План внеурочной деятельности 2023-2024

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест»,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Утверждено
приказом № 105-у
от 31 августа 2023 г.

ПЛАН
внеурочной деятельности ФГОС НОО и ООО
ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест»,
реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
на 2023-2024 учебный год

Екатеринбург 2023 г.

I. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПЛАНА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
План внеурочной деятельности ФГОС НОО, ООО и СОО на 2022-2023 учебный
год обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального
государственного образовательного стандарта и определяет общий и максимальный
объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру
направлений и форм внеурочной деятельности по классам.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность
по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального
общего, основного общего, среднего общего образования (далее – общеобразовательные
организации), разрабатывают образовательные программы в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) и
соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами
(далее – ФООП)
План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих
нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (далее – Закон);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (далее – ФГОС НОО- 2009); Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021 г. № 286 (далее – ФГОС НОО-2021);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
статья 12 пункт 6.1. науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее
– ФГОС ООО-2010);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (далее – ФГОС ООО-2021);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
(далее – ФГОС СОО-2012) (для 11(12) классов общеобразовательных организаций);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (далее – ФГОС СОО-2022) (для 10 классов
общеобразовательных организаций);
- Федеральная образовательная программа начального общего образования,
утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 372 (далее ФОП НОО);

- Федеральная
-

-

-

образовательная программа основного общего образования,
утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370 (далее ФОП ООО);
Федеральная образовательная программа среднего общего образования, утвержденная
приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371 (далее - ФОП СОО);
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г.
№28
"Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СП 2.4.3648-20);
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
№ 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания" (далее – СанПиН 1.2.3685- 21);
Устава ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест»;
Адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест»;
Адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест»;
Адаптированной основной образовательной программы среднего общего образования
ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест».

II. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПЛАНА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основной целью образовательной деятельности школы является формирование
разносторонне развитого, ответственного гражданина России, уважающего ее
культурные традиции и ценности гражданского общества, способного реализовать свой
духовный, интеллектуальный и творческий потенциал в динамичных социальноэкономических условиях в личных и общественных интересах. Для достижения
поставленной цели школа решает комплекс задач, выделяя в качестве приоритетных,
следующие:
- создание максимально благоприятных условий для выявления и полноценного
развития интеллектуальных и творческих способностей каждого обучающегося;
- формирование у обучающихся современной общенаучной картины мира как
целостной системы представлений и ее общих свойствах и закономерностях;
- сохранение здоровья обучающихся, формирование активной жизненной позиции,
привитие основ здорового образа жизни;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования;
- индивидуализированное
психолого-педагогическое
сопровождение
каждого
обучающегося по формированию базового уровня и перспективного уровня развития;
- создание условия для самореализации и самоактуализации обучающихся;

- координация деятельности

всех участников образовательного процесса в целях
планируемых результатов освоения основной образовательной

достижения
программы;
- обеспечение развития учебно-исследовательской и проектной деятельности
школьников в разных сферах содержания образования;
План внеурочной деятельности школы является инструментом в управлении
качеством образования.
Основополагающими принципами построения плана внеурочной деятельности
являются:
- включение программ общеинтеллектуальной направленности;
- преемственность структуры и содержания начального, основного и среднего
(полного) общего образования;
- вариативность, обеспечивающая индивидуальные потребности в образовании;
дифференциация с целью реализации возрастных особенностей обучающихся;
интегративность содержания образования на основе психофизиологических
особенностей восприятия обучающимися окружающего мира;
- расширение спектра образовательных услуг с учетом потенциальных ресурсов
школы и социальных запросов населения;
- индивидуализация, позволяющая учитывать интересы, склонности и способности
обучающихся;
- добровольность выбора курсов внеурочной деятельности;
- учет потребностей обучающихся и их родителей;
- разнообразие форм организации внеурочной деятельности.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модель организации внеурочной деятельности ГБОУ СО «Екатеринбургская школаинтернат «Эверест» – оптимизационная, в ее реализации принимают участие все
педагогические работники школы (учителя, воспитатели, педагоги-психологи, логопеды,
учителя-дефектологи, тьюторы, библиотекарь и др.).
Координирующую роль выполняет классный руководитель. Преимущества
оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического
пространства в школе, в содержательном и организационном единстве всех его
структурных подразделений.
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ
начального общего и основного общего образования целесообразно при формировании
плана внеурочной деятельности предусмотреть часть, рекомендуемую для всех
обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия
патриотической,
нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" (понедельник,
первый урок);

