Положение о библиотеке

1. Общие положения
1.1 Настоящее положение
о школьной библиотеке (далее – библиотека)
разработано в соответствии
с Гражданским кодексом Российской Федерации;
Федеральными Законами Российской Федерации и Законами Свердловской области "Об
образовании" и "О библиотечном деле"; нормативными правовыми актами
Правительства Свердловской области, Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области и Уставом школы, регламентирующими и
определяющими порядок функционирования библиотеки.
1.2 Деятельность библиотеки организуется и осуществляется в соответствии с
российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в
обществе идеологическим и политическим многообразием.
1.3 Библиотека, являющаяся
структурным подразделением ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», обладает фондом разнообразной
литературы, которая предоставляется во временное пользование физическим лицам.
Библиотека способствует формированию культуры личности обучающихся и позволяет
повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного
процесса.
1.4 Библиотека доступна и бесплатна для читателей: учеников, педагогических и
иных работников школы. Библиотека удовлетворяет также запросы родителей (иных
законных представителей) обучающихся (далее - читатели) на литературу и
информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.
1.5 Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной
информации, перечень основных услуг и условия их представления библиотекой
определяются в правилах пользования библиотекой.
1.6 Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными и
санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Задачи школьной библиотеки
2.1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем
библиотечного и информационно-библиографического обслуживания обучающихся,
педагогов и других категорий читателей.
2.2. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного
пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации,
поиску, отбору и критической оценке информации. Воспитание у учеников любви к
книге, культуры чтения.
2.3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных
технологий.
Расширение
ассортимента
библиотечно-информационных
услуг,
повышение их качества на основе использования оргтехники и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов.
3. Базисные функции школьной библиотеки
3.1. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечнобиблиографическую и информационную культуру обучающихся, участие в
образовательном процессе. Основные функции библиотеки: образовательная,
информационная, культурная.
2

3.2. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными
программами общеобразовательного учреждения.
Библиотека комплектует универсальный по отраслевому составу фонд: учебной,
художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий
для обучающихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы,
периодических изданий для педагогических работников; профессиональной литературы
для библиотечных работников.
Фонд библиотеки состоит из книг, периодических изданий, брошюр,
нетрадиционных носителей информации: видеокассет, компакт-дисков CD и DVD.
3.3. Обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале, а также в
библиотечных пунктах, создаваемых в учебных кабинетах школы. Проведение в
установленном порядке факультативных занятий, уроков и кружков по пропаганде
библиотечно-библиографических знаний.
Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых
форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг,
читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
Библиотека оказывает информационно-библиографическое обслуживание и
консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с обучающимися
занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и
творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации.
3.4. Аналитическая и методическая работа библиотеки направлена на
совершенствование основных направлений деятельности библиотеки с целью внедрения
новых информационных и библиотечных технологий, организационных форм и методов работы.
3.5. Библиотека организует дифференцированный, персонифицированный подход
к
обслуживанию читателей с максимальным учетом интересов пользователя.
Обслуживание читателей, нуждающихся в литературе в каникулярное время.
3.6. Библиотека осуществляет ведение необходимой документации по учету
библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
3.7. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их
самообразования и профессионального образования.
3.8. Участие в работе ведомственных
библиотечно-информационных
объединений, взаимодействие с библиотеками области и города с целью эффективного
использования библиотечных ресурсов.
3.9. Библиотека занимается изучением состояния читательского спроса (степени
его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
3.10.
Библиотека осуществляет исключение из библиотечного фонда
непрофильной и излишней (дублетной) литературы в соответствии с действующими
нормативными правовыми актами.
3.11. Формирование библиотечного актива, привлечение читателей (в т.ч.
обучающихся) к управлению библиотекой.
3.12. Библиотека обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности
библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в
отдельном помещении.
4. Организация и управление
4.1. Руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет
директор образовательного учреждения, который утверждает нормативные и
технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор школы
3

несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки и в первую очередь за
комплектование и сохранность ее фонда, а также создание комфортной среды для читателей.
4.2. Ряд функций управления библиотекой делегируется директором
общеобразовательного учреждения штатному работнику библиотеки (заведующему,
библиотекарю).
4.3. За организацию работы и результаты деятельности библиотеки отвечает
заведующий библиотекой, который является членом педагогического коллектива,
входит в состав педагогического совета школы.
4.4.
Библиотека составляет годовые планы и отчет о работе, которые
обсуждаются
на
педагогическом
совете
и
утверждаются
директором
общеобразовательного учреждения. Годовой план библиотеки является частью общего
годового плана учебно-воспитательной работы общеобразовательного учреждения.
4.5. График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием
работы общеобразовательного учреждения, а также Правилами внутреннего трудового
распорядка. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение внутрибиблиотечной
работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день, в который
библиотека не обслуживает читателей.
4.6. Штаты библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к
должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими
нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
4.7. Библиотечные работники подлежат аттестации в соответствии с порядком,
установленным Правительством Российской Федерации, должны удовлетворять
требованиям соответствующих квалификационных характеристик и обязаны выполнять
Устав общеобразовательного учреждения и Положение о школьной библиотеке.
4.8.
Научно-методическое руководство библиотекой общеобразовательного
учреждения осуществляется Центром «Учебная книга»,
выполняющим роль
отраслевого научно-методического и информационного центра для библиотек
общеобразовательных и ряда других образовательных учреждений.
5. Права, обязанности и ответственность
5.1. Библиотека имеет право:
5.1.1. Самостоятельно определять содержание и формы своей деятельности в
соответствии с задачами, приведенными в настоящем Положении.
5.1.2.
Разрабатывать
правила
пользования
библиотекой
и
другую
регламентирующую документацию.
5.1.3. Устанавливать в соответствии с правилами пользования библиотекой вид и
размер компенсаций ущерба, нанесенного пользователями библиотеки.
5.2. Библиотечные работники имеют право:
5.2.1. Участвовать в управлении общеобразовательным учреждением.
5.2.2. На свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных
перед библиотекой задач: к образовательным программам, учебным планам, планам
работы общеобразовательного учреждения и его структурных подразделений.
5.2.3. На поддержку со стороны областных органов образования и администрации
общеобразовательного учреждения в деле организации повышения квалификации
работников библиотеки, создания необходимых условий для их самообразования, а
также для обеспечения их участия в работе методических объединений библиотечных
работников, в научных конференциях, совещаниях и семинарах по вопросам
библиотечно-информационной работы.
4

5.2.4. На участие в работе общественных организаций.
5.2.5. На аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих
нормативных актах Правительства Российской Федерации.
5.2.6. На дополнительную оплату труда, предусмотренную законодательством.
5.2.7. На ежегодный отпуск в 28 рабочих дней и на дополнительный
оплачиваемый отпуск (до 12 рабочих дней) в соответствии с коллективным договором
между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными
локальными нормативными актами.
5.2.8. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам
отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.
5.3. Библиотечные работники несут ответственность за:
5.3.1. Соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством
Российской Федерации о труде и коллективным договором ГБОУ СО «Екатеринбургская
школа-интернат «Эверест».
5.3.2. Выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
5.3.3. Сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном
действующим законодательством.

5

Приложение 1
ПРАВИЛА
пользования библиотекой ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа-интернат «Эверест»
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Положением о
библиотеке школы с учётом возрастных и психологических особенностей
читателей.
1.2. Правила пользования библиотекой
- документ, фиксирующий
взаимоотношения читателя с библиотекой и определяющий общий порядок
организации обслуживания читателей, порядок доступа к фондам библиотеки,
права и обязанности читателей и библиотеки.
1.3. Право свободного и бесплатного пользования библиотекой имеют
обучающиеся и сотрудники школы.
1.4. К услугам читателей предоставляются:
- фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной
литературы для учащихся;
- методической, научно-педагогической, справочной литературы для
преподавателей воспитателей: книги, газеты, журналы и др;
- справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки, справочнобиблиографический фонд, рекомендательные списки литературы;
- индивидуальные, групповые н массовые формы работы с читателями.
1.5. Библиотека обслуживает читателей на абонементе (выдача книг
читателям на дом).
1.6. Режим работы библиотеки соответствует времени работы школы. Для
обеспечения дифференцированного подхода к обслуживанию читателей
составляется расписание работы библиотеки с выделением определённых дней
(часов) для посещения отдельных групп учащихся по классам.
2. Права, обязанности и ответственность читателей
2.1. Читатель имеет право:
Пользоваться следующими бесплатными библиотечно-информационными
услугами:
- иметь свободный доступ к библиотечным фондам и информации;
- получать во временное пользование из фонда библиотеки печатные
издания;
- получать консультационную и практическую помощь в поиске и выборе
произведений;
- продлевать срок пользования литературой в установленном порядке;
- использовать справочно-библиографический аппарат: каталоги и
картотеки на традиционных и машиночитаемых носителях;
- пользоваться справочно-библиографическим и информационным
обслуживанием;
6

