаптивной физической культуре

1

9

Комплекс упражнений комплексного дыхания

1

10

Комплекс упражнений комплексного дыхания

1

11

Оздоровительная физическая культура

1

12

Прикладно-ориентированная физическая культура

1

13

Зачёт. Комплексное дыхание

1

14

Соревновательно-достиженческая физическая культура

18

Современные паралимпийские игры

19

Законодательные основы физической культуры в Российской
федерации

1

20

Зачёт.Комплекс с малым мячом

1

No п/п

Тема урока

Кол-во
часов

1

Физическая культура как часть культуры общества и человека

1

21

Российские паралимпийцы

1

22

Корригирующая гимнастика. Адаптация организма как основа
физической подготовки человека

1

23

Комплекс упражнений при контрактуре голеностопного сустава

1

24

Комплекс упражнений при контрактуре голеностопного сустава

1

25

Адаптивно физическая культура как средство укрепления здоровья
человека

1

26

Здоровье, как базовая ценность человека и общества

1

27

Зачёт. Комплекс при контрактуре голеностопного сустава

1

28

Структурные компоненты здоровья человека

1

29

Комплекс упражнений релаксации

1

30

Комплекс упражнений релаксации

1

31

Исторические сведения о роли физических упражнений в укреплении 1
здоровья

32

Зачёт. Комплекс упражнении релаксации

1

33

Факторы влияющие на здоровье человека

1

34

Тестовое задание. Адаптивно физическая культура и физическое
здоровье

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».