1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства) в
рамках курса внеурочной деятельности "Россия – мои горизонты".
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности целесообразно
включить:
до 5 часов в неделю – на коррекционные занятия, связанные с реализацией особых
потребностей обучающихся с ОВЗ (индивидуальные и групповые занятия по логопедии,
по психологической коррекции, по двигательной коррекции, а также занятия,
направленные на развитие осознания, ощущений, ориентировки в пространстве и на
плоскости);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе
организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных
клубах и т.п.);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов
и потребностей обучающихся.
3.1 Механизм конструирования оптимизационной модели
Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в
соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным
персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;
- ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности.
Эффективное
конструирование оптимизационной модели
внеурочной
деятельности опирается на следующие основные принципы организации внеурочной
деятельности:
1. Принцип учета потребностей, обучающихся и их родителей. Для этого необходимо
выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и
материально-техническим
ресурсом
учреждения,
особенностями
основной
образовательной программы учреждения.
2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной
деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей,

поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности
школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания
обучающихся, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий
реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности,
предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления
проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной
ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов,
4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного
года при организации внеурочной деятельности.
5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в
образовательном процессе.
6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной
деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха.
Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми,
но и ценными для социального окружения образовательного учреждения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях
общеобразовательной организации ребёнок получает возможность подключиться к
занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом
обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от
успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования,
интегрируется с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития,
решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В
процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит
становление личности ребенка.
3.2 Направления организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
Спортивно-оздоровительное (адаптивно-спортивное) направление создает
условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему
освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать
привычку к закаливанию и физической культуре.
Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных
ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному
выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения,
стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной
практике.
Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы
деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить
активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить
разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить
познавательную активность, любознательность.
Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное,
заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских
качеств, организаторских умений и навыков.
Внеурочная деятельность организуется через следующие виды и формы:
Виды внеурочной деятельности
Формы внеурочной деятельности
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Проблемно- ценностное общение
Досугово-развлекательная деятельность
Художественное творчество
Социальное творчество
Трудовая деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность

Кружок
Студия
Секция
Клуб
Объединение
Научное общество
Практика
Соревнование
Поход
Олимпиады
Конкурсы
Фестивали
Поисковые и научные исследования
Общественно-полезные практики

3.3. Характеристика плана внеурочной деятельности
Обучающиеся могут выбрать занятия в первой и второй половине дня. Группы для
занятий могут формироваться из учащихся разных классов. Виды деятельности
охватывают разные направления по содержанию и формам организации: кружки, студии,
экскурсии, подвижные игры, исследовательская деятельность, общественный труд,
социальные акции, коллективный проект. Основной принцип – добровольность выбора
учеником сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов.
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных
процедур. Технология портфолио является наиболее удачной для накопления
достижений обучающегося.
В рамках спортивно-оздоровительного направления предусмотрено увеличение
двигательной активности и спортивно-оздоровительной работы за счет ресурсов
внеклассной деятельности: кружки, секции, дни здоровья, динамические паузы
(подвижные игры), соревнования, подвижные перемены. Повышенная двигательная
активность - биологическая потребность школьника, от степени удовлетворения которой
зависит его здоровье и общее развитие.