- получать библиотечно-библиографические информационные знания,
навыки и умения самостоятельного пользования библиотекой, книгой,
информацией.
- принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой,
- избирать и быть избранным в библиотечный совет, оказывать
практическую помощь библиотеке.
- требовать соблюдения конфиденциальности данных о нём и перечне
читаемых им материалов.
2.2. Читатели обязаны:
 соблюдать правила пользования библиотекой;
 бережно относиться к произведениям печати и другим носителям
информации, полученным из фонда библиотеки (не делать в них пометок,
подчёркиваний, не вырывать, не загибать страниц и т.д);
 возвращать в библиотеку книги и другие документы в строго
установленные сроки;
 не выносить книги и другие документы из помещения библиотеки, если они
не записаны в читательском формуляре;
 при получении печатных изданий и других документов из библиотечного
фонда, читатель должен просмотреть их в библиотеке и в случае обнаружения
дефектов, сообщить об этом заведующему библиотекой, который сделает на них
соответствующую пометку;
 расписываться в читательском формуляре за каждое полученное в
библиотеке издание (кроме учащихся начальных классов);
 при утрате и неумышленной порче изданий и других документов заменить
их такими же либо копиями или изданиями, признанными библиотекой
равноценными. При невозможности замены возместить реальную рыночную
стоимость изданий, стоимость утраченных, испорченных произведений печати
определяется заведующим библиотекой по ценам, указанным в учётных
документах библиотеки, с применением коэффициентов по переоценке
библиотечных фондов;
 не нарушать порядок расстановки литературы в фонде открытого доступа;
 не вынимать карточек из каталогов и картотек;
 ежегодно в начале учебного года проходить перерегистрацию;
 при выбытии из школы, вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания
и другие документы;
 соблюдать в библиотеке тишину и порядок, не вносить большие портфели и
сумки в помещение библиотеки.
2.3. Личное дело выдаётся выбывающим учащимся только после
возвращения литературы, взятой на абонементе библиотеки; выбывающие
сотрудники школы отмечают в библиотеке свой обходной лист.

7

2.4. Умышленная порча и хищение книг из библиотеки предусматривает
уголовную ответственность, либо компенсацию ущерба в денежном выражении
или равноценную замену произведениями печати и другими документами.
2.5. 3а утрату несовершеннолетними читателями произведений печати из
библиотечных фондов или причинение им невосполнимого вреда,
ответственность несут родители (законные представители) обучающегося.






















З. Обязанности библиотеки
3.1. Библиотека обязана:
обеспечить бесплатный и свободный доступ читателей к библиотечному
фонду и бесплатную выдачу во временное пользование печатной
продукции;
обеспечить оперативное и качественное обслуживание читателей с учётом
их запросов и потребностей;
своевременно информировать читателей обо всех видах предоставляемых
услуг;
предоставлять в пользование каталоги, картотеки, осуществлять другие
формы библиотечного информирования;
изучать потребности читателей в образовательной информации;
вести консультационную работу, оказывать помощь в поиске и выборе
необходимых изданий;
проводить занятия по основам библиотечно-библиографических и
информационных знаний;
вести
устную
и
наглядную
массово-информационную
работу;
организовывать выставки литературы, библиографические обзоры,
праздники и другие мероприятия;
систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку
выданных произведений печати;
обеспечить читателей необходимой литературой в каникулярное время;
проводит в начале учебного года перерегистрацию читателей;
обеспечить сохранность и рациональное использование библиотечных
фондов.
создать необходимые условия для хранения документов;
проводить мелкий ремонт книг, привлекая к этой работе учащихся;
способствовать формированию библиотеки как центра работы с книгой и
информацией;
создавать и поддерживать комфортные условия для работы читателей;
обеспечить режим работы в соответствии с потребностями учебного
заведения;
отчитываться о своей деятельности в соответствии с Положением о
библиотеке.
4. Порядок пользования библиотекой
8

4.1. Запись читателей проводится на абонементе. Обучающиеся
записываются в библиотеку по списку класса в индивидуальном порядке,
педагоги и сотрудники — по паспорту.
4.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр
установленного образца как документ, дающий право пользоваться библиотекой.
4.3. При записи читатели должны ознакомиться с Правилами пользования
библиотекой и подтвердить обязательство о их выполнении своей подписью на
читательском формуляре.
4.4. Читательский и книжный формуляры являются документами,
удостоверяющими факт и дату выдачи читателю печатных других источников
информации и их возвращения в библиотеку.
4.5. Обмен произведений печати производится по графику работы,
установленному библиотекой.
5. Порядок пользования абонементом
5.1. Срок пользования литературой составляет 14 дней.
5.2. Срок пользования может быть продлён, если на издании нет спроса со
стороны других читателей, или сокращён, если издание пользуется повышенным
спросом или имеется в единственном экземпляре. Не подлежат выдаче на дом
редкие, ценные и справочные издания.
5.3. При получении литературы читатели (за исключением учащихся
начальных классов) расписываются в получении книги.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».