Введена динамическая игровая перемена, реализуются программы курсов внеурочной
деятельности по ОФП и ЛФК, программы «Легкая атлетика», «Футбол», «Следж-хоккей»
Формы организации занятий в рамках данных курсов внеурочной деятельности
разнообразны. Это игры, соревнования, эксперименты, наблюдения, коллективные
групповые и индивидуальные тренировки, защита исследовательских работ,
коллективные путешествия, посещение объектов физической культуры и спорта, беседы.
В рамках общекультурного направления реализуется программа «КераМир» и
программа «Я так вижу».. Целью данных курсов являются раскрытие новых
способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами
творческого человека, формирование навыков культурного общения в социуме. Педагоги
осуществляют свою работу в форме интерактивных занятий, конкурсов, выставок,
творческих мастерских, ярмарок достижений.
В рамках общеинтеллектуального направления реализуются курсы внеурочной
деятельности: «Предметно-практическая деятельность в игре», «Веб-дизайн»,
«Альтернативное письмо», дополнительное изучение учебных предметов (учебноисследовательская и проектная деятельность, региональный/этнокультурный компонент
и др.)
Формы организации внеурочных занятий разнообразны: беседы, продуктивные
(инновационные) игры, эксперименты,
наблюдения, коллективные, групповые и
индивидуальные исследования, защита исследовательских работ.
Внеурочные занятия по предметам основной образовательной программы по выбору
обучающихся способствуют расширению предметных представлений в данной области,
повышению эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий,
формированию научного типа мышления, компетентностей в предметных областях,
учебно-исследовательской, проектной деятельности.
В рамках духовно-нравственного и социального направлений реализуется курс
«Разговоры о важном», а также программы курсов внеурочной деятельности «Ритмика.
Праздник круглый год», «Школьный пресс-центр», «Фото-видео студия», «Финансовая
грамотность» и «Профессиональное самоопределение».
Цель - социализация обучающихся, вовлечение
в социально-значимую
деятельность, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма,
развитие позитивного отношения к базовым ценностям общества, привитие любви к
Отчизне
и малой Родине, развитие духовных качеств личности обучающегося,
формирование гражданской позиции, воспитание патриотов, раскрытие новых
способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами
творческого человека.
Основная задача такой формы внеурочной деятельности - создание условий для
интеграции урочных и внеурочных форм работы по направлениям, формированию
навыков функциональной грамотности, развитие коммуникативных качеств личности
обучающихся.

Социальные практики и благотворительные проекты по выбору обучающихся.
Социальная практика – это форма внеурочной деятельности обучающихся. Практика
проводится в форме непосредственного участия в процессе деятельности. Объектами
активной практики могут быть следующие формы общественно значимой деятельности:
- осуществление посильной помощи социально незащищенным слоям населения
(престарелым, инвалидам и ветеранам в учреждениях социальной защиты населения и на
дому, многодетным семьям, неполным семьям);
- участие в мероприятиях по поддержанию и функционированию учреждений
культуры и спорта, оказание помощи в работе музеев, библиотек, детских спортивных
площадок и стадионов, памятников культуры;
- участие в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного образования и
начальной школы, практическая работа в детских и молодежных общественных
объединениях и организациях по реализации их программ и инициатив, имеющих
социально-значимую ценность.
Спектр программ курсов внеурочной деятельности обеспечивает реализацию всех
направлений. Внеурочная деятельность в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат
«Эверест» является неотъемлемой частью адаптированной образовательной программы,
предполагает организацию внеурочной деятельности через:
- курсы, программы внеурочной деятельности в каждом классе;
- учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую
участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули,
спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и
т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
- дополнительные
адаптированные образовательные программы
(внутришкольная система дополнительного образования);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а
также учреждений культуры и спорта;
- классное руководство (разговоры о важном, экскурсии, диспуты, круглые столы,
соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, педагогапсихолога, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, воспитателей ГПД и
интерната) в соответствии с должностными обязанностями квалификационными
характеристиками должностей работников образования;
- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации,
внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные
особенности.
Большинство программ курсов внеурочной деятельности имеют интегрированный
характер и могут быть отнесены к нескольким направлениям, расписание занятий
внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда
и отдыха обучающихся

Режим функционирования ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест»
устанавливается в соответствии с СП 2.4. 3648-20 и Уставом школы.
Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели - максимальная
учебная нагрузка учащихся, предусмотренная учебными планами, соответствует
требованиям СП 2.4. 3648-20 и осуществляется в соответствии с планом и расписанием
занятий в количестве до 10 часов в неделю.
Для обучающихся, посещающих занятия в отделениях дополнительного
образования образовательной организации, организациях дополнительного образования,
спортивных школах, школах искусств и других образовательных организациях,
количество часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении
родителями (законными представителями) обучающихся, справок указанных
организаций.
Внеурочная деятельность организуется в течение всей рабочей недели с
понедельника по субботу.
Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с
учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а так
же с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней.
3.4.
Системные и несистемные занятия внеурочной деятельности
Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации основной
образовательной программы основного общего образования определяет
общеобразовательная организация.
При организации внеурочной деятельности используются системные курсы
внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в
неделю в соответствии с рабочей программой учителя) и несистемные занятия.
Системные курсы реализуются по всем пяти направлениям, в соответствии с
расписанием внеурочной деятельности.
Несистемные занятия реализуются в рамках плана воспитательной работы классного
руководителя и плана воспитательной работы школы.
Несистемные занятия проводятся в свободной форме, с учётом основных направлений
плана внеурочной деятельности и с учётом скользящего графика проведения
мероприятий, конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. Возможно проведение
занятий с группой учащихся, с учётом их интересов и индивидуальных особенностей.
Образовательная нагрузка несистемных занятий распределяется в рамках четвертей.
Для оптимизации занятий внеурочной деятельности и с учётом требований норм СанПиН
2.4.2.2821-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» эти занятия отсутствуют в сетке
расписания занятий внеурочной деятельности.
Реализация плана внеурочной деятельности начального общего и основного общего
образования направлена на формирование базовых основ и фундамента последующего
обучения, в том числе:
- развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе
внеурочной деятельности;

- приобретения социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),
понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирования позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом;
- получения опыта самостоятельного социального действия;
- приобщения к общекультурным и национальным ценностям, информационным
технологиям:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской
компетентности;
- формирования социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической,
культурной и др;
- воспитания толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирования чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры,
осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирования в них принимаемой обществом системы ценностей;
- достижения метапредметных результатов;
- формирования универсальных учебных действий;
- формирования познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и
способности к сотрудничеству и совместной деятельности с обществом и
окружающими людьми;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.
3.5. Внеурочная деятельность, реализуемая через социокультурные связи школы
Внеурочная деятельность организуется так же в сотрудничестве с организациями,
местным сообществом, социальными партнерами школы, с учреждениями культуры,
общественными организациями.
Социокультурное взаимодействие ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат
«Эверест»
№
1
2

3

Учреждения дополнительного
образования, культуры и спорта
ГАУ ДО «Спортивная адаптивная школа
(САШ ПСР)»
РФСОО «Федерация футбола лиц с
заболеванием церебральным параличом
Свердловской области (ФФЦПСО)»
Музей истории камнерезного и ювелирного
искусства

Формы взаимодействия
спортивная секция легкой атлетики
спортивная секция футбола

музейные уроки
тематические мастер-классы

4

Екатеринбургский зоопарк

учебные и познавательные экскурсии

5

Екатеринбургская академия современного
искусства

тематические мастер-классы
профориентационная работа

Объединенный музей писателей Урала

учебные и познавательные экскурсии
тематические мастер-классы и
мероприятия

6

7
8
9
10
11

12

МБУК «Муниципальное объединение
библиотек г.Екатеринбурга»
Местная Октябрьская районная организация
ВОИ (МОРО г.Екатеринбурга ВОИ)
Волонтерский отряд «Лучи добра» МБОУ
«Лицей № 159» г.Екатеринбурга
Социально-благотворительный фонд
«Детство»
Благотворительный фонд «Фонд по
поддержке спорта в Свердловской области
А.В. Шипулина»
Свердловское областное отделение
Российского детского фонда (РДФ)

3.6. Промежуточная
деятельности

аттестация

тематические мастер-классы,
праздники и мероприятия
посещение театров, концертов,
представлений
совместные творческие мероприятия,
игровые и развлекательные проекты
творческие мероприятия и проекты
спортивные праздники и мероприятия

волонтерская деятельность

и

образовательные

результаты

внеурочной

Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Все
виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты.
Результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний
(об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и
повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном
образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного
опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника
к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие
школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной,
дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок
получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных
социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного
социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в
открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии,
действии для людей и на людях, которые вовсе не обязательно положительно настроены
к действующему лицу, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о
том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной
деятельности обучающихся:
1-й уровень – знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень –ценит общественную жизнь;
3-й уровень –самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает
вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов
воспитания и социализации детей), в частности:
коммуникативной,
этической,
социальной,
гражданской
- формирования
компетентности обучающихся;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской),
этнической, культурной и др.
3.7. Обеспечение плана внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год обеспечивает
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», и
предусматривает организацию внеурочной деятельности в 1-4, 5-9, 10 классах,
реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования.
Школа-интернат «Эверест» укомплектована педагогическими кадрами и обладает
материально-технической базой для осуществления обучения согласно данному плану
внеурочной деятельности.
Программы внеурочной деятельности реализуются в соответствии с запросом
обучающихся, их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной
деятельности осуществляются при наличии рабочих программ.

IV. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГОС НОО И ООО
4.1. План внеурочной деятельности начального общего образования обучающихся с
НОДА (вариант 6.2.) 1 подготовительный - 4 классы
Количество часов в неделю
Направление
Духовнонравственное

Название курса

Формы
организации

Беседа,
сообщение,
обсуждение,
просмотр
видеоматериала
, встречи с
интересными
людьми
Общеинтеллек Дополнительное изучение внеурочная
туальное
учебных предметов
деятельность по
(учебно-исследовательская предметам
и проектная деятельность,
региональный/этнокультур
ный компонент и др.)
Ритмика. Праздник
кружок
круглый год
Комплекс воспитательных
экскурсии,
мероприятий,
проекты,
удовлетворение
лаборатории,
социальных интересов и
общественнопотребностей
полезные
Социальное
обучающихся.
практики,
благотворитель
ные проекты
Профориентационная
практикум,
работа/ финансовая
проект,
грамотность
эксперимент,
деловая игра
ОбщеКераМир
кружок
культурное
Развитие личности и
концерты,
самореализация
конкурсы,
обучающихся (творческое
фестивали,
и физическое развитие и
соревнования,
др.)
турниры
АдаптивноСледж-хоккей
секция
спортивное
ОФП/ЛФК
спортивный клуб
Легкая атлетика
секция
Футбол
секция
Всего

1а
1а
(подг)

2а

3а

4а

Всего

Разговоры о важном

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

1

1

2

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

1
1
1

1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

2
5
5
3

9

8

10

10

10

47

4.2. План внеурочной деятельности начального общего образования обучающихся с
НОДА с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 6.3) 1 подготовительный - 4 классы

Количество часов в неделю
Направление
Духовнонравственное

Социальное

Общекультурное

Адаптивноспортивное
Всего

Название курса
Разговоры о важном

Формы
организации
Беседа, сообщение,
обсуждение,
просмотр
видеоматериала,
встречи с
интересными
людьми
кружок

Ритмика. Праздник круглый
год
Комплекс воспитательных
экскурсии, проекты,
мероприятий, удовлетворение
лаборатории,
социальных интересов и
общественнопотребностей обучающихся.
полезные практики,
благотворительные
проекты
Я так вижу
практикум
КераМир
кружок
Развитие личности и
концерты, конкурсы,
самореализация
фестивали,
обучающихся (творческое и
соревнования,
физическое развитие и др.)
турниры
Следж-хоккей
секция
ОФП/ЛФК
спортивный клуб
Легкая атлетика
секция

1б
2б
(подг)

3б

4б

всего

1

1

1

4

1

1

1

1

1

1

4

1
1

1
1

1
1

1
1

4
4

1

1

1

1

4

1

1
1
1

1
1
1

1

2
4
2

6

9

9

6

30

1

2

4.3. План внеурочной деятельности начального общего образования обучающихся с
НОДА с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 6.4)
1 подготовительный - 4 классы

Направление

Название курса

Формы
организации

Количество часов
в неделю

Всего

1в(п) 1в 2в 3в
Духовнонравственное

Социальное

Общекультурное
Адаптивноспортивное
Всего

Разговоры о важном

Беседа, сообщение,
обсуждение, просмотр
видеоматериала, встречи с
интересными людьми

Предметнопрактическая
практикум
деятельность в игре
Комплекс
экскурсии, общественновоспитательных
полезные практики
мероприятий,
удовлетворение
социальных интересов
и
потребностей
учащихся.
Я так вижу
практикум
КераМир
кружок
ОФП/ЛФК

спортивный клуб

1

1 1

1

4

1

1 1

1

4

1

1 1

1

4

1
1

1 1
1 1

1
1

4
4

1

1 1

1

4

6

6 6

6

24

4.4. План внеурочной деятельности основного общего образования обучающихся с
НОДА (в соответствии с ФГОС ООО) 5-10 классы
Направление
Духовнонравственное

Название курса

Формы
организации

Количество часов в неделю
5а 6а 6б 7а 8а 8б 9а 10 всего

Разговоры о важном

Беседа,
сообщение,
обсуждение,
просмотр
1 1 1 1 1 1 1 1
видеоматериала,
встречи с
интересными
людьми
Общеинтеллек Дополнительное изучение
внеурочная
туальное
учебных предметов
деятельность
(учебно-исследовательпо предметам
ская и проектная
1 1 1 1 1 1 1 1
деятельность,
региональный/
этнокультурный
компонент и др.)
Пресс-центр
кружок
1
1 1
1
Фото-видео студия
кружок
1 1
1 1 1
Веб-дизайн
кружок
1 1 1 1
Альтернативное письмо
практикум
1
Профориентационная
практикум,
работа/
проект,
1 1 1 1 1 1 1 1
предпринимательство/
эксперимент,
Социальное
финансовая грамотность
деловая игра
Комплекс воспитательных
экскурсии,
мероприятий,
проекты,
удовлетворение
лаборатории,
социальных интересов и
общественно1 1 1 1 1 1 1 1
потребностей
полезные
обучающихся.
практики,
благотворительн
ые проекты
ОбщеРазвитие личности и
концерты,
культурное
самореализация
конкурсы,
обучающихся (творческое
фестивали,
1 1 1 1 1 1 1 1
и физическое развитие и
соревнования,
др.)
турниры
АдаптивноСледж-хоккей
секция
1
1
спортивное
ОФП/ЛФК
спортивный клуб 1 1 1 1 1 1 1
Легкая атлетика
секция
1 1
1
1
1
Футбол
секция
1 1
1 1
1 1
Всего
10 10 6 8 10 10 10 10

8

8

4
5
4
1
8

8

8

2
7
5
6
74

4.5. План внеурочной деятельности обучающихся с НОДА и легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классы
Направление

Название курса

Количество
часов в неделю

Формы
организации

5б
Духовнонравственное

Разговоры о важном

Комплекс воспитательных
мероприятий, удовлетворение
Социальное
социальных интересов и
потребностей обучающихся.
Развитие личности и
самореализация обучающихся
Общекуль- (творческое и физическое
развитие и др.)
турное
Я так вижу
КераМир
Адаптивно- Легкая атлетика
спортивное Следж-хоккей
ОФП/ЛФК
Всего

Беседа, сообщение, обсуждение,
просмотр видеоматериала, встречи с
интересными людьми
экскурсии, проекты, общественнополезные практики,
благотворительные проекты
концерты, конкурсы, фестивали,
соревнования, турниры

практикум
кружок
секция
секция
спортивный клуб

Всего

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

7

7

4.6. План внеурочной деятельности обучающихся с НОДА и легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант – 1) 5– 9 классы
Направление Название курса
Духовнонравственное
Социальное

Общекультурное

Адаптивноспортивное
Всего

Разговоры о важном

Комплекс воспитательных
мероприятий, удовлетворение
социальных интересов и
потребностей обучающихся.
Развитие личности и
самореализация обучающихся
(творческое и физическое
развитие и др.)
Я так вижу
КераМир
Следж-хоккей
ОФП/ЛФК
Легкая атлетика

Формы организации
Беседа, сообщение, обсуждение,
просмотр видеоматериала,
встречи с интересными людьми
экскурсии, проекты,
общественно-полезные
практики, благотворительные
проекты
концерты, конкурсы, фестивали,
соревнования,
турниры
практикум
кружок
секция
спортивный клуб
секция

Количество
часов в неделю
6г 7б 8в Всего
1

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

3

1
1

1
1

1
1
7

1
1
7

1
1
1
1

3
3
1
3
2
21

7

4.7. План внеурочной деятельности обучающихся с НОДА и умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
с тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант – 2) 5– 9 классы
Направление
Духовнонравственное

Социальное

Общекультурн
ое
Адаптивноспортивное
Всего

Название курса

Формы организации

Беседа, сообщение,
обсуждение, просмотр
видеоматериала, встречи с
интересными людьми
Комплекс воспитательных
экскурсии, общественномероприятий, удовлетворение
полезные практики
социальных интересов и
потребностей учащихся.
Я так вижу
практикум
КераМир
кружок

Количество часов в
неделю
6в

7-8г

Всего

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

6

6

12

Разговоры о важном

ОФП/ЛФК
Футбол

спортивный клуб
секция

V. МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации
образовательной организацией плана внеурочной деятельности ФГОС ООО и СОО
выступают:
1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, профессиональной
и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и
нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей
(законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Диагностика воспитания и социализации складывается из общих (системных)
показателей и частной диагностики (анализа и самоанализа). Системная диагностика
осуществляется на основе индикаторов (показателей работы школы). Критерии выбраны
по следующим принципам:

1. Критерий результативности (УУД, олимпиады, победы в конкурсах, динамика
состоящих на учете, количества учеников в школе, текучесть кадров и т.п.) – помогает
оценить результаты образовательного и воспитательного процесса в своем единстве в
общих показателях. При неблагополучии в качестве общения участников ОП, будет
ухудшаться мотивация к учению, к участию в урочной так и внеурочной жизни, что,
несомненно, приведет к снижению показателей качества обучения и росту показателей
дезадаптивной группы.
2. Критерий вовлеченности (сколько людей участвуют в чем-либо; все ли категории
участников ОП принимают участие в жизни школы как воспитательной системы). Если
нет мотивации находиться в школе – всем или каким-то отдельным участникам ОП,
значит, не найдена необходимая тональность в предложениях школы – надо искать,
может быть от чего-то отказываться. Если есть стабильность или рост вовлеченности, то
это говорит о правильном направлении работы школы, соответствии ее предложения
спросу (то, что предлагается – действительно интересно участникам ОП).
3. Критерий возможностей (сколько конкурсов, мероприятий, творческих
объединений учителей, родителей; обновление материально-технической базы, и пр.; для
всех ли групп достаточно возможностей для участия в жизни школы как воспитательной
системы). Может быть, что все предложения школы хороши, но их слишком мало. Или
наоборот предложений много, но мала вовлеченность и значит это не адекватные
предложения.
4. Критерий качественной оценки (удовлетворенность всех участников ОП,
мотивация к обучению, СМИ о школе и пр.). Этот показатель нуждается в углубленной
разработке. Действительно по-настоящему оценить успешность развития воспитательной
системы могут только качественные характеристики, но они трудно поддаются
стандартизации.
Частная диагностика состояния элементов внеурочной деятельности складывается
из методов, позволяющих проанализировать качественные характеристики ее субъектов и
параметры воспитывающей среды. Соответственно в структуре частной диагностики мы
выделяем инструментарий для анализа и самоанализа работы педагогов (предметников и
классных руководителей), воспитанности учащихся, а так же комфортности пребывания
в школе участников образовательного процесса и здоровьесберегающую инфраструктуру
школы.
Диагностика воспитанности учащихся
Диагностика воспитанности учащегося – диагностика степени сформированности
необходимых для успешной жизненной адаптации компетенций в соответствии с образом
выпускника на каждой ступени. Эта оценка осуществляется на основании:
 методов структурированного педагогического наблюдения по схеме образа
выпускника;
 психологического обследования (тестирования и анкетирования);

результативности в учебной деятельности;

 карты активности во внеурочной деятельности.
Однако нас интересуют и отсроченные результаты своей работы: мы ведем мониторинг
социальной успешности наших учеников. Перспективой является разработка минимума
диагностического инструментария и его компьютеризация с целью полноценного анализа
работы по внеурочной деятельности.
Диагностика комфортности пребывания в школе участников образовательного
процесса
Методы:
 Блок анкет для изучения удовлетворенности участников ОП.
 Блок методик для изучения удовлетворенности ОП и анализа образовательного
спроса в рамках внеурочной деятельности.
Критериями эффективности реализации школой плана внеурочной деятельности
является динамика основных показателей обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой
(профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и
нравственной атмосферы в образовательной организации.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей
(законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. Необходимо
указать критерии, по которым изучается динамика процесса работы по внеурочной
деятельности обучающихся:
Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития
обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и
социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами
контрольного этапа исследования (диагностический).
Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик
положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей
воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с
результатами контрольного этапа исследования
(диагностический);
Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и
контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания
сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и
детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость
исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной
динамики процесса работы по внеурочной деятельности.

VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Гражданское воспитание:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края,
страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; - представление
об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; - ценностное
отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране.
Духовно-нравственное воспитание:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетическое воспитание:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание
ценности
отечественного
и
мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физическое
воспитание,
формирование
культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудовое воспитание:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
Организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;

- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценность научного познания:

- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Приложение 1.
Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат
в календарном плане воспитательной работы
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с
терроризмом.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
Третье воскресенье октября: День отца;
30 октября: День памяти жертв политических репрессий.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства.
Последнее воскресенье ноября: День матери
Декабрь:
3 декабря: Международный день инвалидов;
5 декабря: Битва за Москву, Международный день добровольцев;
6 декабря: День Александра Невского;
9 декабря: День Героев Отечества;
10 декабря: День прав человека;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
27 декабря: День спасателя.
Январь:
1 января: Новый год;
7 января: Рождество Христово;
25 января: «Татьянин день» (праздник студентов);
27 января: День снятия блокады Ленинграда.
Февраль:
2 февраля: День воинской славы России;
8 февраля: День русской науки;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики.
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;

24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: Международный день защиты детей;
5 июня: День эколога;
6 июня: Пушкинский день России;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодёжи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
25 августа: День воинской славы России


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».